Американский «Кронос-квартет» — один из самых прославленных камерных коллективов — выпустили альбом с новыми произведениями Терри Райли, одного из отцов американского минимализма. Ничего особенного: они всю жизнь играют музыку Райли, и, например, их альбом «Terry Riley: Requiem for Adam» — шедевр о любви и боли... Но тут сотворили нечто странное и не характерное ни для кого. Вспомним заодно и другие альбомы, где звучит или странная классика, или «нормальная», но в необычном преломлении. Слава богу, что в классической звукозаписи есть свои хулиганы!
Kronos Quartet «Terry Reily: Sun Rings»
Собственно, начнем с «Кроносов», которые как раз всю свою долгую карьеру и занимаются либо исполнением новаторской музыки, либо — смешением оной с этникой, роком, джазом Телониуса Монка или Билла Эванса и так далее.
Терри Райли — один из любимых авторов квартета. Это конкретное произведение написано в 2002 году, но в записи выпущено только сейчас. Тогда казалось интересным: звуки космоса — точнее, плазмы — как-то схваченные и записанные... и в них вплетается академическая музыка. Яркая идея — даже для «Кроноса».
Альбом, субъективно говоря, разнообразен и приятен. Собственно, музыка напоминает модернизм в духе Бартока и Стравинского (все эти угловатые фразы с острыми акцентами, которые тем не менее сплетаются во что-то напевное и успокоительное, будто экзотически-фольклорная колыбельная). Ориентальный мотив в «Planet Elf Sindoori. Venus Upstream» — живой и нервный. Много хоров: мужских, женских и смешанных. Красив распев в «Prayer central» — прямо-таки хорал! Интересно, что тут голоса не небесно-ангельские и не будто бы завывания холодной Вселенной, а наоборот — подчеркнуто человеческие. Хороший контраст — по коже дерет.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Richard Galliano «Vivaldi»
У Ришара Гальянó (советский меломан, прекрати уже называть музыканта «Ричард ГальЯно»!) можно слушать все, ибо все прекрасно. У его аккордеона — золотой голос. Нежный, но напористо проникающий прямо под кожу. Гальяно вообще-то очень уважаемый джазовый музыкант, если не сказать — чисто джазовый. По сути, даже настоящий символ французского джаза.
Но тут он взял да и сыграл «Времена года» Вивальди — весь цикл, все четыре концерта, нота в ноту. Когда-то давно в детстве я слышал в рижском Домском соборе «Времена» на органе. Это был слом шаблона и взрыв мозга на всю жизнь. А ведь аккордеон — это как бы мини-орган. И вот здесь эффект еще круче.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Mark Anthony Turnage «Scofield: Scorched»
Вот это поистине легендарный проект. Английский композитор — в ту пору молодой и хайповый — Марк-Энтони Тернейдж задружился с Джоном Скофилдом, пригласил его в один свой проект, а потом и вовсе написал вот это вот «произведение, основанное на пьесах Скофилда». А гитарист и его трио тогда поучаствовали в записи, то есть проект — авторизованный.
Через несколько лет он написал целую симфонию — масштабное полотно на темы пьес Джона Скофилда. Сама идея казалась яркой и вызывающей: четкие простые риффы Скофилда и навороченная современная классика Тернейджа — ну как им сойтись? Но как-то сошлись в единое полотно, которому трудно подобрать жанровое и стилистическое определение.
Суть такая: современная академическая музыка с мягкими диссонансами, а когда подключается Скофил — оркестр «включает» свинг. Критика в свое время укоряла проект за то, что Тернейдж со Скофилдом просто не сошлись в настроении музыки, столь интересной и мастерской. Тут встретились академический лед и джаз-роковый пламень. Насколько удачно — дело вкуса, но фокусы Тернейджа по «вытаскиванию» симфонии из простых грувовых ритмов Скофилда сама по себе заслуживает внимания.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Pierre-Laurent Aimard / Aka Pygmies, Ligeti / Reich «African Rhythms»
Очень хитро и тонко составленная программа. Вроде бы про сложные ритмы и ритм как нечто самодовлеющее. Исполнителей двое: пианист Пьер Лоран-Эмар и... пигмеи! Авангардная академическая музыка перемежается африканскими ритмами в поисках связующего звена.
Композитор-минималист Стив Райх действительно глубоко изучал неевропейские традиции, ездил, в частности, в Гану изучать местное искусство игры на этнических барабанах. Дьордь Лигети вдохновлялся фольклором родной Венгрии, в котором тоже головоломных ритмов предостаточно. Эмар играет Лигети голым звуком, холодным, будто фортепиано — это ударный инструмент (к слову, по строгой классификации к таковым оно и относится — молоточки же!).
В общем у рецензента возникает большой соблазн воскликнуть: ах, музыка — универсальный язык, все из одного источника и так далее. И закрыть тему. Но не все так просто даже с этим альбомом, в котором треки действительно подобраны с большим вкусом и чувством меры. Ведь все равно у пигмеев — эмоция, у наших европейцев-американцев — математика. Прямо-таки слышно: тут мы считаем на 4, тут на 7, здесь растянем ритм и вплетем побочную партию. И ощущается зияющая пропасть между похожими вроде бы фольклористами и композиторами. Как музыка в голове и музыка от головы. Между самодовлеющей формой и эмоцией. Но вообще-то искусство — оно про преодоление пропастей, не так ли?
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Yo-Yo Ma «Claude Bolling: Suite for Cello & Jazz Piano Trio»
Французский джазовый музыкант по имени Клод Боллинг экспериментировал в духе «третьего течения» — то есть соединял джаз с классикой в оригинальных произведениях. Он написал несколько произведений для разных джазовых составов с классическими инструментами. Или наоборот: классические коллективы плюс какая-нибудь джаз-гитара.
Вот эта вот «Сюита для виолончели и джазового фортепианного трио» — настоящая отрада для джазменов, которые хотят поиграть с «классиками». Тут тебе и буги-вуги плюс барокко, и бог знает что еще... Пряное блюдо! Великий американский виолончелист Йо-Йо Ма, будучи любителем всяких межжанровых проектов (вспомним его альбом с Бобби Макферрином), не мог пройти мимо. И сделал, как считается, образцовую запись. С участием самого автора на фоно.