Зима! Джазмены, торжествуя... Что делают? Да как все — мерзнут и думают. И у них рождаются интересные коллаборации и очень красивые, камерные произведения. Итак, вновь громкие архивные изыскания, неожиданные дуэты и дерзкое обращение с классикой.
Krzysztof Kobyliński feat. Erik Truffaz «Give Me November»
Известный в Польше композитор, пианист и организатор фестивалей Кшиштоф Кобылински сотрудничает со многими американскими джаз-звездами: все в восторге от его музыки. Это говорят и Ренди Брекер, и Майк Стерн... Понятно, что у польского джаза глубокие и мощные корни — про классику вообще молчу — история и так далее. Важнее, что она по духу совершенно европейская — холодноватая, напевная, академично точная и этнически душевная.
В этом смысле Кобылински с французом Эриком Трюффазом сочетаются идеально... он тут солист, что с ним нечасто бывает. Да вообще: прям целый альбом чужой музыки сыграть — это с Трюффазом впервые. Но здесь он совершенно органичен, его музыка — по сути. Поляк с французом — родственные души, несомненно!
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Frank Morgan & George Cables «Montreal Memories»
Еще одно любопытное издание ненового материала. От, так сказать, теневых гениев джаза. Дуэт изысканного пианиста Джорджа Кейблса (работал с Артом Пеппером) и паркерообразного альт-саксофониста Френка Моргана. С Морганом вообще фантастическая история: ярко начав в 50-х, он потом на три десятка лет выбыл из музыкальной тусовки почти совсем, ибо сидел — то на героине, то в тюрьме.
В 80-х он наконец завязал со всем (совсем!) и стал выпускать пластинки любопытные. Мастер, конечно; и думать не хочется, сколько всего упущено... С Кейблсом они выпустили в 1987 дуэтный альбом «Double Image». А здесь их дуэт — в концертной версии. Пьесы из альбома («After You've Gone», «Helen's Song», «All The Things You Are») плюс несколько стандартов. «A Night in Tunisia» сделали в очень оригинальной скоростной аранжировке. Интересно сравнить ее с другой дуэтной трактовкой — Моргана с Джоном Хиксом на альбоме «Twogether». Там все совсем по-другому.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Oleg Grymov Quintet «Masala Life»
Первый сольный альбом московского саксофониста/флейтиста/кларнетиста Олега Грымова можно было бы назвать полистиличным. В нем действительно соединились русский фольклор, восточные влияния, академическая музыка (импрессионисты) и собственно джаз. Можно, но не стоит, потому что: а) смесь получилась цельная, гомогенная, б) сам альбом — единое произведение с четкой формой. А в liner notes однокашник Грымова, знаменитый саксофонист Алексей Круглов, характеризует эту работу фразой «партитура жизнетворческого пространства с его удивительными настроениями и смысловой, ассоциативной нагрузкой».
Отмечу пикантность квазивосточной пьесы «Harbin» (автор бывал там, на практически родине отечественного джаза — оркестр Лундстрема ж из этого русско-китайского городка). В пьесе Владимира Тарасова «Tapestry #3» Грымов играет на бас-кларнете таким глубоким и шершавым звуком, что позвоночник чешется (если страдаете синестезией — то лучше не слушайте... а то подсядете!). Из фокусов: стандарт «My Favorite Thing» регармонизировали, переделав во что-то свое под название «Anything X»; фортепианная прелюдия Дебюсси «La cathédrale engloutie» превратилась в современную софт-джазовую пьесу с остроумно вплетенной партией саксофона, ритм-секцией и помпезной электрогитарой.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Charles Mingus «Jazz in Detroit / Strata Concert Gallery / 46 Selden»
Вы, конечно, будете смеяться, но в джазовом прошлом случается много нового. После обнаружения «Неизвестного альбома» Джона Колтрейна — не менее ценная находка. Лайв-записи Чарли Мингуса в Детройте в феврале 1973 года. Целых 5 дисков неизвестного материала, который обнаружила у себя дома вдова барабанщика Роя Брукса.
Изобилие музыки отменного качества в прекрасной записи — это все понятно, само собой, но есть еще один прекрасный момент. Дело в том, что состав тут для группы Мингуса несколько не типичный, не только компактным размером, но и музыкантами. Это: Брукс, саксофонист Джон Стабблфилд (в свое время, к слову, сыгравший в России аж в Новокузнецке), трубач Джон Гарднер, пианист Дон Пуллен. Не мингусовские люди, так сказать. И играют нечто от жестко-лиричного бопа до прям авангарда, к которому Мингус испытывал чуть ли не отвращение, но именно в этом направлении потом двинулся Пуллен. Состав этот просуществовал недолго, но, как видим, оставил интереснейшее свидетельство для вечности.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer