«Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.» / А.П. Чехов.
Девочка-подросток, требующая ото всех помимо прочего называть себя«Леди Бёрд» учится в выпускном классе. Школа католическая с священниками и монахинями. У них проблемы, дети непослушные, РКЦ в кризисе, они слишком добрые, а у одного сын самоубился героином. Её отец в депрессии, старый и без работы. Мать вкалывает медсестрой за семерых боится нищеты и вообще беспросветна потому что выросла в алкогольной семье. Подруга героини страдает от лишнего веса и потому у нее нет парня. Друг Леди Бёрд гей и боится совершить каминг-аут. А для другого парня она мало что значит. Сводный брат окончил колледж но устроиться смог только в кафешку. Еще есть "типа" сестра, которую приютили и спрятали от суровых родных родителей. В Америке отгремели терракты 2001го и это тоже не праздник.
Если есть какая-то острая социальная проблема, и ее нет в списке выше, то значит я просто пропустил ее по неотзывчивости своего сердца. Но она обязательно присутствует в фильме. Если говорить о "Чеховском Ружье" в фильме, явно претендующем на принципы Stanislavskiy's, то тут на стенах развешан целый арсенал всех калибров. Но зритель может чувствовать себя в полной безопасности. От того, что ни-одно из них не то что не выстрелит, а даже не шелохнется. Это просто декорации и контекст, на фоне которых Леди Бёрд окончит школу, и поедет в колледж. Конечно вот не просто так, окончит и поедет, гораздо сложнее: сдаст тесты, подтянет математику, сходит на беседу по профориентации, разошлет письма, сходит на выпускной, получит отказы и приглашения, сходит с отцом в банк снять денег на переезд, сядет в автобус и потолкавшись с чемоданами в метро въедет в общагу, где переберёт на вписке, но несильно с утра уже в себя придет. Вроде ничего не забыл. Ах да, еще ей зачтут экзамен вождения, хотя сам напряженный экзамен мы не увидим.
Постеры к фильму и обложки к дискам фильма как-будто бы отсылают нас к теме богоискательства. И действительно фильм своим обыденным повествованием отсылает нас к Фрэнни Сэленджера, с ее конфликтом неопытного максимализма и духовной готовности. Но не более чем многозначительно кивает в сторону.
Тем не менее американская трагикомедия Греты Гервиг, дебютировавшей в качестве режиссера, если и не сумела собрать все возможные премии, то была номинирована на них. Восторг критиков описать сложно, все различные рейтинги под сотню. Что же делает фильм таким замечательным? Да ничего, это откровенная раздутая халтура. Откуда премии? Ну во-первых, это конечно потому, что это право на женский взгляд на проблемы и на женское творчество. Действительно, творчество не должно быть только творчеством в виде диалога между сверхчеловеком и Вселенной, со сверхзадачами и сверх-смыслами. Надо дать право прозвучать творчеству из-под теплого уютного пледа.
Во-вторых, надо давать Оскары и Глобусы не только голливудским бонзам погрязшим в разврате и круговой поруке, и их фавориткам, выскочившим на сцену через постель. Необходимо отметить и другое кино. Ну и в-третьих, проблемы бедных американцев должны быть подняты на поверхность. Да!!! Чуть не забыл, вы должны понимать, что перед вами очень бедные люди. У них не новые автомобили, дома не в самом престижном месте, плата за престижную частную школу и колледж в Нью-Йорке для них существенна, и даже одежду они не выбрасывают после того, как раз наденут. Это важно и ключ ко многим диалогам.
Экшена и спецэффектов в фильме нет. Работа с камерой туповатая. Свет одинаковый что ночью что днем, что в дождь что в жару. Индимузыка с избытком басов. Чтобы исчерпывающе почувствовать атмосферу и накал фильма достаточно первых пяти минут, далее если понравилось, а вдруг?!! а не зацепило, так дальше никаких откровений.