Компании JVC — без малого сто лет. Профессиональной проекцией, особенно кинотеатральной, она занимается половину этого срока. Среди домашних моделей для фирмы самым значимым можно считать 2010 год, когда были представлены проекторы X-серии. Линейка вызвала живой интерес киноманов, понимающих великолепие «абсолютно черного». В этом году актуальны модели с «тысячным» индексом, — и в этом тесте речь пойдет о средней модели DLA-X7000.
Содержание
• Комплектация и первые действия
• Анализ фирменных технологий улучшения качества изображения
• Описание и измерение параметров режимов изображения
Обзор линейки
В текущей линейке High-End-проекторов JVC три модели: X5000, X7000, X9000. Это уже пятое поколение, что можно понять по очередному нулю в названии (предыдущие были X700, X70, X7). Шутники утверждают, что через несколько лет имена моделей выгоднее будет записывать в экспоненциальной форме. Но шутки в сторону: все остальное у линейки «X» и нашей модели конкретно — по-японски серьезно.
Чтобы не повторять старые обзоры, и для тех, кто не в курсе — блиц о технологических орденах и регалиях JVC. Эти 10 инженерных решений в полной мере реализованы и работают в X7000.
1. Компания традиционно использует фирменную технологию матриц (панелей) 3 х D-ILA (Direct Drive Image Light Amplifier). С некоторыми оговорками это клон дорогой технологии LCoS (Liquid Cristal on Silicon) — в каком-то смысле гениального гибрида LCD и DLP. Технология D-ILA позволяет достичь очень больших значений контрастности изображения, в данном случае — кардинально-высокого качества черного цвета при фиксированном световом потоке. Пресс-релизы о «рекордной в отрасли оригинальной контрастности» не лукавят, по праву считая одним из главнейших качеств кинематографии — именно контрастность. У современной линейки потолок — 150 000:1. У модели X7000 - … Проще говоря: в референсной комнате экран с черным тестовым кадром практически не виден.
2. Относительно недавно JVC реализовала в X-серии динамическую диафрагму, соответственно заявив о контрастности 1 500 000:1 максимум. Насколько данное число маркетологическое (речь о школьном множителе 10), судить не берусь, но это решение добавило не только гибкости всей линейке, но и иммунитету к «динамическим» конкурентам. JVC подчеркивает, что натуральная контрастность по-прежнему остается приоритетом компании.
3. Оригинальное разрешение матриц X-серии — Full HD или 1920х1080. Но JVC изобрела технологию e-shift — программно-аппаратного улучшения Blu-ray-картинки до качества 4К: кадр и его копия — со сдвигом на полпикселя по диагонали — накладываются друг на друга в реальном времени. В результате пиксельная решетка «ретушируется» и картинка становится пленочно-гладкой, а-ля 4К. Особенно выигрывает качественный Full HD контент. В X7000 и всей серии применена e-shift уже 4-го поколения.
4. X-серия обладает полноценной системой управления цветом. Корпус X7000 (как и старшей X9000) украшает логотип ISF — одного из ведущих законодателей критериев соответствия кинотеатрального изображения мировым стандартам.
5. X7000 (и X9000) сертифицированы на соответствие требованиям THX — группе жестких стандартов и пропуску в клуб элитных ДК. Напомним, что ISF — это принципиальная возможность тонко настроить аппарат любого уровня, а THX – свидетельство о достижении высокой планки ряда важнейших характеристик.
6. X7000 (и X9000) способен качественно принять сигнал 4К/60p 4:4:4 (разумеется, с «даунскейлингом» до Full HD). Это снимает ограничения на используемый контент и/или источники. Можно смотреть фильмы Blu-ray 4K UHD.
7. В X7000 и всей серии резко повышена световая эффективность оптического блока: максимальная мощность лампы увеличена не столь значительно, но даже в экономичном режиме значение пикового белого соответствует стандарту. Проще: картинка стала ярче при сохранении (и даже увеличении) контрастности.
8. При сохранении приемлемой мощности лампы резко увеличен световой поток. X7000 может похвастать 1800 лм. Это позволит увеличить экран, дистанцию проекции, при сохранении требуемой яркости изображения.
9. В X7000 и всей серии реализована поддержка технологии защиты контента HDCP 2.2 — неотъемлемого требования современных способов доставки UHD и просмотра Blu-ray 4К UHD. Плеер Blu-ray UHD обязательно спросит интерфейс HDMI проектора о наличии таковой.
10. И наконец, X7000 (вместе с X900) поддерживает сигнал HDR (вместе с расширенным цветовым охватом). Blu-ray UHD и вещание обещают разительный рост ощущений от сцен «экстремального» типа — ярких, ночных, гибридных. Насыщенные цвета станут ярче, черный — чернее, и т.д. X7000 готов реализовать свои обещания.
Перечисленные достоинства не вывод, а констатация заявленного. Насколько это правда — покажет тест, даже не журналистский, а личный — самого потребителя, в конкретных условиях конкретного ДК. Но, забегая вперед, спрошу: можно ли на основе X7000 построить очень хороший кинотеатр класса High End? И тут же уверенно отвечу: не просто хороший — отличный. А по определенному критерию, включающему, разумеется, параметр «качество-цена», — и вовсе лучший.
Что это за критерий?
А. Если прогресс рынка контента Blu-ray 4K в виде сиротливой стопки фильмов на Amazon вызывает у вас понимание типа «обещанного три года ждут» или «хорошее дело быстро не делается», но при массовом появлении UHD-контента вы хотели бы получить изображение, что называется, на уровне.
B. Если вы действительно цените главные качества кино — динамический диапазон, контрастность и реалистичный цвет, при этом желая, чтобы ваше мнение о проекторе было однозначно подтверждено авторитетными законодателями стандартов.
С. Если вы хотите, чтобы жизненная, насыщенная и динамичная картинка впечатляла не только хозяина, но и гостей, повышая самооценку, то…
… этот проектор ваш.
На момент конца мая 2016 г. розничная цена JVC DLA-X7000 составляла 719 000 руб.
Паспортные данные
Краткие комментарии по спецификациям.
1. Оригинальное разрешение матриц – 1920х1080. Поэтому загадочную строку спецификаций «Разрешение отображения — 3840х2160» следует читать «Воспринимаемая детальность изображения — 4К/3840х2160».
2. При цветовом пространстве входного сигнала RGB/YCbCr (4:4:4) поддерживается только 8-битный цвет. Имеется в виду «студийный» несжатый по цвету сигнал, который вам редко встретится, поэтому цифра 8 не должна смущать. Для контента 4:2:0 и 4:2:2 доступны 10 бит, которые на Blu-ray UHD. Для 3840 x 2160 30p и ниже ограничения по цветовому сжатию снимаются. Фильмы Blu-ray Ultra HD c 10-битным цветом можно смотреть в режиме 30 кадров/с, что хорошо согласуется с доступным контентом в этом году.
3. Оба интерфейса HDMI совместимы с HDCP 2.2 (High Definition Content Protection), поэтому проблем с подключением Blu-ray UHD плееров в любой разъем (точнее — с воспроизведением контента оптических BD UHD дисков) — не будет. Спасибо JVC, что не сэкономили.
4. В разделе «Проекционный объектив» неточность: автофокуса у этого проектора нет.
5. Максимальная диагональ изображения — маркетинговая величина, декларирует лишь пределы работы оптики и не означает, что такая картинка будет соответствовать стандартам.
6. Из всех языковых вариантов меню наиболее употребителен в смысле терминологии — английский.
Комплектация и первые действия
В коробке — проектор, кабели питания, пульт ДУ, батарейки и руководство пользователя (напечатанное). 3D-очки — опция. Рекомендую ознакомиться с онлайн-документацией и другими материалами на англоязычном сайте JVC-Kenwood , хотя бы вкратце — это позволит начать эксплуатацию проектора правильно, плюс использовать его потенциал эффективнее.
Опций магазины предложат всего три: 3D синхро-эмиттер PK-EM2 (радио), 3D-очки PF-AG3 (радио) и запасная лампа PK-L2615U. Существуют и ИК-опции очков с эмиттером (разъем совместим), однако RF выгоднее, а ИК-версии с производства сняты. Кроме того, очки последнего поколения имеют более высокие оптические свойства поляризаторов, плюс, обзор. Отсутствие очков с эмиттером в комплекте — минус, учитывая высокое качество реализации 3D в X7000.
Подберите качественный HDMI кабель, особенно, если расстояние от источника/ресивера до проектора — более 5 метров. Лучше, чтобы он был спецификации HDMI 2.0, точнее — HDMI Premium (18 Гбит/с): это на случай, если вы планируете воспроизводить контент 4К/60p и Blu-ray Ultra HD. 10-15 метров такого кабеля «тянут» тяжелый сигнал без проблем.
О прошивке. Ее версию можно узнать на вкладке Information меню. Далее хотелось бы сказать: сравните со свежей версией на странице поддержки вашего проектора, в случае необходимости скачайте и обновите. Для устройства такого класса актуальность микропрограммы важна. Но JVC пока неохотно поддерживает процедуру работы обычного пользователя с «firmware», поэтому файл прошивки приходится «поискать». Хорошая идея — иногда интересоваться обновлениями в сервис-центре или у официального дилера. На середину июня 2016 г. актуальная версия прошивки — u83.2. Проверить текущую версию можно в меню (см. скриншот ниже).
Но даже если вы скачали файл прошивки, процесс обновления покажется не столь дружественным, как у конкурентов, где «флешка – вставил – вынул – готово». Вам понадобится кросс-кабель RS-232, ПК с тем же портом (а если его нет, то — адаптер RS-232 - USB) и умение разобраться с утилитой обновления. Хотя ПО JVC сделано хорошо, а его обновления достаточно редки, я бы искренне пожелал JVC демократизировать процесс, так как для удаленного пользователя снимать проектор и везти его в сервис-центр — развлечение сомнительное.
Интерфейсы
Уже много лет дизайн X-серии неизменен. Классика, узнаваемость бренда, уверенность в себе — это хорошо. Менять каждый год дизайн — все равно что признаваться в том, что прежний был неудачен. Усеченный параллелепипед со скругленными ребрами, одновременно строгий и театральный, думаю, удовлетворит самый разнообразный спектр вкусов владельцев.
Вариант цвета один — черный. Поскольку уровень аппарата соответствует референсному кинозалу, где полное затемнение, отличный экран и сдержанный темно-матовый интерьер, так и должно быть. Контрастность кинотеатральной картинки — один из важнейших факторов, а у X7000 таково и предназначение — поразить ею. Светлый корпус дал бы проценты паразитной засветки на экран, и картинка High End стала бы на 98% High End. Поэтому претензии типа «почему нет белого корпуса» воспринимаю как «почему у спорткара нет фаркопа для буксировки прицепа».
Фасад строг и прямолинеен, без золотых колец объектива (они есть только у RS-серии), а сотовые грили системы охлаждения придают проектору легкий спортивный стиль. Система охлаждения спроектирована грамотно: воздушные потоки не пересекаются с конусом света и не искажают нано-тонкости картинки e-shift. Проектор очень тих в работе: я разбирал его, убедившись, что эффективное охлаждение обеспечивает группа низкооборотных вентиляторов среднего размера, прогоняя воздух по разным путям.
Важнее золотых украшений то, что объектив защищен автоматизированной моторизованной шторкой, предохраняющей оптику от пыли. А она, оказывается, довольно высокого качества, поэтому здесь «картина и рамка» гармоничны. Объектив также полностью моторизован (фокуса, зум, сдвига линз). Очень помогает функция «Памяти объектива»: она учитывает и формат картинки, и положение, работая сдвигом линз.
Пластик корпуса не совсем черный, а скорее лакированный «металлик» антрацитового оттенка. Он глянцевый. На сомнения любителей матовых корпусов — глянец, мол, маркий — отвечу солидарно. Дело в том, что картинка X7000 мне очень понравилась, поэтому перед каждым просмотром буду забираться по стремянке к потолку и в знак почитания трогать проектор пальцем.
Верх корпуса (а при потолочной инсталляции это низ) демонстрируют легкосъемные крышки — для смены лампы и фильтра (кстати, по регламенту меняются они в одно время). Тоже удобно: снимать проектор, нарушая микрорегулировки, не надо. На заднем торце находится приемник ИК-сигнала. Сигнал же от пульта сильный, работая в направлении экрана, проблем мы ни разу не получали.
Панель разъемов расположена на заднем торце, доступ к ней удобен. Здесь 2 HDMI (оба с поддержкой HDCP 2.2), Ethernet, 3D Synchro для трансмиттера и 12В триггер для управления экраном. USB нет. Здесь же упрощенная кнопочная панель управления. В случае потери пульта можно выжить. Крышка отсека лампы не «слайдер», а на винте, но тоже вполне удобно — никаких проблем.
Не касаясь темы интеграции проектора в мультимедийную сеть, затрону одну важную функцию Ethernet. Установив на ПК фирменную утилиту Projector Calibration и подключившись к проектору напрямую по Ethernet, можно произвести расширенную калибровку, тонкую настройку Гаммы и загрузить новые ценные профили. Недостаток у программы один: она предпочитает работать только с колориметрами Spyder, что нивелирует половину достоинств.
Кратко о пульте ДУ RM-MH22G. Дизайн, по сравнению с «предками», не изменился. Блоки выбора входов и памяти объектива, настройки геометрии и выбора пресетов меню внизу пульта — все то же самое. Первое время нужно привыкнуть к расположению кнопки подсветки: она справа и сверху от джойстика. Есть кнопки Back и Hide, что очень удобно при настройках.
Экранное меню
Так как X7000 способен отобразить породистый цвет, то и меню оформлено театрально — черный, янтарный, голубой... Названия многих пресетов также поэтические. Специалист предпочел бы вместо «High Bright», «Gamma A» и пр. конкретные числовые значения. Хотя, здесь я не совсем прав. Например, Гамма «с буквой» может означать не чисто степенную функцию, а наборный сплайн из кусочных аппроксимаций, т.е., ее не выразить простой формулой типа «x в степени n». Но тогда полезно было бы привести иллюстрацию в расширенном руководстве, иначе калибратору будет сложно понять — соблюдается ли на реальном изображении эта специальная Гамма.
Не дублируя руководство пользователя отметим практические моменты.
Самым важным является раздел Picture Adjust, внутри которого можно выбрать главные и дополнительные режимы изображения (Picture Mode) вместе с основными и специальными цветовыми профилями (Color Profile) — для разных типов контента, условий просмотра и вкусов зрителей. А также, разумеется, произвести настройки «под себя», в том числе — референсно откалибровать.
Здесь необходимо акцентировать внимание владельца X7000 на богатстве полноценной системы управления цветом (CMS) и подчеркнуть — за что он платит деньги. Набор режимов и профилей напоминает содержимое пещеры Аладдина — алмазы и золото разных размеров и происхождений.
Строка Picture Mode раскрывает следующее содержимое.
Film — для воспроизведения контента, снятого на классическую пленку и при постпродакшн которого соблюдались соответствующие правила мастеринга. Не секрет, что более чем значительная часть мирового запаса фильмов была снята на профессиональную 70 мм пленку, обладающую отличным динамическим диапазоном, убедительной детальностью и естественной цветопередачей. Грамотная оцифровка и обработка позволяет получить отличный релиз Blu-ray (и даже 4К). Среди опций Film — такие изыски, как стандарты Kodak, Fujifilm и Technicolor. Хорошо бы, если издатели Blu-ray писали на коробке — откуда оригинал. Другая трактовка: вы смотрите самый обычный Blu-ray, а режим Film имитирует для вас ностальгический «пленочный» кинотеатр из ушедшей эпохи.
Cinema — для воспроизведения самых обычных, в том числе современных Blu-ray, снятых на цифровые камеры, а также аналогичного киноконтента, и 4К-контента. Среди опций следующие. Cinema 1 — авторский пресет JVC для стандартного Blu-ray, но выгодно (по идее JVC) расширяющий цветовой охват, насыщенность и яркость. Cinema 2 — для контента с расширенным цветовым охватом DCI P3, очевидно, что именно этот пресет нужно использовать для просмотра Blu-ray UHD. Standard — для просмотра Blu-ray в оригинальном качестве, без «специй» от JVC: контент воспроизводится в цветовом пространстве ITU-R BT.709.
Что интересно, со «Стандартом» из Cinema конкурирует «Стандарт» из раздела Natural — с теми характеристиками Руководства. В Natural есть даже пресет Reference, где входной сигнал проектор не правит (video as it is). Данный пресет, очевидно, предлагается для калибровки HD SDR изображения в референсном кинозале. Какой же из пресетов «самый стандартный» и «самый референсный», покажут измерения.
О THX — пару слов (раз уж X7000 сертифицирован по столь именитому стандарту). Цветовой профиль здесь жестко «залочен», а смотреть такую картинку надо на THX-сертифицированном экране, с THX-сертифицированного источника и (не шутка) в THX-сертифицированном помещении.
Что очень ценно в меню X7000 — большой выбор пользовательских пресетов Custom — до 6 штук. Каждый вы можете использовать как личный модульный конструктор, осознанно выбирая Гамму, Цветовое пространство и др. Здесь же можно назначить пару пресетов для калибровки, например, «Ночь» и «День» — для просмотра фильмов в затемненном помещении, или имитации мультимедийной комнаты. Хотелось бы предостеречь от бездумной перестройки (смены параметров по умолчанию) и «насильной» калибровки авторских режимов и профилей типа Cinema: вы получите тот же Standard, но более длинным путем. Для этих целей экспериментируйте с Custom.
В завершение главы — маленькие хитрости:
1. Если вам понадобится подать контент, защищенный более старой версией HDCP, т.е. не 2.2, на этом экране (внизу) вы можете временно включить режим совместимости одного из портов HDMI.
2. Если у вас два проектора Х-серии (мало ли), в этом пункте можно сделать так, чтобы каждый из них реагировал только на свой пульт.
Смотрим Full HD
Помня о «коньке» X7000 — шикарной контрастности и «премиально-черном» цвете, я подобрал соответствующий тестовый контент — Blu-ray «Восхождение Юпитер», где насыщенных цветов, а также сочетаний ярких и впечатляюще контрастных сцен в достатке. Кроме того, фильм хорош проработанной динамикой.
В качестве экрана работал Da-lite с белым матовым полотном класса 4К+. Тестирование происходило как в референсных условиях — полное затемнение, так и в плане имитации мультимедийной комнаты с боковой и потолочной засветкой нескольких ламп суммарной мощностью 100 Вт. Расстояние проекции составило 5 м. В меню проектора выбран режим Cinema с фирменным профилем Cinema 1.
Здесь X7000 оказался в своей стихии. После ощущений черного цвета от вполне дорогих и качественных конкурентов (кстати, ценовых «одноклассников») черный от JVC показался профессионально-кинотеатральным — захватывающим, когда невольно увлекаешься просмотром, отвлекаясь от теста. Отличный динамический диапазон вместе с богато-насыщенными и убедительными цветами может легко обмануть новичка, который с видом знатока подтвердит, что картинка эта — яркий пример хорошего HDR-видео с расширенным цветовым охватом. Хотя, данный контент — обычный SDR 8-бит Blu-ray.
Детальность очень хороша — как в натуральном Full HD разрешении, так и с включенным e-shift: в последнем случае — визуально лучше, так как контент довольно чистый, без шумов, а X7000 умеет эту чистоту передать. Аналогичная похвала и реализации динамики. «Улучшайзерами» из меню MPC пользоваться не пришлось. Улучшает ли e-shift картинку качественного контента? Безусловно. Но частично. На динамичных (особенно заметно на светлых) объектах e-shift пропадает, уступая место обычной пиксельной сетке Full HD. Больше статики и медленного движения — глаже картинка.
Темные сцены с огнями X7000 рисует вызывающе агрессивно, он не смягчаем тональные переходы, а наоборот — заостряет их. То же самое и с цветами в контрастных сюжетах: не синий, зеленый и оранжевый, а густой ультрамарин, глубокий изумрудный и насыщенно янтарный. Проектор очень хорош для блокбастеров, сказок и фантастики типа «Аватар» с неоновой реальностью или арабскими цветами. Здесь он снисходительно укажет конкурентам — кто простой «самолет», а кто «спейс-шаттл». Любители эффекта и диапазона получат истинное удовольствие.
Интересно, что режим Film — не простая «калька» Cinema, сдобренная тонально. Советскую оцифрованную классику приятнее смотреть именно здесь. Помимо ожидаемой тускловато-теплой «пленочной» присутствует эффект памяти для людей старшего поколения — тех, кто много раз смотрел оригинал в кинотеатре, и может уверенно сказать — вызывает картинка чувства, или же это замаскированный новодел.
А вот для личного видео, где пески Арабских Эмиратов, режим пришлось сменить. В Cinema 1 X7000 показал дюны романтично, а-ля «Волшебная лампа Аладдина», придав легкий кирпичный оттенок. Но при этом сместив стрелки часов съемки ближе к вечеру. Для непосвященного — «очень красиво, все по-настоящему». Но автору виднее: в режиме Natural/Standard все тона встали на свои места — песок приглушенно желтый, время — полдень.
Анализ фирменных технологий улучшения качества изображения
«Улучшазеры» — «уплавнители», «чистильщики» шумов и настройщики резкости — располагаются в двух блоках главного меню: MPC (Multiple Pixel Control) и Blur Reduction. Для качественного, профессионально созданного контента они не нужны. Но могут понадобиться для:
— контента изначально плохого мастеринга;
— «авторского» контента с торрент-треккеров;
— контента с шумами, упрощенной оцифровки аналогового оригинала;
— отключения некоторых технологий, не улучшающих, а ухудшающих конкретный тип контента;
— реализации личных вкусов и предпочтений.
Multiple Pixel Control
1. Здесь мы можем включить или отключить e-shift. Примеры: зашумленный контент, когда e-shift эти шумы только размножает, или разрешение ниже HD, для которого e-shift смысла не имеет.
2. Original Resolution — оставьте Auto.
3. Enhance — настройка Резкости (Sharpness). Не путать с фокусировкой. Настраивается один раз — при калибровке.
4. Динамическим контрастом злоупотреблять не советую — он нарушает откалиброванный уровень черного. Но в случае «блеклого» контента с действительно невыразительными темными сценами может помочь.
5. Сглаживание и уменьшение шума здесь работают неплохо — они именно для «лечения» шумного контента. Правда, шумоподавитель хорошего источника и/или ресивера работает эффективнее.
Обратите внимание, что при детектировании сигнала 4К режим e-shift включается принудительно, поэтому в чистом виде качество «даунскейлинга» из 4К в Full HD оценить затруднительно. Также, в 3D режим e-shift не работает. Что касается 2D, то e-shift работает избирательно. Чем более статичен фрагмент кадра, тем эффективнее проявляет себя e-shift, создавая гладкий, «пленочного» качества участок картинки. И наоборот, на динамичных фрагментах мы видим явную пиксельную решетку обычного Full HD. К счастью, алгоритм якобы своенравного поведения довольно логичен: мы рассматриваем детали именно статичных участков кадра, а в динамике в основном следим за движением. На самом деле трактовка технологии e-shift как сдвиг копии кадра на полпикселя по диагонали и наложение на оригинал — весьма упрощенная. E-shift — это довольно сложный программно-аппаратный алгоритм — уже 4-го поколения, но здесь мы описывать его не будем.
Какие еще сюрпризы таит X7000 при подаче сигнала 4К 60p, читай, Blu-ray UHD, кроме принудительного e-shift? Становятся недоступны движки динамического контраста, сглаживания и подавления шумов. Очевидно, считается, что контент BD UHD — верх совершенства, и всякое вмешательство излишне. На практике это не совсем так, но, повторюсь, аналогичные инструменты есть в меню источника или ресивера.
Blur Reduction — данный раздел работает с динамикой изображения, улучшая плавность движения.
Clear Motion Drive (CMD) — фирменный алгоритм JVC, основанный, впрочем, на традиционном приеме — вставке дополнительных кадров. Понадобится только для проблемного контента (личное мнение), работает эффективно: режим High превращает кино в явный телеспектакль с «плывущими» образами. Рекомендую самое большее — Low, так как посредственный контент на таком проекторе смотреть как-то «не к лицу». Экзотический Inverse Telecine нужен для видео 60i/p c ТВ или DVD, когда оригинал был снят в 24 кадра/с.
Motion Enhance — несколько загадочный алгоритм, так как работает с откликом матрицы. По ощущениям меняет скорость отрисовки и четкость локальной динамики в кадре. Эффект менее выражен, нежели в CMD. Low — вполне достаточно.
Lense Apperture — Позволяет «поиграть» с режимами работы и амплитудой Ирисовой диафрагмы, проще говоря — с динамической контрастностью. Напомню, долгое время кредо JVC — оригинальная (и «честная», по идеологии JVC) контрастность была и остается рыночной гордостью лидера: «максимальная в отрасли», как пафосно, но вполне справедливо трубили корпоративные пресс-релизы. «Оригинальная» никуда не исчезла, она остается основной. Но чтобы на равных разговаривать с конкурентами, JVC добавила Ирисовую диафрагму. Ее можно включить, можно отключить.
В принципе более чем убедительной «Оригинальной» вполне достаточно, чтобы картинка очаровывала черным. Но порой слегка растянуть динамический диапазон полезно, когда максималисту хочется улучшить зрительную контрастность и без того хорошего фильма, или подтянуть «слабый» контент.
Для хорошего контента и так, и так — хорошо. Пару замечаний. Для калибровки пикового Белого «Ирис» отключаем (Manual). Для просмотра: хотим включаем, хотим оставляем Manual. И второе: ели в режиме Manual мы выставили конкретное значение, оно и будет новым максимумом для всех Auto.
Lamp Power — инструмент действительно из серии «улучшение изображения». Дело не столько в возросшем световом потоке в режиме High, что само по себе — уже революция для X-серии, а в резко возросшем световом потоке режима Low. Среднюю мощность лампы производитель подбирает таким образом, чтобы обеспечить оптимальный баланс между корректностью настроек CMS и пиковой яркостью для комфортной конфигурации кинозала. Не случайно для референсных условий многие калибраторы предпочитают Low. Но в мультимедийной комнате, конечно, включите High. Добавлю, что, несмотря на возросшую мощность лампы новой модификации, световая эффективность оптического блока возросла нелинейно — это можно проверить, составив школьную пропорцию из мощностей и световых потоков предыдущей и данной X-серий.
Смотрим 4К-видео
В качестве источника использован файловый 4К-плеер разработки Sony с контентом Ultra HD 60p SDR и HDR. Плеер был подключен к проектору высококачественным кабелем High Speed HDMI 2.0. Тестировался режим Cinema с профилем Cinema 2 — сначала на контенте 4K/60p SDR.
Иногда ошибочно считают, что понижающая интерполяция (down scaling), т.е. полноэкранное отображение сигнала с более высоким разрешением на устройстве с меньшим разрешением (здесь — 3840х2160 на матрице 1920х1080) — задача куда более легкая, чем «апскейлинг», и можно с электроникой ничего не делать, лишь бы сигнал прошел. На деле это не совсем так. Пример тому — предыдущая X-серия, где поддержка 4К реализована, чтобы (ключевая фраза) была возможность посмотреть. Сейчас ситуация в корне изменилась.
«Статика» 4К выводится с очень приличным качеством. Понятно, что на экране оригинальное разрешение контента UHD не сохраняется, а e-shift, который здесь принудительно включен, призван избавить финальную картинку от неуместного присутствия пиксельной сетки Full HD. Но уже с полутора метров зрителя не тянет присматриваться — а какое все-таки оригинальное разрешение проектора?
То же самое и с динамикой. Правда, в микродеталях, если подойти ближе, искушенный эксперт, в памяти которого — картинка от серьезных AV-процессоров — найдет к чему придраться. В частности, при движении быстрых объектов можно заметить «контурные шлейфы», но эффект, подчеркиваю, весьма незначителен, проще — незаметен с 2-3 м.
Внимание на цвет. X7000 поддерживает пространство DCI P3 и DCI P3 в контейнере BT.2020. Не стану углубляться в то, что в ближайшее время с настоящими проекторами BT.2020 вы не столкнетесь: скорее всего, под вывеской BT.2020 будет предложено именно DCI P3. Но JVC обещает, что настоящий цвет BT.2020 X-серия не будет грубо «обрезать ножницами» по кромке треугольника P3, а грамотно пересчитает, стараясь не повредить внутренней консистенции как DCI, так и, естественно, Rec.709 треугольников. Что до визуальных впечатлений, уже на обычном Blu-ray контенте насыщенные цвета притягивали взгляд. Расширенный цвет усилил зрительное удовольствие и создал — как бы точнее сказать — праздничное цветовое настроение. Вспомнив картинку приличного публичного кинотеатра типа IMAX, где по идее тот же цвет, ясно понял: X7000 куда как выигрывает. Хотя бы потому, что в общественных кинотеатрах нам не дают полного разрешения, а дома — вполне.
Была идея провести тестирование полностью на «оптическом» контенте — случайно и на короткое время оказавшихся в руках нескольких Blu-ray UHD фильмах, плюс, также случайном «госте» — BD UHD плеере Panasonic (благо оба HDMI X7000 поддерживают HDCP 2.2). К сожалению, я от нее отказался, и был несколько разочарован. Не проектором и не источником, а фабричным качеством контента. Не буду делать антирекламу, но количество шумов и другие артефакты у части фильмов вызывали ощущение посредственного апскейлинга из Full HD в 4К. Но новые релизы уже есть — они куда более качественные.
Вместо модных и недешевых болванок, помимо фирменных 4К-клипов от JVC, я использовал высококачественный 4К-контент от Hisense. Именно на нем X7000 и проявил максимальный потенциал, порадовав глубиной, прозрачностью и живостью картинки. Разумеется, и очень хорошей детальностью. Вопреки предварительным опасениям, смотреть можно и — очень хочется.
Смотрим Full HD 3D
3D все больше и больше становится опцией для проекторов, покупатель сегодня большие интересуется наличием 4K. На международных выставках, если о нем и упоминают, то скучно-нейтрально: «есть такая технология, однако расстраиваюсь, когда на сеанс есть только билеты «3D». Да и дома 3D мы смотрим… если раньше — раз в неделю, то теперь — раз в месяц, наверное.
Тем не менее, JVC из серии в серию постоянно улучшает эту «законсервированную» технологию. Перекрестных помех в тестовом просмотре я практически не заметил, глубина и построение 3D-сцен реализованы очень адекватно. Когда возникают замечания, мол, сцена не полноценно объемная, а состоит из пространственно разделенных плоских слоев, понимаешь, что претензии к контенту, а не проектору. Пример неудачной реализации — 3D-версия «Разлом Сан-Андреас». Там же где в постпродакшн «компьютера» минимум (просто 3D-съемка природы ближним планом) X7000 показывает очень естественную объемную картинку.
Я смотрел «Мстители» 3D. Яркость в 3D, разумеется, ниже, чем в 2D — таков вечный лимит затворной технологии. Но с учетом запаса светового потока (3D смотреть рекомендую в режиме работы лампы High) дискомфорт совсем не ощущается. При этом и тени проработаны неплохо и яркие сцены не вызвали никаких ощущений искусственной тусклости.
Одно замечание: в 3D технология e-shift не работает. Общего положительного впечатления от картинки это не портит, но повышенная детализация объекта, когда его рассматриваешь виртуально вблизи, не помешала бы. Это пожелание разработчикам — на будущее.
Из серии «ложка дегтя» есть замечание к очкам. Из-за относительно небольшой площади стекол и обзор тоже — не на 100% хорош. Глаза помимо 3D-изображения ощущают оправу по периферии, а в 3D — для полноценного погружения — важны даже малые доли стерадиана передней полусферы. Кроме того, стекла дают картинке легкую тональную окраску в области желто-зеленых оттенков (правда, это незначительный недостаток). Но очки легкие, не утомляют.
Рассматриваем HDR
Технологии HDR JVC уделяет особое внимание. И не случайно: сейчас 4К, расширенный цветовой охват и HDR — неразрывно связанная тройка и единая основа контента нового поколения: Blu-ray UHD, спутниковое и потоковое вещание, интернет-сервисы и т.д. Хотя три этих понятия принципиально независимы, большие консорциумы и киностудии постановили: только вместе, потому что так выгоднее.
С 4К и цветовым охватом X7000 мы разобрались: JVC очень старалась и выжала максимум из текущей аппаратной платформы. Теперь вопрос: является ли X7000 HDR-проектором? Если он способен создать изображение с пиковой яркостью хотя бы несколько сотен кд/м2, то — да. Правильнее сформулировать так: X7000 способен принять HDR-сигнал и отобразить его без системных ошибок. Большинство контента HDR сейчас предлагается в стандарте HDR 10. Производитель утверждает, что почувствовав на входе видеосигнал в формате HDR, проектор самостоятельно переключится в необходимый режим: об этом X7000 должен сообщить поток метаданных, переданный по E-EDID. При этом включится особая Гамма-D, предназначенная именно для воспроизведения HDR. На деле это уже и не Гамма в привычном смысле, т.е. не степенная кривая, а функция EOTF более сложной формы.
Если же автоматика не сработает (например, метаданные на BD UHD не той системы, или у вас личное видео\демонстрационный клип без метаданных), такой режим необходимо включить самому, проверив, чтобы были задействованы Гамма D и желательно поддержка расширенного цветового охвата BT.2020. Иначе на экране вы получите сильно блеклые или явно неестественные (порой фантастические) цвета — как у совершенно не откалиброванного монитора. Естественно, первый случай описывает подачу HDR на проектор в не HDR-режиме, второй — наоборот.
Башня с искаженно-яркими цветами — SDR-контент в HDR-режиме проектора, рядом — корректное изображение, когда SDR-контент отображается в SDR-режиме.
HDR-контет (из «Жизни Пи»): насыщенная картинка — проектор в правильном, HDR-режиме; блеклая — HDR-контент в SDR-режиме проектора.
Проблема в том, что HDR 10 — это группа спецификаций и технологий. И пусть для создания контента они более-менее определены, вопросы воспроизведения отданы на откуп производителю устройства и зрителю.
JVC создала соответствующие профили, поработав над ними «вручную», и выдала рекомендации — как подстроить Гамму D, чтобы картинка выглядела наиболее правдоподобно. Аналогичные рекомендации существуют и для профиля BT.2020. Скачать профили можно с сайта и загрузить в проектор с помощью фирменного ПО JVC PJ Calibration Pro (6-й или 7-й версии). Как результат — оформить работу в виде отдельного профиля «HDR», который в памяти займет место одного из «Custom».
Схема работает. Те тестовые клипы HDR, что были на HDD моего 4К медиаплеера, смотрелись очень убедительно. В ночных сценах при жизненно ярких огнях освещения одновременно удовлетворяли глубиной черного очень темные участки кадра, а степень прорисовки деталей была весьма правдоподобна. Другой пример — полностью «дневной» клип, но в кадре — и вид на яркий городской ландшафт из окна вертолета, и пассажиры в тени салона. С контровым светом X7000 справился очень хорошо, причем детали в тенях подчеркнуты грамотно: высветлено только то, что должно быть.
Описание и измерение параметров режимов изображения
Измерения параметров основных режимов и профилей производились без каких-либо коррекций в меню — по методу «проектор из коробки», с целью проиллюстрировать идеи авторских разработок JVC. Для стабильности результатов перед началом тестов проектор был прогрет в режиме работы лампы High в течение 6 часов. Измерения проводились в референсных условиях — полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой.
Примечание: далее названия входящих в режимы профилей выделены жирным курсивом.
Режим Film
Как уже говорилось, этот режим для тех, кто любит «пленочное» кино и рассчитывает, что киностудия при мастеринге учла нюансы оригинала. Если же сведений об оригинале нет, то зритель рассчитывает получить теплый пленочный эффект после воздействия на цифровой контент профилей проектора.
Film1
Графическая иллюстрация идей Kodak: в верхних двух третях диапазона яркостей синий подавлен, и картинка обретает пленочную теплоту, причем наиболее теплые сцены — самые яркие.
Цветовая температура также чуть снижена.
А гамма, затемняя темные сцены, высветляет светлые.
Цветовое пространство чуть шире Rec.709, причем в сторону красно-желто-зеленой области.
Film2
Идея FUJIFILM более кардинальна — понизить уровень синего в светлых сценах.
Соответственно, цветовая температура в ярких сценах чуть более снижена, гамма же ведет себя подобным образом.
Film3
Режим иллюстрирует универсальный подход к пленке — «нагреть» все сцены равномерно, добавив красного.
Режим Cinema
Это самый используемый режим для 90% современного контента. Скорее всего, вы в нем и останетесь, большую часть времени используя профили Cinema1 и Cinema2.
Cinema1
Авторский кинематографический профиль JVC — стиль, где выгодно «достигнут баланс между яркостью и живостью цветов». На практике темные сцены чуть подогреты, яркие охлаждены, а средние — в рамках стандарта.
Цветовая температура в среднем чуть выше 6500K, причем соблюдена мера.
Но Гамма тяготеет не к кинотеатральной 2.4, а к средней — 2.2.
JVC заявляет о фирменном цветовом пространстве, которое чуть шире Rec.709:
Но чуть уже DCI P3 в зеленой области.
Пиковый белый в экономичном режиме лампы и для затемненного помещения превосходен.
Cinema2
Основное предназначение — реализация расширенного цветового пространства DCI P3, демонстрация высококачественного Blu-ray и 4K контента. Картинка почему-то напоминает Cinema1.
Цветовая температура и гамма по умолчанию те же, что и в Cinema1.
Цветовой охват действительно заметно шире Rec.709.
Но все-таки чуть не дотягивает до DCI P3.
Чтобы не было недомолвок и кривотолков… X7000 поддерживает контейнер BT.2020, т.е. принимает входной сигнал с цветовым охватом до BT.2020. Но реальный максимальный цветовой охват проектора, конечно же, меньше.
Standard
Стандартный режим для самого обычного контента HDTV.
… и цветовое пространство очень близко к Rec.709.
Режим Natural
Этот режим несколько смущает терминологией: и здесь, и в соседнем Cinema есть профили Standard. Не слишком ли много стандартов развелось? Разберемся.
Video
Начнем с этого профиля. По версии JVC в натуральном видео несколько не хватает зеленого в средних сценах (легкий пурпурный фон), самые же яркие сцены — чуть охлаждены.
Традиционно цветовая палитра JVC обогащена красно-оранжевыми и желтыми тонами.
Standard
В Натуральном Стандарте есть отличия от Натурального Видео: отклонений по яркостям цветов (кроме синего) от Rec.709 практически нет, как и в цветовом охвате.
А вот гамма почти точно копирует стандартную мониторную 2.2.
Reference
Ожидаем королевской точности, мол, ничего калибровать не придется. Что касается яркости цветов (самое важное здесь), все действительно очень хорошо. Но оказывается, под Reference JVC подразумевает цветовой охват DCI P3, а самые яркие сцены охлаждены в допустимых рамках.
Цветовая температура в верхней половине диапазона яркостей не совсем референсная, холодная.
А гамма все та же, 2.2 в среднем. В общем, смысл этого «референса» до конца не ясен: просто неплохо настроенный профиль для среднего контента.
Режим THX
Основная заповедь ведомства Джорджа Лукаса: «Ничего не трогай, мы все сделали за тебя, просто включи и наслаждайся». Я в предвкушении! И действительно, все замечательно (небольшой дисбаланс цветов, но, опять же, в рамках допустимого).
Цветовая температура в ярких сценах чуть «холоднее» 6500, но визуально на картинку это никак не влияет.
Гамма — практически идеальная BT.1886 (как и положено для референсных условий).
А цвета с большой точностью соответствуют графику Rec.709.
Вот где настоящий Reference!
Режим Animation
Заметьте: никаких режимов Game и TV в меню, но анимэ — дело святое: Япония, понимаешь…
Anime1
Профиль для мультиков, сделанных в компьютерной графике, — с упором на яркие цвета. Причем, есть поддержка 3D. В глаза бросается общая холодная цветовая гамма изображения, особенно для ярких сцен.
Цветовая температура — холодная.
А гамма делает контент ярким и светлым.
Anime2
Помните аналоговый оверхед-проектор, для которого слайды нужно было рисовать вручную — на пленке? Между прочим, лучшие образцы мультипликации, из XX века, сделаны на целлулоидной пленке. 3D в этом профиле не поддерживается, но посмотреть рисованные мультики вроде «Дикие лебеди» или «Ну, погоди!» можно в первозданном виде.
Холодность цветовой температуры сцен здесь экстремальная, а цветовой охват (как и положено пленке) — расширенный. Цветовая температура и гамма, как и в предыдущем профиле — очень холодна.
Режим HDR
Честно говоря, такого пресета у проектора из коробки в меню нет. Его можно создать с помощью JVC самому и загрузить на место одного из свободных User, заодно переименовав в HDR. Поясним.
X7000 «из коробки» поддерживает HDR10, 10/12-бит цвет и расширенный цветовой охват в контейнере BT.2020, читай — контент Blu-ray UHD. Если проектор распознал метаданные с диска, то он автоматически включит Гамму D и профиль BT.2020. Если же нет, пользователю предлагается выбрать настройки вручную, что я и сделал, так как автоматической коммуникации источника с проектором не случилось.
Картинка первичных измерений выглядит для пользователя SDR очень необычно.
Цветовая температура в соответствии со стандартом BT.2020 довольно точна.
Разумеется, цветовой охват проектор включает максимальный — близкий к DCI P3.
При этом X7000 использует режим лампы High (иначе об HDR говорить бессмысленно), выдавая пиковый белый более 100 кд/кв.м.
Теперь о динамическом диапазоне. Человека, привыкшего к оценке баланса канальных кривых вблизи 100% уровня сигнала SDR, такая картинка повергнет в легкий шок (для SDR все три линии должны идти вдоль желтой). Но для HDR так и должно быть.
Еще немного развлечений. Так выглядит картинка измерений, если подать SDR-контент на проектор в HDR-режиме — это к слову о «фантастических» цветах.
Корректное отображение HDR зависит от правильного сочетания контента с соответствующей Гаммой проектора. В чистом виде, без коррекций, Гамма D напоминает известную функцию EOTF для HDR — PQ-curve. Это (в не логарифмическом виде) очень крутая и совсем не степенная функция, а сплайн из кусочков степенных с разными показателями. Для удобства, чтобы на краю графика не было ломанных, референсный предел я сделал высоким.
Но чтобы подогнать Гамму D под реалии динамического диапазона X7000 (напомню, это не 0,00005-10 000 кд/м2, а более скромный размах), JVC произвела тюнинг, поиграв с движками Гаммы — Bright/Dark Levels и Picture Tone. Получилась некая S-образная кривая, которая и работала весьма успешно с моим тестовым контентом.
Калибровка в режиме User
Для калибровки я использовал не занятый пользовательский режим (здесь — User2) и модульный метод конструирования цветового профиля: цветовая температура, гамма и другое — сustom со стартовыми параметрами, соответствующими стандарту Rec.709. Были отключены все алгоритмы автоматического улучшения изображения, в том числе динамическая диафрагма. Калибровка проходила в экономичном режиме мощности лампы — Low. В качестве референсной гаммы выбрана ITU-R BT.1886. Использовалось ПО SpectraCal CalMAN 5.
У меня не было цели откалибровать X7000 с микронной точностью, тем более что такие тесты уже провела ISF, а в реальных условиях, например, если в вашем ДК присутствует легкая засветка, порядок действий и результаты будут другими. Опишу процесс весьма кратко, расставив акценты только на важных моментах.
После ряда коррекций, настройки уровней черного и белого, экран общих измерений выглядел хорошо — еще до процесса тонких настроек. Т.е., CMS-система управления цветом X7000 — вполне логичная и адекватная разработка.
Был некий дисбаланс цветовой температуры…
… который легко устранился за пару действий в окне коррекции шкалы серого по двум точкам.
CMS в начальном состоянии выглядела уже неплохо, разве что присутствовали незначительные ошибки некоторых цветов (ошибки белого были устранены движками меню цветовая температура)
После недолгих коррекций картинка CMS стала референсной. Незначительная ошибка в насыщенности зеленого допустимы.
Картинка изменилась в результате калибровки, а одним из последствий стало снижение уровня яркости светового потока:
Потеря яркости вызвана экспресс-калибровкой, но 20 фут-ламберт для затемненного помещения — результат отличный.
Теперь о некоторых неудобствах при работе с гаммой.
При выборе референсной BT.1886 (2.4 в меню проектора) измеренная гамма оказалась низковата, т.е. высветляла картинку больше, чем нужно. Простой прием — выбрать 2.6 вместо 2.4 — улучшил дело, но потребовались действия по выравниванию кривой.
Отвлеченно, если вы выберете, скажем, обычную степенную гамму, например, 2.4, имеются доступные для коррекции инструменты в меню — Dark Level, Picture Tone и Bright Level. Работают они своеобразно, перекрываясь зонами влияния, а Dark Level реагирует на усилия неохотно. Можно получать разные промежуточные графики (с учетом числа измерений, времени может потребоваться значительно больше).
В принципе инструментов хватает, чтобы сделать подобное и близкое к BT.1886:
Выравнивать «хвостик» — дело вкуса. Обычно полностью горизонтальная линия гаммы применима к мониторам с бесконечной контрастностью и работающих в освещенном помещении.
Если не заниматься тщательным ее выравниванием, анализ шкалы серого и гаммы по 10 точкам может показать, например, следующее:
Это не криминал. Но коррекция значительно ускорилась бы с применением фирменного ПО JVC Projector Calibration, которое поддерживает только датчик Spyder. Мой спектрорадиометр более совершенен, и программа для калибровки — также (поддержка практически любых колориметров, генераторов и пр.). Зачем исключительно для пары сеансов с проектором JVC мне приобретать иной колориметр?
Заключение
Компания JVC представила очень хороший проектор для домашнего кинотеатра High-End-уровня. Впечатляющих достоинств у аппарата много. Это отличная визуализация контента Full HD, улучшающая изображение Blu-ray до пленочного качества, и гладкое отображение контента 4К с высокими параметрами — 60p и малым цветовым сжатием. Это реалистичный черный цвет и продуманная поддержка контента HDR с расширенным цветовым охватом, а также готовность отобразить контент Blu-ray 4K Ultra HD, поддерживая актуальные стандарты видео и подчеркивая наиболее важные для зрителя качества. Это система управления цветом, позволяющая настроить картинку очень правдоподобно и в соответствии со стандартами. Наконец, это гибкость пользовательских режимов и приличный запас светового потока, позволяющих владельцу строить свой ДК в соответствии с самыми разными запросами.
Минусы
• неполная реализация цветовых охватов ITU-R BT.2020 и DCI P3
• недостаточно точное соответствие режима Natural Reference стандарту ITU-R BT.709
• ограничение работы e-shift в динамичных 2D-сценах
• отсутствие поддержки e-shift в 3D-режиме
• недостаточно проработанный алгоритм приема метаданных контента HDR Blu-ray UHD
• сложная для неподготовленного пользователя процедура обновления прошивки
• отсутствие 3D-эмиттера и 3D-очков в комплекте.
Плюсы
• технология 4К e-shift, заметно улучшающая восприятие изображения Blu-ray
• поддержка и высокое качество отображения современного контента 4К
• поддержка HDR10 и контента Blu-ray Ultra HD
• гибкая поддержка стандарта HDCP 2.2
• очень хорошая обработка динамичных изображений
• премиальный черный цвет и качественная детализация темных сцен
• впечатляющая и точная цветопередача
• возможность калибровки под реальные условия инсталляции
• набор продуманных и привлекательных режимов и профилей для контента различных типов
• качественная реализация стандарта THX
• запас светового потока для убедительного отображения ярких сцен, в том числе и в экономичном режиме работы лампы
• очень хорошая реализация 3D
• низкие уровни акустического шума и тепловыделения
• моторизованная оптика и защитная крышка объектива