Все началось с роста прослушиваний кантри-группы, чей дебютный альбом ежемесячно посещал 576 000 слушателей на Spotify. От четырех красивых ковбоев веяло ностальгией, а также прекрасной коллекцией звездных имен: Гейб Фэрроу, Ленни Уэст, Майло Рейнс и Орион “Рио” Дель Мар. Единственное, что останавливало их стремительный взлет, было отсутствие физического существования — никто из этих парней не был настоящим.

К настоящему времени мы все знаем историю Velvet Sundown, группы, которая, как выяснилось, была полностью выдумана искусственным интеллектом. Слушатели подозревали это, и Rolling Stone подтвердил это. Вдохновителем был некто под псевдонимом Эндрю Френлон, который зашел так далеко, потому что “интересовался художественными мистификациями”. Чего вы, возможно, не знаете, так это того, что этот парень тоже был ненастоящим, а настоящие Velvet Sundown, личность которых до сих пор остается загадкой, были взбешены, сказав Rolling Stone: “Мы просим, чтобы репортажи о нас основывались на проверяемых источниках, а не на сфабрикованных аккаунтах или синтетических СМИ”.

Это был обман с помощью искусственного интеллекта внутри обмана. Френлон, или как там его на самом деле зовут, опубликовал подробный отчет о том, как был разыгран весь этот фарс, просто чтобы показать, кто был настоящим гением во всем этом. “Внезапно мне в голову пришла безумная идея, а что, если добавить в эту историю еще больше странностей?” - написал он. “Это пример социальной инженерии"… люди, как правило, являются самым слабым звеном в любой технологической системе, и их часто довольно легко одурачить”.

Подобные мероприятия рисуют картину того, что музыка с искусственным интеллектом - это большая приманка, пространство, где слушатели сами решают, реально ли то, что они только что услышали, или нет. Самое смешное, что вам не нужно никого обманывать. Одно исследование показало, что 60% потребителей музыки охотно слушали бы музыку, созданную искусственным интеллектом, в то время как другой опрос показал, что 46% исполнителей рассматривали бы возможность использования музыкальных инструментов с искусственным интеллектом в будущем. Проблема в том, что еще большее число людей не желают признавать это. В ходе того же опроса более 50% артистов заявили, что скрывали бы свое использование искусственного интеллекта, опасаясь реакции своей аудитории.

Вся эта секретность вокруг музыки с искусственным интеллектом ставит несколько интересных вопросов: Кто именно создает музыку с искусственным интеллектом? Сколько групп с искусственным интеллектом представлено на стриминговых платформах? Сколько людей на самом деле слушают музыку с искусственным интеллектом? И, что особенно важно, получают ли эти группы с искусственным интеллектом роялти?

Если Spotify и знает ответы на эти вопросы, то они не желают нам их сообщать. Без четкой политики в отношении музыки с использованием искусственного интеллекта Spotify начинает во многом походить на Дикий Запад искусственного интеллекта, к тому же у него есть приличное количество кантри-групп, созданных с помощью искусственного интеллекта. Несмотря на это, в Spotify считают, что цифры не оправдывают беспокойства. “Количество треков, полностью созданных с помощью искусственного интеллекта, на Spotify бесконечно мало... Музыка с использованием искусственного интеллекта не уменьшает объем роялти”.

Однако инструменты для идентификации музыки с помощью искусственного интеллекта существуют, и Deezer использует их. Компания обнаружила, что на ее платформу ежедневно загружается 20 000 треков, созданных с помощью искусственного интеллекта, и что 70% загрузки музыки с помощью искусственного интеллекта на самом деле поступают с аккаунтов ботов. И снова музыка с искусственным интеллектом привела нас к очередному случаю мошенничества. Однако на этот раз музыка, созданная с помощью искусственного интеллекта, определенно откусила кусочек от королевского пирога.

Чтобы защитить свой фонд роялти, Deezer начали помечать музыку на своей платформе лейблом с искусственным интеллектом, а также запретили музыке с искусственным интеллектом занимать желанные места в тщательно отобранных плейлистах.

Исходя из всего этого, нам остается только гадать — неужели нас всех дурачат такие шутники, как Френлон? И должны ли мы верить Velvet Sundown, когда они обновляют свою биографию (после скандала), чтобы заверить нас, что “Это не трюк, а продолжающаяся художественная провокация, призванная бросить вызов границам авторства, идентичности и будущему самой музыки в эпоху искусственного интеллекта”?

Музыкальные дебаты об искусственном интеллекте часто позиционируются как "технология против технологии". луддиты слишком упрямы, чтобы принять это, но этот аргумент - явный отвлекающий маневр. История говорит нам, что артисты первыми испытывают новые технологии. Kraftwerk не скрывали, что создают музыку, используя синтезаторы, а Run-DMC не стеснялись использовать инновационные методы сэмплирования, которые затем положили начало золотому веку хип-хопа. История учит нас, что артисты не боятся испытывать возможности технологий, когда нужно создавать мощную музыку. Поэтому крайне необычно, что музыкальная технология с искусственным интеллектом продолжает оставаться скрытой при ее создании и распространении, не говоря уже о базовых данных, которые делают возможным создание ИИ.

Прошло уже несколько лет с момента “революции искусственного интеллекта”, и, что примечательно, все, что мы можем показать, - это некачественные риффы на существующие музыкальные жанры, и ничто даже близко не сравнится с тем взрывом жанров, который сопровождал предыдущие технологические революции. Конечно, это не значит, что технологии искусственного интеллекта не меняют ситуацию

Программное обеспечение для разделения музыки на стэмы достигает почти идеального уровня точности, и та же технология искусственного интеллекта неожиданно привела к созданию новых мощных и оригинальных DAW, таких как RipX. Музыкальные компании изучают возможности использования искусственного интеллекта в мастеринге и плагинах, в то время как независимые разработчики продвигают создание совершенно новых звуков в программном обеспечении для передачи тембра с помощью искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект по своей сути не является плохой технологией, возможно обучать модели ИИ этичным образом. Но, сохраняя это в тайне, артисты и слушатели все более скептически относятся к любым потенциальным преимуществам, которые он может принести музыке, — и вы можете понять почему. После того, как их поймали, Velvet Sundown переименовали в “проект синтетической музыки”, а на Suno, программное обеспечение, которое, вероятно, использовалось для создания альбома с искусственным интеллектом, подали в суд за нарушение авторских прав в “массовом масштабе”.

Еще не поздно ИИ занять свое законное место в истории музыки, но нам давно пора вывести его на свет божий, чтобы обеспечить большую прозрачность в его использовании. Таким образом, мы сможем развеять теневые практики, которые скрывают его реальное влияние. Есть много артистов, готовых экспериментировать с ИИ, и много слушателей, которые первыми оценят, насколько хорошо это звучит на самом деле. Но только при наличии культуры открытости между всеми участниками мы узнаем, что на самом деле ИИ может предложить музыке, а что нет.

Гарлинг Ву

Оригинал статьи:

https://musictech.com/features/opinion-analysis/fake-artists-real-opportunities-hoaxes-and-scams-are-holding-back-the-potential-of-ai-music/