Франшиза «Человека-паука» начала свою жизнь в шестидесятых годах прошлого века и за такой немалый срок серьезно выросла. Если все начиналось с истории Питера Паркера, то в дальнейшем радиоактивные пауки кусали самых разных людей и нелюдей в параллельных, перезапущенных и просто альтернативных вселенных. Именно обо всем многообразии людей-пауков и повествует «Человек-паук: через вселенные» (Spider-man: Into the Spider-verse).

В комиксах крупных изданий — DC и Marvel — понятие параллельных и альтернативных вселенных существует очень давно. Настолько давно, что сложно сказать, какая из вселенных все-таки оригинальная. Отличаются эти вселенные друг от друга иногда незначительно, буквально одной деталью — например, полом персонажа, а в иных случаях разница видна во всем.

Питер Паркер и Человек-паук полюбились публике, и поэтому версии укушенного радиоактивным пауком существа стали плодиться и множиться. Одной из наиболее ярких стала история Майлза Моралеса в 2011 году — темнокожего подростка, пришедшего на смену умершему в Ultimate-вселенной Marvel Человеку-пауку Питера Паркера. И именно Майлз является главным героем экранизации «Через вселенные».

Вообще, появление Майлза было социальным — издательство хотело дать американским подросткам с отличным от белого цветом кожи позитивную ролевую модель. Ту же идею продвигает и «Черная пантера». И пример, мне кажется, вполне удачный: Майлз в целом получился разнообразным персонажем, умело сочетающим в себе и подростковое бунтарство, и героические начинания, и какую-то детскую наивность, и вполне взрослую серьезность. В Майлза и его действия, в его персонажа легко поверить. Как в комиксах, так и в фильме.

Майлз живет в замечательной полной семье с папой-полицейским и мамой-медсестрой, периодически сбегает к дяде, который обитает в лофте с боксерской грушей и аудиосистемой с пятнадцатидюймовыми лопухами, попадает в школу для очень умных или очень богатых детей. Майлз сам относится к первым, и в обществе вторых ему неуютно.

Но как всегда, конечно же, внезапно появляется радиоактивный паук, и жизнь нашего персонажа переворачивается с ног на голову. А тут еще Майлз становится свидетелем не самых приятных событий и принимает решение спасти город. Ведь кто же этим займется, если не Человек-паук?

Но все оказывается не так просто: из-за подпольного гигантского коллайдера между собой смешались несколько измерений, и «человеки-пауки» из параллельных вселенных переместились во вселенную Майлза. Так что теперь старый добрый Бруклин Майлз спасать будет не в одиночестве: ему помогут более взрослая версия Питера Паркера, нуарная версия Питера Паркера родом из тридцатых годов, Гвен-паук, чей костюм носит, соответственно, Гвен Стейси, анимешная Пени Паркер в обнимку с огромным роботом и Свин-паук в исполнении Порки.

Шуток в фильме три типа: миллениальные, простые и вспоминающие прошлые экранизации. Простые шутки связаны с тем, что только получивший способности Майлз липнет ко всем поверхностям и попросту не может справиться со своими умениями, попадая в разные глупые ситуации. Поставщиком миллениального юмора стала взрослая версия Питера Паркера, упавшая в экзистенциальный кризис. До попадания во вселенную Майлза он лежал на кровати в разбитой квартире, бездумно почитывал френдленту, смотрел телевизор и ел пиццу, пытаясь понять, зачем вообще существует, разочаровавшись в своем геройстве, браке и попросту в своей жизни.

Отсылок к прошлым экранизациям полно — они встречают зрителя с самого начала. Не забыли ни Тоби Магуайра, ни Эндрю Гарфилда, ни наиболее молодого кинопаучка Тома Холланда, не забыли мультипликационные экранизации, породившие тонну мемов, и ласково прошлись по обширному прошлому всех вселенных Человека-паука.

Сюжет, конечно, простой, мы его видели десятки раз — это становление супергероя, осознание своего места в жизни и все такое. Но в «Через вселенные» это подается необычно: и сами создатели в курсе, что зрители уже знают все про дядю Бена, большую силу с большой ответственностью и прочие атрибуты. Попавшие во вселенную Майлза другие пауки прямым текстом ему говорят, что тоже через все это прошли, прекрасно его понимают и готовы помочь. Здесь супергерой не остается наедине с паникой, которую ему приносят внезапно появившиеся силы — он окружен теми, кто в этой ситуации был и кто с ней справился.

Майлз, будучи главным героем фильма, привнес в картину немного своеобразной стилистики — большие бумбоксы, граффити, Air Jordan 1 в расцветке «Chicago», наушники Sony из линейки Extra Bass, да и хип-хоп в саундтреке доминирует. Звуковое сопровождение подобрано к происходящим событиям отлично. Музыку сопровождают забавные аудиоэффекты, призванные подчеркнуть анимацию — в обычном фильме такое смотрится странно, но мультфильму подходит идеально.

Но самое главное в картине — это визуальный ряд. В исполнении Sony «Через вселенные» стали самым настоящим кинокомиксом. Это анимационный фильм, и воплотить в нем рисованных персонажей удалось прекрасно — со всеми упрощениями и гиперболизацией, свойственным комиксам. За героями следуют бабблы с текстом, звуковые эффекты и вопли дополняются прыгающими буквами на экране, даже картинка периодически раскрашивается так же, как в комиксах — точечками. Краски яркие, сочные, по-хорошему кислотные, картинка разнообразная и очень качественная, но в то же время необычная. Трейлер, выполненный в такой стилистике, породил немало вопросов, но в полном метре этот практически буквальный перенос комиксов на экран смотрится шикарно. Да и пасхалок за счет этого удалось накидать.

Историю Майлза Моралеса и других отличных от Питера Паркера паучков на экране представили с размахом, с чувством, с любовью как к франшизе, так и к ее фанатам. Сочная картинка, приправленная интересным воплощением простая история, живые персонажи, интересная анимация, необычная стилистика — благодаря этому «Человек-паук: через вселенные» стал прекрасным развлекательным кино, которое подойдет и тем, кто знаком только с киноверсиями Питера Паркера, и тем, кто успел закопаться в комиксы. Он не дает заскучать, он побуждает присматриваться к тому, что происходит на экране, и даже, может быть, заставит о чем-нибудь задуматься.