Собрать колонки руками на фабрике в Дании — редкая удача для русского аудиожурналиста. Однако с помощью компании A&T Тrade и с высокого разрешения топ-менеджмента датского производителя акустики DALI мы смогли лично поучаствовать в производственном процессе на фабрике компании близ Орхуса, расположившейся среди полей и лесов, некогда служивших укрытием для местных разбойников.
История компании DALI началась в подвале дома Питера Лингдорфа — знаменитого аудиоинженера и бизнесмена. Именно он до сих пор главный акционер фирмы, и именно с его подачи датские инженеры, набившие руку на производстве американских колонок Cerwin Vega для европейского рынка, взялись за разработку собственных АС. Случилось это в 1983 году, а через три года в предместьях города Орхус было построено первое здание фабрики DALI . С тех пор оно уже четыре раза достраивалось, а совсем недавно открылся еще и филиал в Китае.
В общей сложности на производстве заняты 130 человек, а руководят фирмой пятеро топ-менеджеров. Причем четверо из них — инженеры. В DALI этим фактом особенно гордятся. «Все мы — энтузиасты и аудиофилы, — рассказывает генеральный директор фирмы Ларс Ворре, — мы не компания маркетологов, мы сами все очень любим музыку, Hi-Fi и хороший звук и занимаемся делом, которое любим. И при этом хорошо понимаем, как это работает». На китайском заводе собирается только младшие линейки компании — это совершенно новая серия колонок Zensor, а также еще более доступная серия Concept. Колонки эти наглядно воплощают один из главных принципов работы DALI — относиться к самым младшим моделям с тем же пиететом, что и к старшим. Более того, по словам Ларса, младшим моделям приходится уделять гораздо больше внимания, поскольку добиться хорошего результата при ограниченном бюджете значительно труднее. В результате Zensor ни чем не выдает своей «бюджетной» сущности. Да ее там и нет. Например, корпуса всех напольников серии имеют алюминиевый подиум, а передняя панель покрыта рояльным лаком — такой отделкой и флагманы некоторых брендов похвастать не могут. Колонка тщательно настроена, и особое внимание уделено тому, чтобы она не была тяжелой нагрузкой для усилителя, кривая импеданса всех АС в серии максимально ровная. О том, насколько тщательно подходили к разработке Zensor, говорит и конструкция твитера, в котором применено внутреннее демпфирование, прямо под мягким излучающим куполом располагается звукопоглощающий материал, который гасит обратное излучение и тем самым значительно снижает искажения.
Вообще, инженеры DALI ставят перед собой амбициозную задачу — снизить уровень собственных искажений колонок на 20 дБ по сравнению с общепринятыми нормами. При этом им удалось уже преодолеть половину пути, осталось дожать еще 10 дБ до идеала. При этом к процентам доходов инженеры в руководстве DALI тоже относятся весьма серьезно. План по компании на каждый год — 10 % роста производства и продаж. И в течение последних десяти лет DALI удавалось расти именно такими темпами, только в кризисный год объемы упали на 15 %, в чем Ларс признается почти что с гордостью, ведь объемы производства у конкурентов упали значительно сильнее. Ну а в целом, по меркам индустрии, это компания середнячок, с ежегодным оборотом 50 млн евро. DALI — консервативная компания, по словам гендиректора «мы меняемся, но меняемся медленно», и это не косность мышления, а стратегия выживания. Здесь умеют делать хорошие колонки и делают ставку именно на это, ведь современный рынок аудиоаппаратуры лихорадит, и многие солидные марки исчезают буквально на глазах. Еще три года назад грозным конкурентом DALI считали компанию Infiniti, а сегодня ее на рынке просто нет, таким образом, место для производителя классических колонок все больше, и нет никакого смысла пытаться бежать впереди поезда. Поэтому в ближайшие годы мы не увидим iPodдоков или интернет-приемников от DALI . Впрочем, выпуск активных мониторов сейчас серьезно обсуждается, но пока, по результатам исследования европейских рынков, эта категория акустики не так востребована, как может показаться, и такой новинки от DALI пока тоже ждать не стоит. Зато свой первый шаг в категорию lifestyle компания уже сделала и причем весьма уверенно. Акустические системы Fazon F5 в цельнолитом алюминиевом корпусе европейские журналисты уже отметили наградой EISA.
Поскольку я и сам участвовал в горячем обсуждении этой награды, скажу, что получили они ее более чем заслуженно, в категории «красивых» колонок по качеству звучания этим системам нет равных. Конечно, кое-какие компромиссы здесь есть, скажем, динамические излучатели этих колонок позаимствованы у серии Mentor, и, прямо скажем, напольники Mentor 5 звучат посолиднее. Но Fazon F5 при этом обладают более ясным и точным звуком, так сказать, более аудиофильским. А уж на фоне своих конкурентов в категории lifestyle они просто блистают. Ведь несмотря на экстравагантный вид, это настоящие хорошие АС, которые, как говорится, «играют». Использовать Fazon F5 можно как классическую стереопару, причем ставить эти колонки, несмотря на задний порт фазоинвертора, лучше поближе к стене, так бас будет увереннее. А можно построить на их основе ДК, дополнив сателлитами из серии Fazon и одним из двух специализированных сабвуферов. Разработчики даже рекомендуют использовать саб Mentor, поскольку он лучше подходит к фронтальной стереопаре по классу.
В то время как DALI сознательно отказывается от маркетинговых инноваций, инновации технические стоят во главе угла при разработке колонок этой марки. Все началось еще с введения в эксплуатацию гибридного твитера. Тут следует оговориться, что целью его создания было не столько расширение динамического диапазона вверх, сколько уменьшение временных искажений при работе основной пищалки с мягким куполом и расширение дисперсии, т.е. зоны оптимального прослушивания. По мнению разработчика Ларса Ворре, чем более пологим будет спад характеристики на высоких частотах, тем меньше искажений из ультразвуковой области попадет в слышимый диапазон. И ленточный излучатель фактически расширяет частотный диапазон всего на 10 кГц, зато значительно сглаживает спад характеристики, работая от 14 кГц и давая возможность купольному твитеру идеально звучать в достаточно узкой полосе.
Отдельная история — басовые и среднечастотные динамики с диффузорами, упроченными древесными волокнами. На вид они все одинаковые, но состав компаунда для производства диффузоров каждой линейки — разный. В разных случаях используются волокна шести разных сортов древесины, естественно, варьируется еще и плотность, и вес материала. Долгое время разработанные собственными силами динамические головки отдавали производить на такие фабрики, как Scan-Speak и Vifa, однако сейчас производство налажено непосредственно в стенах фабрики DALI, что позволяет выполнять заказы более оперативно и лучше выдерживать жесткие требования к качеству продукции. Ну а самая последняя инновация компании обещает перевернуть все аудиоиндустрию. Недавно инженеры DALI получили патент на использование в динамических излучателях нового искусственного магнитного материала, который по характеристикам значительно превосходит магниты из редкоземельных металлов, широко распространенные сегодня в колонкостроении.
Лaрс Ворре vs THX
Dali официально отказываются сертифицировать свои колонки по THX, поскольку считают требования, заложенные в этом сертификате, устаревшими. Когда он разрабатывался, главной задачей было улучшить любым способом весьма посредственный звук тогдашних саундтреков. Сегодня же качество звуковой дорожки на Blu-ray зачастую превосходит фонограмму с компактдиска, поэтому проблемы с необходимостью что-то искусственно «улучшать» уже нет. И нет никаких причин строить тыловые каналы по особым спецификациям, усиливающим диффузию звуковых волн, чтобы скрыть огрехи фонограммы. Сейчас можно честно строить домашний кинотеатр из совершенно идентичных друг другу и высококлассных громкоговорителей, чтобы получить максимум от звуковой дорожки к фильмам или концертам. Именно такой подход и исповедуют в DALI .
Проверка слуха
После смены на сборочном конвейере нам удалось пару часов отдохнуть в мягких креслах демонстрационного зала фабрики и послушать почти все АС, которые здесь производятся. Характерно, что для демонстрации напольников использовался довольно уже пожилой и отнюдь не самый дорогой усилитель NAD С 375BEE. В сочетании с референсным двублочным источником Denon он справлялся буквально со всеми колонками фирмы, кроме циклопических Megaline, для которых на DALI специально построили два тысячеваттных моноблока. Полочные мониторы мы слушали с комплектом Denon 1500, поскольку эта аппаратура более светлая по тону, а полочники не требуют от усилителя особых усилий для воспроизведения баса.