Приветствую во второй части нашего маленького экскурса в мир измерений и DSP. Сразу огорчу некоторых: здесь не будет разжёвывания каждого шага, как установить софт, куда нажать и т.д. На youtube лежит куча гайдов по REW, в том числе, довольно глубоких. Сам я «учился» у Julian Krause, самое первое видео, что я посмотрел - https://youtu.be/Ev1bSSL8tRA?si=duHR1AhPwr9RqJAE
Кроме, этого я уже говорил, где можно легко найти информацию, но на всякий продублирую.
FAQ REW: https://www.roomeqwizard.com/help/help_en-GB/html/index.html
Начнём же. Нам понадобится ряд кривых: калибровочные файлы для микрофона (к этому времени они у вас должны быть), а также целевые кривые(ая) (target curves) для измерений в помещении. В качестве последней я бы для начала использовал Harman Target, как наиболее универсальную, а потом при надобности изменял под себя.
Найти их можно тут: https://www.audiosciencereview.com/forum/index.php?threads/a-collection-of-speaker-target-responses-in-csv-txt-format.16401/
СРАЗУ, ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЯМИ импортируем их.
Важно: калибровочный файл микрофона цепляем на используемый вход, советую ещё раз перепроверить это перед измерениями. Всегда можно поменять его, но в таком случае придётся прокликивать каждое измерение и изменять файл вручную.
По умолчанию нам нужна калибровка на 0 градусов, так как мы будем направлять микрофон на источник. Файлы 30 и 90 градусов используются аналогично.
Калибровка источника нам НЕ нужна, в подавляющем большинстве устройств завал АЧХ на краях диапазона ничтожно мал, в «домашних»измерениях я бы с этим не заморачивался.
Теперь полезное правило: СКРУЧИВАЕМ В 0 ГРОМКОСТЬ ИСТОЧНИКА!
Нечаянно установленный на 0dBFS генератор, и вы лишаетесь акустики, а самое страшное – слуха, пусть и не полностью. Громкость свыше 120дБ приводит к НЕОБРАТИМОЙ деградации слуха!
При работе с измерительным комплексом ОБЯЗАТЕЛЬНО используем средства защиты слуха. К сожалению, он не восстанавливается.
Что ж, начинаем!
Предполагаю, что вы уже выбрали правильные выход и вход, поэтому выбираем длину свипа 128 или 256, ставим задержку в пару секунд, чтобы успеть убрать руки от мышки. Частоту дискретизации оставляем 44.1, если мы не планируем исследовать искажения.
Ставим уровень -10/-20 и проверяем громкость, нажав Check levels, параллельно поднимаем громкость на источнике до достижения субъективно достаточного уровня громкости (я бы ориентировался на "верхнюю" границу при обычном прослушивании). Окно Input показывает уровни входа (внезапно, да?), контролируем визуально, чтобы оставалось порядка 10-15дБ хэдрума для нелинейностей АЧХ.
Что дальше? Меряем! Естественно, с правильным положением микрофона по высоте.
Поздравляю, у нас что-то получилось! Начинается самое страшное и интересное – анализ.
Сразу скажу, что принято выводить графики 20-20000Гц с диапазоном 50Дб. Не советую извращаться, это убивает читаемость и возможности сравнения.
Ой, ачё оно такое страшное? Во первых, у нас показывается ФЧХ, снимаем галку с графика, также убираем калибровку, точнее её график, она нам уже не интересна.
Всё равно не очень. Дело в том, что мы не используем сглаживание, поэтому мы видим все "изменения", которые вносит помещение с большим разрешением. МЫ ТАК НЕ СЛЫШИМ.
Наиболее близким к нашему слуху является Var (variable) или Psychoacoustic сглаживание, но первый вариант лучше, так как имеет бОльшее разрешение на низких частотах, что важно для создания точных фильтров. Выбираем его во вкладке Graph и у нас появляется хороший, читаемый график АЧХ в ДАННОЙ точке помещения. Это уточнение крайне важно.
Что мы можем сделать на основе такого графика? НИЧЕГО
Чтобы уверенно говорить о каких-то трендах и поведении АС+комната в "точке" прослушивания нам нужно вспомнить, что это - некий объём (пусть даже и небольшой), в каждой точке которого АЧХ будет различна.
Нам нужно усреднение. Его можно получить замером в нескольких точках, нажав потом Average the Responses во вкладке All SLP, но позже я покажу более мощный способ…
Сейчас пробежимся по вкладкам и прочему. Сверху у нас IR Windows – один самых важных инструментов в принципе, но, о нем позже. Остальное в принципе понятно, по ним вы и сами пробежитесь с мануалом на руках. Лучше я акцентирую внимание на RTA – Real Time Analyzer. Вместо того, чтобы захватывать сигнал и потом анализировать, мы можем анализировать его «на лету». Это удобно при выставлении задержек между каналами (для построения правильной «сцены»). Кроме того, RTA максимально активно пользуется при измерениях другой электроники, типа ЦАПов и усилителей.
Тут нам важны настройки усреднения:
Существует MMM (Moving Mic Method) метод, который путём бесконечного (практически) усреднения позволяет отсечь часть, которую накладывает комната в точке прослушивания т.е. узнать точную АЧХ источника хотя бы на низких частотах.
Метод чрезвычайно мощный и легкий: перемещая микрофон в зоне прослушивания проигрывая при этом розовый или белый шум, который имеет равномерный спектр. Я привык пользоваться белым, при использовании розового нужно обязательно поменять Mode на RTA. Путём усреднения мы убираем изменения из-за комнатных мод в точке прослушивания, кроме этого, получаем приблизительную АЧХ источника на высоких частотах, которая обычно хорошо коррелирует с ощущениями, однако, эквализировать выше частоты Шрёдера только по MMM я бы не стал.
Хорошие видео от Warren Huart’a и Erin’а на тему MMM и измерений. От Уоррена я и научился MMM.
https://youtu.be/6RiuwqzjqlQ?si=1HCb53XTbrEL4dXU
https://youtu.be/SXWfJrl8aBw?si=sKdTOI_iC-FCDD1N
Так что же делать???? MMM + эквализация на основе CTA-2034 или ей подобным измерениям (а вот тут я закидываю удочку на следующую часть). Всё идёт в дело, главное научиться пользоваться…
Я специально не лезу в акустику помещения, хотя немного писал про это.
Вместо этого я покажу чит-код цифровой звукозаписи – гейтирование.
Что если мы хотим узнать, что в той мешанине, которую мы получили, акустика, а что – отражения? Гейт! Неспроста я назвал ту вкладку одной из самых важных. Нужно понимать, что это работает только с захваченными сигналами (вспомните, что я говорил про преобразование в импульс и обратно).
Заходим во владку Impulse и...
Внезапно всё как на ладони! На 4.4мс чётко виден прилёт первичного отражения, значит нам надо отсечь всё с этой точки, так как дальше в дело вступает помещение. Важно: мы размениваем разрешение измерения на прямой звук! Опять же, это связано с длиной «окна» анализатора, нам эта математика не важна.
Как видите, мы «отсекли» помещение на ВЧ и теперь даже без сглаживания получили АЧХ, которая соответствует прямому излучению, в моём случае на 0 градусов.
Как я уже писал, АЧХ акустики– это не только то, что на оси. Путём эквализации через MMM мы «приручаем» помещение, путём эквализации выше Шрёдера мы «исправляем» АС.
С этого момента, создание фильтров и их экспорт, может производиться в любом софте. По созданию фильтров в REW я пройдусь далее, но эту в тему нужно вкатываться самому и экспериментировать, так как нельзя полагаться только на автоматическую коррекцию, обязательна ручная проверка и дотюн.
В последней части я на «живом» примере покажу силу эквализации на основе MMM и частичной CTA-2034 спинорамы, будет даже демо сравнения, ибо результаты более чем впечатяющие.
https://youtu.be/Ev1bSSL8tRA?si=duHR1AhPwr9RqJAE - хорошая обучалка от Джулиана. Немного теории и куча практики. Всего 16 минут
https://www.roomeqwizard.com/help/help_en-GB/html/index.html - опять же, мануал от REW. Goto вариант в любой непонятной ситуации
https://www.audiosciencereview.com/forum/index.php?attachments/ansi-cta-2034-a-pdf.45978/ - актуальный стандарт ANSI/CTA-2034 для измерений АС
https://www.audiosciencereview.com/forum/index.php?threads/a-collection-of-speaker-target-responses-in-csv-txt-format.16401/ - сборник наиболее популярных target curves для коррекции
https://youtu.be/6RiuwqzjqlQ?si=1HCb53XTbrEL4dXU - видео от Warren Huart на тему MMM
https://youtu.be/SXWfJrl8aBw?si=sKdTOI_iC-FCDD1N- видео от Эрина на тему MMM и измерений в целом (со сравнением)