У итальянской компании Chario новинок не было достаточно давно, а из-за перерывов в продажах на территории нашей страны и саму компанию порядком подзабыли. Впрочем, не только из-за перерывов. Фирма, хоть и существует с 1975 года, относится к небольшим производителям, а никак не к массовому сегменту. Кроме того, в недалеком прошлом некоторые модели играли, скажем, на любителя. Но относительно недавно у Chario обновился модельный ряд, и в числе прочего появилась новая серия Aviator.
Собственно, в модельный ряд Aviator и входит модель Cielo, ставшая предметом теста. Некоторые новинки производителя я слушал на предыдущей выставке, и они показались мне эффектными и за счет этого интересными. Но тогда полного представления о звуке и его характере у меня не сложилось — только наброски, вопросы и сомнения.
Сам производитель позиционирует себя как небольшую мануфактуру, которая очень ценит и широко применяет ручной труд и массив дерева в качестве основного материала. Даже сайт в большей степени демонстрирует не столько акустику, сколько старые, очень старые ручные инструменты для работы по дереву, а также интерьеры. И только потом акустику, да и то без привычных подробностей: технические характеристики, например, даны весьма необычно. Хотите узнать верхнюю границу частотного диапазона? Нет, она не указана. Зачем? Вам же слушать и любоваться внешностью колонок с боковинками из аккуратно обработанного массива дерева. А заботу о технических характеристиках оставьте производителям. Однако же рекомендациям по установке каждой конкретной модели в помещении и относительно слушателя на сайте уделено куда больше внимания, чем обычно. В общем, по совокупности признаков можно не знать ни фирму производителя, ни название модели, но итальянское происхождение угадывается с первого взгляда.
Почему линейка получила название Aviator? Сказать сложно, но это посвящение людям и событиям, связанным с историей воздухоплавания и авиастроения. Или самой воздушной стихии — «Cielo» переводится с итальянского как «небо». Ну да, непривычно романтично для нашего времени, но, на мой взгляд лучше, чем скучные буквы-цифры. И уж точно очень по-итальянски.
В настоящий момент Chario Aviator Cielo числится старшей моделью в линейке, хотя в печатном каталоге фигурировала еще одна акустика Aria — постарше и побольше. Но пока остановимся на том, что во всей линейке Aviator две полочные модели, две напольные, один центральный канал, а Cielo — старшая напольная модель.
Все свое
Внешне акустика выглядит необычно. Скругленный корпус, изготовленный из ДВП высокой плотности, покрыт матовой, отчетливо-шершавой серой краской, вид которой наводит на мысли о некоем промышленном дизайне. И к этому корпусу по бокам прикреплены тоже скругленные, сложной формы боковины из клееного наборного массива ореха. Необычно, но, согласно утверждению разработчиков, именно такое сочетание позволяет добиться нужных показателей жесткости и желаемых резонансных свойств. По ощущениям корпус и правда весьма монолитен и не склонен к излишнему дребезжанию.
Исполнение в целом аккуратное: никаких небрежностей при тщательном осмотре я не нашел. Да и внешний вид при своей необычности смотрится изящно. К тому же весь облик и видимый конструктив явно перекликается с другими линейками и с моделями из прошлого Chario, поэтому преемственность очевидна.
В плане динамиков необычно практически все: и исполнение, и конфигурация, и размещение. Разработка и изготовление динамиков у Chario собственные. Скорее всего, конечно же, не целиком, что логично, но отличия от серийных или слегка модифицированных моделей существенны.
Конструкция акустики трехполосная, с использованием четырех излучателей. На передней панели размещены большой 38-миллиметровый купольный твитер (мягкий, но не тканевый, крайне сложно понять, из чего он сделан), помещенный в коническом рупоре, и 165-мм среднечастотник с необычным воронкоподобным диффузором. Расположение перевернутое, среднечастотник сверху, твитер снизу. В качестве материалов для диффузоров среднечастотника и басовиков применен Rohacell — жесткий и легкий вспененный полимер, который соединен с неким поверхностным слоем, скорее всего, на основе целлюлозы или подобных волокон. Интересен не только материал диффузоров, но и форма — на поверхности нет центрального колпачка, весь диффузор представлен одной поверхностью сложной формы.
Басовика в конструкции два: один расположен на задней стенке акустики, второй же направлен в пол и делит нижнюю поверхность с портом фазоинвертора. По размерам басовики точно такие же, как и среднечастотник, 165 мм. Внешнее отличие в первую очередь сводится к размерам и пропорциям подвесов. У басовиков они побольше.
По косвенным признакам и техническим характеристикам также можно понять, что у среднечастотника и басовиков сложносплавные — неодим, железо, бор, — а не ферритовые магниты. И магниты, вероятнее всего, не обычные кольцевые, а наборные. Но последнее — только предположение.
О фильтре производитель сообщает, что он четвертого порядка, и можно предположить не самую простую схему, а также немного посомневаться в чувствительности в 92 дБ. Также известны частоты раздела (200/1235 Гц), что тоже выглядит не совсем обычным. Все-таки чаще твитер начинает работать на более высоких частотах. Подключение акустика предполагает только двухпроводное, что в сумме со сказанным выше выглядит вполне логичным.
Пока что все неплохо, но и о недостатках надо сказать. Даже не о недостатках, а скорее о несуразицах. Ну вот, например, ножки, на которые устанавливается акустика — маленькие резиновые конусы на винтовых креплениях. Конусы не только маленькие, но и мягкие. Соответственно, в сочетании с расположенным снизу басовиком (это уже надо учитывать) на хоть сколько-нибудь пушистый ковер не поставить — cлишком близко к поверхности оказывается подвес направленного в пол басовика. Правда, в комплекте есть и привычные регулируемые шипы, так что по вкусу и исходя из типа напольного покрытия можно выбирать, какой вариант использовать.
Или еще один момент — защитные грили. На твитер и среднечастотник гриль предусмотрен небольшой, аккуратный, совершенно классической конструкции с механическими креплениями. А сделать хоть что-то для заднего басовика разработчики не сочли нужным. Хотя, конечно, надо понимать, что эта акустика с такой как есть конструкцией и материалами — что с задним грилем, что без него —весьма уязвима при неаккуратном обращении и слабо устойчива к детям или домашним животным (она требует внимательного и бережного обращения). Но что приятно — у производителя четко заявлено, что абсолютно все уникальные детали акустики будут доступны еще в течение 15 лет после снятия модели с производства.
По поводу расстановки, как я уже говорил, производитель дает очень подробные рекомендации. Расстояние до точки прослушивания не менее 2,5 метров, установка с разворотом на слушателя. Даже рекомендованная высота указана такая, чтобы среднечастотник находился примерно на одном уровне с ушами. Не указана только рекомендованная площадь комнаты и позиционирование относительно стены. По площади, думаю, что от 18-20 метров уже смело можно пробовать, и к стене, расположенной за акустикой, логичнее слишком близко не придвигать. А по поводу поворота на слушателя и высоты — полностью соглашусь с рекомендациями производителя: параллельная расстановка тут точно не к месту.
В качестве партнеров по тесту с Chario Aviator Cielo работали интегрированный усилитель Accuphase E-270 и дисковый проигрыватель Accuphase DP-430. Кабельная обвязка — в основном Siltech Classic. Все вполне известное, знакомое, предсказуемое.
Тактичны и точны
Прослушивание начал с записи Sylvain Luc Trio Sud. Звук в некотором роде уже узнаваемый; стилистика примерно та, что я запомнил по прослушиванию на весенней выставке. Звучание объемное, насыщенное, густое и даже немного форсированное, но совершенно не жесткое и не крикливое. На примере этой записи можно отметить, что есть некоторая рыхлость баса и нижней середины, но это специфика самой записи, а то, как она отыгрывается на практике — хороший вариант.
Подача объемная, фактурная, не острая, а может быть, даже чуть светлая и самую малость смягченная. Но эта обволакивающе-заполняющая подача не ощущается как сонная или утомительная — наоборот, как будто бы все пространство звука оживает, двигается, резвится. И кстати, это все очень созвучно с музыкой, и запись явно совпадает по характеру с трактом. Эмоций много, но они точны и тактичны, они явно притягивают внимание к музыке, приподнимают настроение, но не начинают утомлять через полчаса прослушивания.
Прилично ведет себя система и акустика в плане динамики и детальности. Запас весьма неплох, никаких ограничений не ощущается, и особенно приятно, что звук явно с характером, но равноценно сбалансированный по всему диапазону, без перекосов. Я неплохо себе представляю, как звучит тестовая система без привязки к акустике, и понимаю, что в общей картине слышу и Accuphase, и Siltech, и особенности конкретного диска. Все очень наглядно, понятно. И акустику тоже слышно, ее характер, особенности. Очень интересно, что разные свойства не слипаются, не сваливаются в кучу, и еще интереснее, что не диссонируют, не пробуют перессориться.
Следующая запись в тесте — Coralie Clement «Salle Des Pas Perdus». Подробно-воздушный звук, с приличной детальностью, певучий, в меру яркий (сообразно записи), но не слащавый. А мог бы быть — запись очень располагает к сиропности и некоторой навязчивости. Но такого эффекта не возникает. Объем хороший, заполнение пространства просто отличное, масштаб больше ожидаемого. Хорошая подача вокальных партий, и, что важно, правильный, соразмерный масштаб. Детальности и динамики для этой конкретной записи хватило полностью. Воздуха много, звук пластичный, подвижный и подробный. Основное ощущение от прослушивания — слушать просто комфортно и интересно. Нет ощущения обязаловки, вымученности, или, наоборот, перехлестывающих эмоций. Характер живой, подвижный. Казалось бы, такой звук часто может быть светлым или ярковатым по верхним частотам. Светлый — да, отчасти может быть. Но без явной окраски. Резкий или яркий? Нет. Хотя никакого недостатка в верхних частотах или их сглаженности, смягченности не наблюдается.
А что будет, если взять музыку совсем другого эмоционального содержания? Например, диск Murcof «The Versailles Sessions». Тут картинка получилась несколько другой. Запись слышна вполне подробно, но чуть заметно акцентирование основных тонов и легкое сглаживание послезвучий. Играть «почти тишину» и повисающие в пустоте, медленно затихающие ноты и призвуки акустике как будто бы чуть-чуть неинтересно. И за счет этого музыка воспринимается более фактурной и более отчетливой, с приглушенными полутонами. Да и с некоторой мрачностью не все получилось — она тоже, видно, не по вкусу. Хотя предположу, что в другом тракте расстановка могла бы быть немного иной, все-таки такие нюансы и складываются в результате тщательного подбора всех составляющих. А может, дело тут в том, как я привык слышать эту запись, и другому слушателю такая подача будет ближе.
Еще один альбом совсем другого жанра — Dr John «Mercernary». Достаточно жесткий, но не разухабистый, а по-своему даже строгий фортепианный блюз. Подача цельная, совсем не легковесная; хороший контроль по всему диапазону и хорошая же отработка вокальных партий. Может быть, не так жестко, как хотелось бы, но детально и ритмично. Да и с атмосферой все очень хорошо — скучно эта акустика играть категорически не хочет, но и явной окраской или перекосами точно не страдает. Уверенный звук, только лишь не подчеркнуто брутальный.
А вот с тяжелой музыкой все получилось еще интереснее. Поставил диск My Dying Bride «The Light at the End of the World» — удивительно прилично по детальности (все-таки тут материал сложнее), уверенно по динамике. И самое необычное: фактурно-бархатистый объем звука вполне нормально уживается с этой музыкой. Инструментальные и вокальные партии хорошо слышны, пространство сцены ощущается естественным, эмоционально тоже все нормально. Возможно, кому-то захотелось бы звук агрессивнее, но в данном случае я не вижу в этом никакой необходимости — важнее отыграть специфическую грусть этой записи, а не врезать по басам и середине. Хотя и к быстрым переходам по воспроизведению у меня явных замечаний нет.
После послушал старую-старую запись оперы Bellini «I Puritani». Качество самой по себе монозаписи, да и вариант издания CD, так себе. Но отличное исполнение… И система позволила слушать это полноценно и интересно. Особенно понравились объем и раскладка по глубине. Инструментальные и вокальные партии хорошо и разборчиво слышны, тембрально подача достоверная. И важно то, что слушать интересно не за счет окраски (такое «интересно» обычно проходит за 5 минут, а на знакомой записи и вовсе не возникает), а за счет того, что звук не зажат дополнительно к собственным огрехам записи. И конечно за счет полноценного объема и хорошей отдачи по всему имеющемуся диапазону, пусть сам по себе на записи он и оставляет желать лучшего.
Последний диск в тесте — запись Симфонии №8 Ральфа Воан-Уильямса. Здесь к записи уже вопросов нет, рассматриваем только звук. Снова отличная проработка объема, аккуратная, но живая и эмоциональная подача по всему диапазону, и конечно же, сцена, воздух, подвижность музыки. Очень неплох баланс между динамикой, детальностью и музыкальной слитностью. Местами хотелось бы более глубокой проработки по басу, но для акустики схожих габаритов и подобной конструкции и то что есть — хороший результат. Главное, что по всему рабочему диапазону, даже на сложных моментах, не было критичных перекосов, бубнения или крикливости. Разумеется, на этих сложных моментах теоретически может быть еще больше деталей, но не менее важен баланс звука и его цельность.
Выводы
Обычно в выводах я не уделяю особого внимания внешности, но в данном случае это стоит сделать. Смотрится, на мой взгляд, эта акустика весьма самобытной. Это не традиционное и не классическое исполнение. Но мне оно показалось самодостаточным в том смысле, что практически в любом интерьере, даже противоположном по стилю, эта акустика не будет выпадать или выглядеть чужеродной, а скорее так и останется самостоятельной величиной. И это необычный эффект.
По звуку — у Chario явный прогресс. Я помню старые модели, и звук там был со спецификой: то баса маловато, то серединка какая-то пустоватая. Здесь же все совсем иначе — цельно, ровно, с характером. Да, с характером нужно найти общий язык, подобрать к нему технику, а также найти совпадения по музыкальным вкусам (кстати, жанрово акустика эта весьма универсальна). Но вот чего точно нельзя сказать про Chario Aviator Cielo — «некие безликие колонки». Самобытность, несомненно, их сильная сторона.
И еще понравилась способность играть разное. Играть долго, играть эмоционально, без педантизма или строгости, и в равной мере без излишней яркости или мешающей окраски. Форсированный насыщенный звук чаще бывает или слишком эмоциональным, или утомительным. Но это не наш случай. Детальнее и аналитичнее тоже могло бы быть, но основа характера звука здесь не в запредельной детальности, а в цельности подачи и в музыкальности.
Музыкальный материал
Bellini — I Puritani — Callas, Di Stefano, Panerai, Rossi-Lemeni, Chorus and Orchestra of La Scala, Tullio Serfin / Naxos 8.110259-60 / CD Mono
Coralie Clement — Sallie Des Pas Perdus / Nettwerk / Capitol 0 6700 30273 2 8 / CD Stereo
Dr John — Mercenary / Blue Note / EMI 0946 3 54541 2 3 / CD Stereo
Murcof — The Versailles Sessions / Get Sound / /The Leaf Label BAY 67CD / CD Stereo
My Dying Bride — The Light at the End of the World / Peaceville CDVILED 79 / CD Stereo
Ralph Vaughan Williams — Symphony 8 in D minor — The State Symphony Orchestra of the USSR Ministry of Culture, G.Rozhdestvensky / Мелодия MEL CD 10 021170/6 / CD Stereo
Sylvian Luc Trio Sud / Disques Dreyfus / Sony FDM 36632-2 / CD Stereo
399 000 руб.
Количество полос/динамиков: 3/4
Оформление НЧ: фазоинвертор, направленный в пол
Динамики:
1 х ВЧ 38 мм T38 Waveguide
1 х СЧ 165 мм ROHACELL® –Full-Apex™ Poly-Ring NdFeB motor
2 х НЧ 165 мм ROHACELL® Full-Apex™ Poly-Ring NdFeB motor
Чувствительность: 92 дБ
Нижняя граница частотного диапазона: 40 Гц / -3 дБ
Частоты раздела кроссовера: 200/1235 Гц
Кроссовер: 4 порядка
Рекомендованная мощность усилителя: до 180 Вт / 4 Ом
Импеданс (ном/мин): 4/3,6 Ом
Рекомендуемая установка: по высоте — СЧ-динамик на уровне уха, расстановка акустики с разворотом на точку прослушивания при расстоянии не менее 2,5 м
Размеры (ВхШхГ): 1045х235х390 мм
Вес: 30 кг