Давайте поговорим о современной музыке. Что вообще считать современным: все, что не назвать «классикой», или произведения современных композиторов, написанные по строгим академическим стандартам, или, может быть, просто все, что до сих пор вызывает какой-либо интерес? Как бы там ни было, иногда мы можем наблюдать, как вчерашние авангардисты становятся живыми классиками, а поп-хиты перекочевывают в репертуар академических коллективов. А у самых, казалось бы, известных фигур позапрошлого века открываются новые грани.
Arctic Philharmonic «Philip Glass: A Descent into the Maelstrom»
Дьявол сидит в мелочах, как говорят немцы. Музыка Филипа Гласса к театральной постановке рассказа Эдгара По «Низвержение в Мальстрем» написана в 1986 году. Сам автор играл ее со своим коллективом, а теперь коллектив Norwegian Arctic исполнил этот материал по-своему и как полноценное музыкальное сочинение.
Гласс, вообще, композитор «фрактальный»: послушав одно произведение, потом любое другое узнаешь по первому же такту. Музыкально подкованные и ненавидящие минимализм люди говорят про композитора, что он просто переписал учебник гармонии. Это, конечно, здорово, но что мешало любому из его критиков сделать то же самое и стать модным, авангардным, маститым и, наконец, просто современным классиком? Вопрос риторический.
Вот и здесь, в принципе, язык классического Гласса узнается сразу. Водоворот? Ну да, фирменная глассовская буря в стакане воды, которая никак не выплеснется наружу. Мотивчики, которые бегают друг за другом по кругу, и это обостряет восприятие нюансов. Какое тут сочетание тембров! Например, сопрано с виолончелью — совершенно химерический звук («Tranquility»). Или в «The Naming» — пронизывающее до костей сопрано, плывущее на холодных волнах струнных. В «Maelstrom» струнные изображают жужжание роя неведомых насекомых, и так далее. В общем, сколько бы у вас записей Гласса ни было, и эта отнюдь не помешает.
Isata Kanneh-Mason «Romance. The Piano Music of Clara Schumann»
Клара Жозефина Вик, будущая — Шуман, жена великого композитора, в отрочестве была молодой и дерзкой. Сама сочиняла и играла — прямо-таки как современные поп-звездочки. А в этом году меломанский мир отмечал 200 лет с ее дня рождения.
Молодая и дерзкая британская пианистка Айсата Канне-Мэйсон — тоже обладательница известной фамилии. Нет, речь не о Нике Мэйсоне из Pink Floyd, а о родном брате Айсаты — виолончелисте Шеку Канне-Мэйсоне.
К двухсотлетию Клары Шуман многие музыканты стали записывать альбомы с ее музыкой, но эти произведения обычно иду в паре с более знаменитыми творениями Роберта Шумана. Айсата рискнула и сделала альбом почти исключительно из произведений самой Клары (за исключением двух песен в транскрипции опять-таки Клары).
Открывает альбом ля-минорный фортепианный концерт — чудесная смесь легкого пафоса, героизма и романтики. С хрустально-прозрачным звуком Айсаты — самое оно. Романсы и фортепианная соната соль-минор — более грустные, задумчивые и романтичные. При всех технических наворотах — а Клара была серьезным музыкантом с амбициями — слушается удивительно легко, да и вообще такие чистые здоровые эмоции сейчас мало где встретишь. Романтика!
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Saint John String Quartet «Canadian Hits: Unplugged»
Я, конечно, зарекался писать о кроссовер-проектах. Бах с барабанами и басом или поп-песня, аранжированная для симфонического оркестра. В самой идее нет ничего страшного: Бах, может, и сам бы сейчас писал для баса и барабанов, а красивую мелодию может сыграть любой состав (да и классики типа Чайковского или Стравинского не чурались включать в свои серьезные произведения народные или попсовые мелодии).
Проблема в том, что обычно получается ни то, ни се. И тут я, наконец, понял, что отличает кроссовер-музыканта от нормального классика и попсовика. Почему, по большей части, кроссовер — штука, недостойная ушей нормального меломана. Штрихи! Вот если он скрипач, то пилит навзрыд, чтоб слушателю с непрокачанными ушами было понятно — это воет именно скрипка. Если пианист, то громоподобное фортепиано либо, наоборот, стеклянно-нежно-фоновое, чтобы тоже понятно: вот здесь сложный пассаж, а тут — музыка для расслабления.
У канадского струнного квартета Saint John String Quartet штрихи — настоящие. И они реально играют инструментальные версии хитовых песен своей родины так, как играли бы «настоящую» композиторскую музыку. Да и выбрали то, что близко. «Take This Waltz» — он и в оригинале Леонарда Коэна как вальс. Или «Miss Chatelaine» — и у k.d. lang это закос под салон начала века.
«Black Velvet» Алланы Майлс у квартета более напоминает минимализм, и тут обнаруживается проблема переделок поп-хитов: повторяющийся один в один рефрен. Если вокалист меняет его голосом, интонациями, то тут скрипка-солист просто тупо повторяет одну и ту же фигуру. То есть такие песни хорошо бы соединять по несколько штук в одну сюиту, потому что без вокала и текста голый материал аккомпанемента просто бледноват. Но что есть, то есть — просто хорошая музыка. А если это рассматривать как кроссовер — то и просто высший класс.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer