Настольные компоненты как сравнительно молодое направление в мире высококлассного аудио особенно интересны для изучения. Сказать по правде, и для приобретения они тоже весьма интересны, поскольку дают возможность собрать прямо на столе вполне серьезную Hi-Fi или даже High End систему, еще и со всеми полагающимися аудиофильским радостями вроде подбора компонентов, отслушивания кабелей и даже использования средств виброразвязки. Причём всё это доступно в рамках скромного бюджета и без потери столь драгоценного подчас жизненного пространства.

Искренне желаю всем любителям Hi-Fi и High End возможности разместить дома систему любых масштабов, но здесь мы познакомимся с ультракомпактным набором компонентов AUNE, который отличается от классической стереосистемы лишь габаритами.

Знакомство

Бренд AUNE отсчитывает свою историю с 2004 года. У компании с затейливым названием Wuhan Ao Lai Er Technology Co., Ltd было шесть соучредителей, и все они — настоящие фанаты высококачественного звука. Соответственно, с самого своего появления и до настоящего момента бренд AUNE был сфокусирован на производстве Hi-Fi. Есть и своя китайская специфика: основное направление AUNE — портативное аудио и настольный Hi-Fi, который в стране с такой плотностью населения важнее полноразмерных компонентов.

Как и положено азиатскому бренду, AUNE имеет свою философию, которая нашла отражение в фирменном логотипе. Особый шрифт и использование строчных букв делают лого симметричным: буквы «au» при переворачивании превращаются в «ne». По задумке создателей это аллюзия на символ Инь-Ян, олицетворяющий баланс и гармонию. Надо признать, что фирменные компоненты действительно выглядят очень гармонично и сбалансированно.

В каждой линейке все компоненты изготавливаются в одинаковых корпусах, профиль которых визуально перекликается с буквами логотипа. Дизайн передней панели у всех устройств предельно лаконичен, а качество изготовления алюминиевых корпусов безупречно — зазоры даже на задней панели и вокруг разъемов не вызывают нареканий. Кроме того, профиль, из которого изготавливаются корпуса, имеет очень специфическую шлифовку и окраску, которая тактильно напоминает покрытие софт-тач.

Одним словом, с эстетической частью у AUNE все в порядке, да и High End подход в компоновке фирменной системы явно прослеживается.

Многокомпонентность

Система, с которой мы познакомимся более детально, состоит из трех компонентов: цифрового проигрывателя AUNE X5s, ЦАПа-усилителя для наушников AUNE X1s GT и тактового генератора AUNE XC1. То есть система включает в себя три компонента, но функции между ними распределены максимально неравномерно. Большинство задач решает интегрированный ЦАП-усилитель AUNE X1s GT, а цифровой проигрыватель и тактовый генератор берут на себя главную миссию — повышение качества звучания.

Впрочем, если доводить идею до абсолюта, стопку компонентов AUNE X можно было бы соорудить и повыше: в серию также входят отдельный ЦАП X8 и отдельный усилитель для наушников X7s, которыми можно заменить X1s GT.

Интеграция

AUNE X1s GT представляет собой весьма любопытный гибрид ЦАПа и усилителя, поскольку при всем многообразии разъемов на задней панели он не имеет ни одного аналогового входа. Зато с цифрой полный порядок: оптический, коаксиальный, USB-B, вход 10 МГц для внешнего тактового генератора и даже Bluetooth. Последний благодаря поддержке HiRes-кодека LDAC вполне вписывается в общую картину.

Производитель не афиширует название микросхем, используемых внутри, заявлена лишь поддержка самых высокобитрейтных аудиоформатов PCM 32бит/768кГц и DSD512. Однако энтузиасты этот аппарат уже вскрыли, обнаружив внутри чип ES9038Q2M от ESS Technology, USB конвертер XMOS U208 и почти сотню транзисторов, из которых собран полностью дискретный усилитель для наушников.

Усилитель имеет два выхода: балансный на разъеме 4,4 мм и несимметричный на разъеме 6,3 мм, выдающие, соответственно, 1 200 и 320 мВт на типовой нагрузке 32 Ом. Помимо этого устройство имеет линейный и регулируемый выходы на разъемах RCA — с ними можно добавить к системе активную акустику или комплект из мощника и пассивных колонок, а X1s GT использовать в качестве предусилителя.

Управление AUNE X1s GT реализовано весьма специфическим образом. Разработчики в своем стремлении к минимализму оставили на фасаде лишь одну кнопку. Она отвечает за переключение входов при однократном нажатии и за переключение цифровых фильтров при двойном. Способ управления не самый удобный, спасает лишь то, что пользоваться им придется не часто.

Никаких других настроек и регулировок нет: коэффициент усиления для наушников фиксированный, работа с внешним тактовым генератором запускается автоматически. Режима ожидания у AUNE X1s GT тоже нет — он просто обесточивается клавишей питания, располагающейся на задней панели.

Дезинтеграция

Цифровая часть в системе представлена сразу двумя устройствами: цифровым проигрывателем AUNE X5s и внешним тактовым генератором AUNE XC1. Первое, что важно знать о проигрывателе AUNE X5s — цифровой не значит сетевой. Аудиофайлы он воспроизводит не по сети, а с карт SD или с USB-накопителей емкостью до 2 ТБ. В обоих случаях носитель должен быть отформатирован в формат FAT32 или exFAT. Не самая обширная поддержка, но приноровиться вполне возможно.

С чтением разнообразных аудиофайлов никаких проблем не возникает. Плеер понимает WAV, FLAC, APE, ALAC, всевозможные реализации DSD, делает разбивку цельного аудиофайла файла по CUE и, конечно, справляется со сжатым аудио в МР3 и ААС.

Аппаратная часть собрана на чипе RT1052, при этом схема и прошивка плеера максимально упрощены почти до состояния CD-проигрывателя — для того, чтобы минимизировать возможное негативное воздействие на звук. Этот минималистский хайэндный подход в конструкциях своих цифровых проигрывателей инженеры AUNE используют более восьми лет, постепенно доводя идею до абсолюта.

Минимализм у AUNE X5s проявляется не только в схемотехнике — управление также выглядит предельно простым. Дисплей монохромный и отображает лишь текст, на передней панели только три кнопки управления воспроизведением, а навигация по папкам и настройка рабочих параметров осуществляются с помощью небольшого пульта ДУ.

В меню можно выбрать режим аналогового выхода: фиксированный или регулируемый, что, в принципе, позволяет использовать AUNE X5s в роли самостоятельного устройства, подключая к нему напрямую активную акустику.

Встроенный ЦАП AK4490 не самый новый, но любимый многими ценителями Hi-Fi и обладающий репутацией особенно музыкального. Подправить характер звука позволяют цифровые фильтры — в меню доступны семь вариантов их настройки.

Помимо проигрывателя файлов у AUNE X5s есть встроенный модуль Bluetooh версии 5.0, и с помощью меню его можно сделать как источником, так и приемником сигнала, что заметно расширяет функциональность проигрывателя. Качественное звучание при беспроводном подключении повышается за счет кодека aptX HD.

Вся цифровая часть плеера (и файловый проигрыватель, и Bluetooth-модуль) работает под контролем фирменной схемы подавления джиттера, собранной на программируемых вентильных матрицах FPGA. Данная схема разрабатывалась AUNE достаточно давно и имеет уже четвертую по счету реализацию.

Уровень внутренного джиттера проигрывателя с ней опустился до отметки 199 пс. А для большей стабильности работы цифровой части можно воспользоваться внешним тактовым генератором — AUNE XC1.

Сама идея разделения компонентов на несколько отдельных устройств в цифровом домене, пожалуй, наиболее оправданна с точки зрения влияния на качество звука. Хотя бы потому, что именно цифровой сигнал наиболее чувствителен к мельчайшим вибрациям и электрическим помехам.

Настолько, что защитить разные части схемы от взаимного влияния в рамках одного компонента можно лишь в формате полноразмерных High End устройств, обладающих солидной массой, несколькими независимыми блоками питания и сложной конструкцией шасси с виброразвязанными и экранированными друг от друга отсеками.

По сути, полный цифровой проигрыватель в своей самой ультимативной версии и выглядит как 2-3 совершенно независимых друг от друга цифровых компонента, собранных в одном большом корпусе. А поскольку вся суть настольного аудио — это миниатюризация корпусов, то распределение функций плеера, ЦАП и генератора по трем отдельным устройствам кажется асболютно разумным решением, без которого высокого качества звука не добиться. И именно поэтому AUNE XC1 в этой системе не является избыточным.

Над совершенствованием своих тактовых генераторов разработчики AUNE работали более 17 лет. В настоящий момент конструкция фирменного генератора базируется на термостабилизрованом кварце OCXO, который имеет небольшой нагревательный элемент, поддерживающий необходимую температуру все время, пока устройство работает. AUNE XC1 имеет четыре выхода, два из которых дают синусоидальный, а два — прямоугольный тактирующий сигнал.

Так же как и другие компоненты системы, AUNE XC1 имеет внешний блок питания со стандартным разъемом подключения. Штатные блоки питания качественные, но мы-то знаем, что в этом вопросе предел совершенства очень высок и, значит, дополнительное поле для экспериментов и апгрейда системы имеется.

Игры с генератором

При кажущемся на первый взгляд многообразии конфигураций, возможных вариантов сочетания компонентов между собой получилось не так уж и много. ЦАП-усилитель не имеет аналоговых входов, сигнал можно подать только по цифре, а проигрыватель из цифровых выходов имеет только SPDIF (порт USB на задней панели предназначен для подключения флешек). В результате вся вариативность сводится к выбору между коаксиалом и оптикой, а также к вопросу о том, как распорядиться тактовым генератором. И тут-то начинается самое интересное: мы можем тактировать ЦАП, цифровой плеер или оба устройства одновременно, причем на каждый можно отправить либо прямоугольные, либо синусоидальные импульсы.

Влияние генератора только на цифровой плеер оказалось не особенно заметным — встроенная система подавления джиттера хорошо справляется со своей задачей. При использовании внешних тактовых импульсов можно было различить небольшие позитивные изменения в звуке лишь на некоторых записях.

А вот при подаче тактующих импульсов на ЦАП польза внешнего генератора в системе становилась очевидной. Поэтому если второго кабеля BNC-BNC под рукой не оказалось, имеет смысл подать тактирующий сигнал на ЦАП, но максимальный эффект дает, конечно же, подключение к внешнему генератору обоих устройств.

AUNE XC1 имеет четыре выхода, позволяющих подавать на два устройства прямоугольные и синусоидальные импульсы в любом сочетании. Выходы обоих типов дают прирост разрешения. С прямоугольными импульсами звук получался более резкий, четко очерченный и аналитичный, извлекающий на свет все детали записи. С синусом музыка подавалась мягче, комфортнее, повышение разрешения ощущалось скорее как насыщенность тембров и проявление тонких нюансов в тех звуках, которые без генератора казались простыми и однозначными.

Настройки ЦАП

ЦАП, встроенный в AUNE X1s GT, имеет настройки, отличные от традиционного набора цифровых фильтров. Вариантов звука всего четыре — это два базовых режима Standard и Pure, которые существуют в двух версиях: для акустики и для наушников.

При прослушивании в наушниках соответствующие версии базовых режимов дают более объемный и богатый саунд, в то время как версии для акустики при использовании с наушниками формируют абсолютно плоскую сцену. При прослушивании через акустику ситуация меняется: предназначенные для нее режимы дают адекватную глубину сцены, а режимы для наушников делают пропорции звуковых образов неестественными и временами даже карикатурными. Одним словом, с прикладной частью настроек специалисты AUNE поработали очень тонко.

Что же касается отличия между режимами Standart и Pure, то тут тоже все соответствует названию. В режиме Standart звук более строгий, ровный и мониторный, а Pure делает его более выразительным и комфортным. Кроме того, есть ощущение, что режим Pure добавляет басовитости, а верх он делает менее резким и более прозрачным.

Закончили разбираться с настройками и подведем промежуточный итог: ту склонность к аналитичности или музыкальности, которую дает выбор типа тактовых импульсов, можно дополнительно усилить или, наоборот, ослабить с помощью настроек цифрового фильтра.

Во всех подробностях

Система тестировалась в двух конфигурациях — с наушниками и с активными колонками. С акустикой никакой специфики в плане совместимости нет, а первый вариант прослушивания требует небольших комментариев.

Усилитель для наушников, встроенный в AUNE X1s GT, имеет фактически две независимые схемы. При этом даже сравнительно маломощный несимметричный выход отлично контролирует практически любые наушники. Динамические модели с импедансом от 32 до 250 Ом работали прекрасно, с хорошим запасом громкости и без признаков какой-либо окрашенности, которую мог бы дать усилитель. А вот более мощные планарные модели для этого выхода оказались не самой подходящей нагрузкой. Но благодаря наличию балансного выхода, выдающего более 1 Вт мощности, AUNE X1s GT смог полностью реабилитироваться в этом плане.

Звучание системы и с акустикой, и с наушниками получилось очень собранное, сфокусированное и четкое. Даже в самом мягком и комфортном режиме (сочетание настройки Pure и синусоидальных импульсов) саунд стремится к нейтральной подаче музыкального материала.

Середина отличается хорошей артикулированностью, вокалисты как будто особенно стараются проговаривать и пропевать каждое слово. Бас четкий, аккуратный, не пытающийся доминировать, но способный выдать нижние ноты, что позволяет системе отлично отрабатывать соло на бас-гитаре и контрабасе.

Высокие частоты хорошо читаемы, но при тактировании прямоугольными импульсами ощущаются излишне резкими. Особенно явно это проявляется в сочетании с режимом Standart. Сцена выстраивается довольно кучно и даже при прослушивании в открытых наушниках не поражает масштабом, разворачиваясь во всю ширину только в те моменты, когда сама запись прописана максимально широко и объёмно, например, на альбоме «Amused to Death» Роджера Уотерса.

Динамические характеристики не вызывают нареканий: и на микро, и на макро уровне система реагирует молниеносно, прекрасно отрабатывая даже быстрый и злобный альтернативный метал в духе System of a Down. И это совершенно не мешает ей справляться с медленной, вальяжной и расслабленной музыкой, будь то блюз, джаз или симфоническая классика.

Говорить о какой-то жанровости при любом сценарии использования и любых вариантах настройки не приходится: любой материал AUNE воспроизводит успешно. Предпочтения возникают скорее не в плане жанров, а в плане форматов аудиофайлов, качества записи и мастеринга. Сама по себе система работает весьма педантично, строго по партитуре, поэтому недостатки записей не маскирует, но при этом и достоинства раскрывает во всей полноте, перекладывая ответственность за результат на плечи звукорежиссеров.

Выводы

Несмотря на то, что в системе AUNE все возможности экспериментировать с коммутацией и работать с настройками сводятся к цифровому домену, количество возможных вариантов саунда достаточно велико. Звук можно подсушить или сделать более живым, но при этом тональный баланс, динамика, разрешение и многие другие характеристики фактически остаются неизменными. Главными особенностями фирменного саунда можно назвать высокую детальность, нейтральность и точность. Иными словами — в звуке мы получили тот самый абсолютный баланс, на который нам намекали создатели бренда особым написанием логотипа «aune».

Учитывая, что все три компонента в системе с акустикой играют роль источника, инструментов для придания звуку необходимого характера остается достаточно. Со студийными мониторами можно получить систему, буквально препарирующую записи и разбирающую их на мельчайшие детали. А если добавить ламповый усилитель и колонки, обладающие мягким, домашним саундом, можно добиться невероятной теплоты, живости и насыщенности тембров.

Аналогичным образом обстоят дела и при прослушивании в наушниках — именно они сформируют в итоге характер системы. Но степень влияния будет меньше, поскольку за усиление теперь тоже отвечает AUNE, и в этом есть своя специфика. Даже басовитые наушники звучат в этой системе четко и разборчиво, а вот наушников с яркими острыми верхними частотами лучше избегать.

Еще одна особенность — отсутствие возможности управлять коэффициентом усиления. Амплитуды регулятора громкости может не хватить, если использовать модели с экстремально высоким импедансом. На низкоомных высокочувствительных ушных мониторах тоже хотелось бы чуть сместить диапазон регулировки, уже в обратную сторону.

Таким образом, саунд комплекта AUNE хорошо вписывается в классическую формулу построения системы: берём максимально нейтральный и детальный источник, а остальные компоненты системы добавляем согласно собственным звуковым предпочтениям.

детальное и точное звучание, хороший набор средств настройки звука, ультракомпактные размеры, возможность использовать альтернативные блоки питания

ограниченные возможности коммутации, отсутствие регулировки коэффициента усиления для наушников

AUNE X5s — 29 820 рублей, AUNE X1s GT — 29 820 рублей, AUNE XC1 — 25 900 рублей

Цифровой проигрыватель AUNE X5s

Подключение носителей: слот SD, порт USB

Файловая система: exFAT, FAT32

Поддерживаемые форматы: WAV, FLAC, ALAC, APE, AAC, MP3, DSF, DFF, SACD-ISO, CUE

Выходы: коаксиальный, оптический, аналоговый стерео

Входы: тактового генератора 10 МГц

Беспроводной интерфейс: Bluetooth 5.0 LDAC (приём и передача)

Габариты: 145х171х45

 

Тактовый генератор AUNE XС1

Рабочая частота: 10 МГц

Импеданс кабеля: 50 Ом

Тип разъёма: BNC

Выходы: 2х синусоидальная волна, 2х прямоугольная волна

Габариты: 145х171х45

 

ЦАП-усилитель AUNE X1s GT

Максимальное разрешение ЦАП: 32бит/768кГц, DSD512

Выходная мощность: 1200 мВт на 32 Ом — балансный выход, 320 мВт на 32 Ом — несимметричный выход

Искажения: 0,00013% (на линейном выходе)

Входы: коаксиальный, оптический, USB-B, таковый сигнал 10 МГц

Выходы: Pentacon 4,4 мм, TRS 6,3 мм, линейный стерео RCA, регулируемый стерео RCA

Беспроводной интерфейс: Bluetooth aptX HD

Габариты: 145х171х45