Чопорные джазмены начали играть песни попсовых The Beatles почти сразу же, как только шедевры Леннона-Маккартни стали попадать в хит-парады. «Лучшая песня Леннона-Маккартни», — говорил Фрэнк Синатра перед исполнением «Something» Джорджа Харрисона. Целые альбомы-трибьюты не заставили себя долго ждать. Однако парадокс: джазовых альбомов-посвящений The Beatles никогда мало не было, и сейчас их поток не иссякает, но, как ни странно, очень трудно вспомнить такой трибьют, который сразил бы всех и вошёл в историю музыки как сама Ливерпульская четвёрка. Но попытаемся вспомнить самое необычное, значительно, популярное и курьёзное.
Вне жанров: Al Di Meola «All Your Life» (2013)
Относительная новинка — альбом выдающегося гитариста Эла Ди Меолы, одного из отцов-основателей стиля фьюжн и, как оказалось, битломана со стажем. Запись проходила в намоленных стенах студии Abbey Road, где записывались сами битлы. Версии Ди Меолы, виртуоза, с одной стороны, замороченные: синкопированные ритмы, «сдвинутые» партии наплывают друг на друга очень плотно, и невозможно поверить в то, что это сыграл один гитарист и один спорадический перкуссионист. Или, например, «Because» опевается со всех сторон так, что не сразу узнаётся, однако узнаётся. Непонятно, в каком стиле этот альбом, кажется, состоящий из смеси всего — и латины, и джаза…
С другой стороны, он слишком личный, прочувствованный и, извините за избитый эпитет, — душевный. Ну, а тот факт, что даже самые заигранные хиты Ди Меола может представить так, что сердце щемит, как в первый раз, — это мы знаем еще со времён обращения гитариста к нетленкам Астора Пьяццоллы.
Авангард: Bill Frisell «All We Are Saying...» (2011)
Выдающегося гитариста-новатора Билла Фризелла трудно заподозрить в любви к Ливерпульской четвёрке: ну как-то совсем он далек от любой классики, роковой в том числе. И тем не менее Фризелл записал трибьют сольному Леннону. Впрочем, Леннон в нью-йоркский свой период тоже не чужд был играм в авангард.
Трибьют Фризелла — сугубо инструментальный. Помимо того, что подчеркиваются реально удивительные напевно-психоделические мелодии Леннона, это всё довольно интересно и свежо сделано, на явном сопротивлении материала. Но, например, Dream # 9 в оригинале как бы «заточена» под слайд-гитару, во всяком случае, плывущий слайд там — основная «фишка», создающий вот это зыбкое настроение глубокого цветного сна.
Гигантомания: Beatlejazz «A Bite of the Apple, Another Bite of the Apple»
«Я вообще люблю поп-музыку. Я в своё время песни Grateful Dead и Beach Boys поигрывал, а The Beatles просто обожаю!» — так говорил автору этих строк американский пианист Дейв Кикоски. Кикоски — один из самых блистательных мастеров своего поколения — создал с барабанщиком Брайаном Мелвином целый трибьютный проект группе The Beatles под названием «Beatlesjazz», который в итоге, оказавшись долгоиграющим, выпустил целых четыре компакт-диска.
Первые два, «A Bite of The Apple» и «Another Bite of The Apple» — фортепианные трио в духе задумчивых Билла Эванса и Кита Джаррета (с очень симпатичными каверами вроде «Junk» из сольного творчества Пола Маккартни). Два финальных альбома, «With A Little Help from Our Friends» и «All You Need» — это уже более тусовочные записи со звёздными гостями, в диапазоне от Ришара Бона и Ларри Гренадье (трио Брэда Мелдау) до Майкла и Рэнди Брекеров и великого Джона Скофилда. И да, на финальных релизах постоянный контрабасист Beatlejazz — русский нью-йоркер Борис Козлов, что особенно приятно.
Классика жанра: George Benson «The Other Side Of Abbey Road»
Душа и слёзы радости — вот, в общем-то, и всё, что стоит сказать про этот альбом, а еще лучше просто послушать. Считается, что альбом Джорджа Бенсона — первый трибьют именно конкретному альбому, а не композитору/группе/песням/артисту. Трудно назвать это джазом, скорее Бенсон здесь — в своей попсовой ипостаси. С первого же трека «Golden Slumbers» (все треки концептуально поменял местами: завершается — «The End») его масляный голос, сладостные клавиши, скользящие гитарные пассажи создают какую-то совершенно летне-эротическую атмосферу.
Флейта Хьюберта Лоса в Come Together — кто бы мог подумать, что в такой песне ей самое место? Также поучаствовали в записи Хёрби Хенкок и трубач Фредди Хаббард, продюсировал – выдающийся джазовый продюсер Крид Тейлор. В общем, who could ask for more.
Забытый шедевр: Helen Merrill «Sings The Beatles» (1970)
Карьера американской джазовой певицы Хелен Меррилл началась задолго до рОков всяких (сейчас ей 86 лет, если что). Её первый сольный альбом вышел в 1954, где в качестве сайдменов участвовали, между прочим, корифеи-виртуозы: трубач Клиффорд Браун и контрабасист Оскар Петтифорд. В общем, даже такую джаз-аристократию не миновала битломания.
В 1970 году в городе Токио с японскими музыкантами Меррилл записывает дюжину битловских песен. Как хиты («Let It Be«, «Here, There and Everywhere»), так и совершенно неочевидный материал — «The Word», «Because I Want You» и про-женскую «Леди Мадонну». И вот как это всё должно звучать у джазовой певицы?
Удивительно совершенно — ювелирные аранжировки и атмосфера тонкая, как тюль. Забавны перемены героев: несколько сумбурная версия «Норвежского леса» поётся от лица девушки («Когда-то я знала одного парня»). А тонкая «And I Love Him» (с призрачным гобоем и женским хором) — это, конечно, «And I Love Her», сменившая пол.