В начале нулевых я очень любила серию «Форсаж», скрывать не буду. Тогда эстетика стритрейсинга восхвалялась и играми, и фильмами, поэтому яркий, динамичный, скоростной «Форсаж» 2001 года пришелся очень вовремя и завоевал свое место в душах любителей задорных боевиков.
Оказывается, в этом году вышла аж восьмая часть («The Fate of the Furious»). Я же перестала интересоваться франшизой после третьей — решила, что штамповка бесконечных сиквелов на пользу серии не пойдет. Прошлый фильм — седьмой — стал своего рода реквиемом Полу Уокеру, погибшему в 2013 году. Он играл Брайана О’Коннера, одного из главных героев, практически во всех фильмах, бок о бок с Вином Дизелем. В восьмой части о нем не забыли — упомянули в конце, в доброй и приятной семейной обстановке.
Фильм 2017 года масштабнее предыдущих — его бюджет составил 250 миллионов долларов. Для сравнения, примерно столько же стоило производство первых четырех фильмов серии, всех вместе. Но на этот бюджет закупили самых разнообразных зрелищ. В одном эти зрелища сходятся: так или иначе в них изощренно уничтожаются средства передвижения или немножко страдают люди. И вариантов того, как это произойдет, в фильме показана масса.
К примеру, можно удаленно перехватить управление современной машиной, напичканной электроникой по самые ушки, и заставить ее сигануть вниз с многоуровневой наземной парковки. А можно перехватить управление одновременно сотнями, тысячами таких машин, ползущих по Манхэттену и спящих на парковках, и обрушить автомобильный дождь стоимостью в миллионы долларов на улицы.
Можно взять танк. Можно взять Дуэйна «Скалу» Джонсона и попросить голыми руками отправить торпеду в этот самый танк. Можно поехать в российское Заполярье (на самом деле эта сцена снималась в Исландии) на оранжевой Lamborghini Murcielago, вроде как даже одной из LP-версий, и с воплями удивляться тому, что на льду она себя ведет — внезапно! — еще менее грациозно, чем корова. А потом ее утопить.
Можно в пару к «Скале» приставить Джейсона Стэтема и вынудить их коллективно бить лица супостатам, попутно остроумно переругиваясь. Можно, наконец, взять холодную, расчетливую Шарлиз Терон и сделать из нее самого серьезного хакера во всем мире, который хочет этот мир захватить.
«Форсаж» начинался как история о полуночных скоростных заездах обаятельных уголовников, любящих автомобили, а к восьмой части мутировал почти что в шпионский боевик, где бравая команда, используя свои уникальные навыки, спасает мир от неминуемой гибели, к которой тот придет, если хитроумной Шарлиз Терон удастся претворить свои планы в жизнь.
Сюжет типичен для современных командных экшен-фильмов, не блещет ни оригинальностью, ни глубиной. Диалоги скучны и шаблонны, полны излишнего пафоса, особенно в исполнении Вина Дизеля и Мишель Родригес. Что приятно слушать, так это перепалки «Скалы» и Стэтема, но их, к сожалению, мало. Шутки Тайреза Гибсона в дубляже звучат совершенно не в тему, но в такой команде по современным канонам обязательно должен быть штатный шут. В кадре пару раз появляется Хелен Миррен, очаровывая своей напускной важностью, и лучше бы ей дали чуть больше экранного времени.
По серьезности фильм не дотягивает ни до «Джеймса Бонда», ни до «Джейсона Борна» — попытка нагнать драму не удалась, из Доминика Торето, которого играет Вин Дизель, получился достаточно предсказуемый суперагент, даже более предсказуемый, чем Ксандер Кейдж из «xXx». Из-за этого он не выглядит главным героем и, в отличие от других, практически ничем не запомнился.
С другой стороны, на такие фильмы ходят не за сюжетом. На такие фильмы ходят за движухой, за динамикой, за действием, за яркой картинкой. И тут «Форсаж 8» не спасовал.
Фильм сочный донельзя — его открывает сцена в солнечной Кубе, полной блестящих, ухоженных ретро-автомобилей самых конфетных цветов. От широкой и цветастой палитры не отказываются на протяжении всей картины — темных сцен немного, они призваны лишь нагнать серьезности, но продолжаются недолго и быстро сменяются экшеном. Под стать этим сценам и саундтрек — задорный, ритмичный, яркий.
Скоростные и динамичные сцены проходят как с участием автомобилей, так и только с людьми в главных ролях. Место главного крепыша, раздающего оплеухи направо и налево, занял «Скала» — у Вина Дизеля в фильме были дела посерьезнее. К концу картины эту роль взял на себя Стэтем, разобравшись с толпой недружелюбных врагов на высоте нескольких тысяч метров практически в одиночку.
И хотя таких перегруженных экшеном фильмов пруд пруди, на то, что творилось в «Форсаже 8», хотелось смотреть. Иногда эти сцены были излишне абсурдными — как с той же заполярной Lambo, — но герои сами шутят над своими идиотскими решениями, не забывая при этом как можно больше всего разрушать. Огня и пожаров много, и часто такие моменты сопровождаются эпичным слоу-мо. Гонки очень красивые, яркие и зрелищные, и каждая из них отличается от предыдущей. В какой-то момент герои даже пытаются оторваться от подводной лодки, которая, выглянув из-подо льда, преследует их на пути к доку. Где такое бывало?
Отвлекаться от происходящего на экране трэша, регулярно нарушающего законы логики и опровергающего наличие здравого смысла, вообще не хочется. Даже моргать страшно — события сменяют друг друга с огромной скоростью и в итоге становится действительно интересно, что же взорвется в следующую секунду.
И на этом вопросе, пожалуй, строится весь фильм. Что же разрушится следующим? Кому через мгновение будет больно? Разобьют они этот Bentley Continental GT или нет? Воспользуются ли танком?
На все эти вопросы фильм, конечно же, отвечает. Хотя, если верить трейлеру, то упор создатели хотели сделать на тему семьи, долга и верности. Но сцены красиво взрывающихся машинок, от которых ёкает сердце, затмили все неубедительные потуги на драму.
И к счастью.
P.S.: А в финале герои вообще взорвали подводную лодку. Причем российскую и, кажется, атомную — в спецификациях написано, что это была «Акула». И ни капли от этого не пострадали. Их спасла особая голливудская магия, не иначе.