Не секрет, что саундтрек является важнейшей составляющей любого фильма: музыкальное сопровождение передает настроение, атмосферу, жанр фильма и, в конце концов, способствует лучшему восприятию истории. Мы составили подборку из 10 наиболее заметных фильмов 2000-х, обязательных не столько к просмотру, сколько к прослушиванию.
Трон: Наследие (Tron) 2010
Режиссер: Стивен Лисбергер
О чем фильм: 27-летний вундеркинд, наследник огромной компьютерной корпорации, потерял отца на просторах совершенной кибер-вселенной. Герой и помощница отца отправляются на поиски туда, где правят зловещие программы, а все решают — игры на выживание.
Почему стоит послушать: Поскольку фильм является настоящим произведением дизайнерского и технологического искусства, студия Walt Disney поступила продуманно и разумно, пригласив для работы над оригинальным саундтреком французских электронщиков Daft Punk и американского композитора Джозефа Трапанезе. Во-первых, другую группу на неоновом футуристическом танцполе представить просто невозможно (музыканты также сыграли в фильме ди-джеев клуба «Конец строки»).
Во-вторых, звуковая дорожка стала едва ли не популярней самого фильма, который, к слову, в мировом прокате собрал всего лишь 400 млн. при бюджете в 170 млн. долларов. На выходе получился неплохой саундтрек с симфоническим оркестром и стильной визуальной инсталляцией в виде фильма.
500 дней лета (500 Days Of Summer) 2009
Режиссер: Марк Уэбб
О чем фильм: Молодой человек, работающий в компании выпускающей открытки, по уши влюбляется в свою новую коллегу. Фильм рассказывает об истории любви полного цикла, которая длится 500 дней, начиная с 8 января.
Почему стоит послушать: Первая встреча главных героев происходит в лифте, где выясняется, что обоим нравится группа The Smits. Обнадеживающее начало не подвело — местами затянутый сюжет разбавляют очень летние композиции (The Temper Trap «Sweet Disposition»), создавая определенное настроение для «странных отношений» главных героев. Также интересен факт, что в саундтрек включена композиция Зои Дешанель (Zooey Deschanel «Sugar Town»), которая исполняет главную роль в фильме. И уже получается кино для любителей Годара и британского рока.
Луна 2112 (Moon) 2009
Режиссер: Дункан Джонс
О чем фильм: Астронавт Сэм три года провел полном одиночестве на Луне, где следил за работой автоматизированной станции по добыче редкого газа. Когда его контракт фактически подходит к концу, и остается всего две недели до возвращения на Землю, Сэм встречает своего сменщика…
Почему стоит послушать: Фильм снял Дункан Джонс — сын великого музыканта и актера Дэвида Боуи. В этом случае отличное чувство вкуса явно передалось по наследству: в качестве композитора для своей ленты Джонс пригласил британского музыканта Клинта Мэнселла. Впрочем, Мэнселл до своего признания в «Черном лебеде» Даррена Аронофски создал для «Луны 2112» весьма атмосферный эмбиент-треклист с потрескиваниями и пространственными шумами — все как и полагается для добротной космической драмы.
Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire) 2008
Режиссер: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан
О чем фильм: 18-летний сирота и выходец из трущоб Мумбаи держит в напряжении всю страну: фактически он оказывается в одном шаге от победы в популярной телевикторине «Кто хочет стать миллионером?», главный приз которой — 20 миллионов рупий. Власти подозревают героя в мошенничестве, поскольку непонятно, как необразованный парень может знать столько информации, и останавливают игру. Однако у героя совершенно иная цель участия в телеигре и денежный выигрыш его совсем не волнует.
Почему стоит послушать: Колоритный саундтрек, составленный и спродюсированный индийским композитором и исполнителем Алла Ракха Рахманом и американской певицей MIA, определенно достоин того, чтобы его прослушать. Хотя бы ради мистических индийских инструментов, доброй болливудской атмосферы, современной и позитивной «Paper Planets» и, конечно же, отмеченной оскаровскими академиками и премией «Грэмми» песни «Jai Ho» (но только в версии индийских исполнителей, забудьте про The Pussycat Dolls).
Мария Антуанетта (Marie Antoinette) 2006
Режиссер: София Коппола
О чем фильм: Картина повествует о яркой и трагической судьбе самой знаменитой французской королевы Марии-Антуанетты. Беззаботная молодость среди роскоши, брак в 15 лет и вступление на трон в 19 и, наконец, смерть на гильотине. Сделав королеву ключевым персонажем байопика, показав ее страстную натуру и слабости, Коппола предлагает посмотреть на ненавистную простым народом правительницу совершенно под другим углом.
Почему стоит послушать: Саундтрек представляет собой атмосферную эклектику, основанную преимущественно на британском гитарном роке и электронике (что само по себе очень необычно для фильма, события которого происходят в 18 веке), и создает любопытный диссонанс с картинкой. Относительно саундтреков у Копполы сформировался свой собственный стиль еще со времен «Трудностей перевода» и «Девственниц-самоубийц». Как и прежде, Коппола и музыкальный супервайзер Брайан Рейтзел не стали изменять себе, наполнив треклист исполнителями пост-панка и представителями новой волны 80-х: The Cure, New Order, Aphex Twin, The Stokes, The Radio Dept, Siouxsie and the Banshees и других. Помимо современных исполнителей есть несколько классических композиций под барочные интерьеры, представленных Antonio Vivaldi, Jean-Philippe Rameau и Domenico Scarlatti.
Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine Of The Spotless Mind) 2004
Режиссер: Мишель Гондри
О чем фильм: Главные герои на пороге расставания решают избавиться от любых воспоминаний, связанных друг с другом. И в этом им помогает специальная машина по очистке памяти. Однако в памяти Джоэля все еще живы самые личные и нежные моменты их совместной жизни, и чем больше он забывает, тем больше любит Клементину. В итоге герой решает любыми путями вернуть возлюбленной память о прошлом.
Почему стоит послушать: У очень глубокого и сложного фильма Гондри получился не менее интеллектуальный саундтрек, полностью соответствующий эмоциональной составляющей картины. Путешествие по темным уголкам сознания сопровождается музыкой Jon Brion (написал большую часть композиций, включая вокальную «Strings That Tie to You»),The Polyphonic Spree, The Willowz (гаражные рокеры позже внесут свой вклад и в следующий фильм Гондри «Наука сна»), Don Nelson и, конечно же, Beck, чья «Everybody's Got to Learn Sometime» (кавер Korgis), безусловно, — наиболее узнаваемый мотив фильма. Саундрек также включает композиции из старых индийских фильмов, исполненных Мохаммедом Рафи и Латой Мангешкар.
Танцующая в темноте (Dancer In The Dark) 2000
Режиссер: Ларс Фон Триер
О чем фильм: Главная героиня Сельма очень любит мюзиклы и имеет тягу к безудержному фантазированию. Между тем, жизненные обстоятельства ее крайне тяжелы. В результате прогрессирующего заболевания она практически ничего не видит, но вынуждена тяжело работать: ей необходимо скопить достаточную сумму денег для излечения сына (он страдает наследственным недугом матери).
Почему стоит послушать: Саундтрек представляет собой альбом известной исландской певицы Bjork (она же исполнительница главной роли), который можно рассматривать как отдельное от фильма произведение (впрочем, сама картина снята таким образом, что скорее воспринимается как один красивый музыкальный видеоклип). Альбом включает в себя как классические аранжировки, так и индустриальные (звуки фабричных машин и поездов). А песня «I’ve Seen It All», спетая Бьерк в паре с фронтменом Radiohead Томом Йорком и вовсе была номинирована на Оскар как «Лучшая песня». В итоге получился невероятный саундтрек, ставший неотъемлемой частью самого фильма.
Убить Билла (Kill Bill) 2003
Режиссер: Квентин Тарантино
О чем фильм: Во время бракосочетания на беременную наемницу по кличке Черная Мамба нападает человек по имени Билл. Получив пулевое ранение и пролежав четыре года в коме, девушка приходит в себя и решает отомстить — убить Билла и всех его подельников.
Почему стоит послушать: Несмотря на то, что «Убить Билла» является далеко не самым лучшим фильмом Тарантино, в умении собрать хороший саундтрек ему практически нет равных. Непосредственно подборкой композиций к этому фильму занимался американский рэппер RZA (несколько его треков также входят в альбом), а треклист включает в себя таких музыкантов, как Нэнси Синатра, Айзек Хейз, Neu!, Квинси Джонс и других. В итоге музыкальная дорожка к «Убить Билла» получилась крайне ироничной, под стать фильмам Тарантино.
Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums) 2001
Режиссер: Уэс Андерсон
О чем фильм: О странном семействе Тененбаумов, где каждый обладает каким-то уникальным даром. Например, Чес уже в десять лет добился больших успехов в финансовой сфере, Ричи — одаренный теннисист, Марго в десятилетнем возрасте стала известным писателем-драматургом. Дети выросли и разъехались, но внезапно выясняется, что отец семейства Роял Тененбаум страдает неизлечимой болезнью и жить ему осталось чуть больше полугода. Роял испытывает чувство вины: всю жизнь он не уделял должного внимания детям и за отведенный ему теперь короткий срок постарается наверстать упущенное.
Почему стоит послушать: Уэс Андерсон недаром удостоился репутации одного из самых стильных режиссеров современности. Саундтрек фильма представляет собой микс из лучших композиций последних четырех десятилетий. История семейства рассказываются под сопровождение таких именитых музыкантов, как Нико, Боб Дилан, The Clash, The Ramones и The Velvet Underground.
Амели (Amelie) 2001
Режиссер: Жан-Пьер Жёне
О чем фильм: История загадочной мечтательницы, французской девушки Амели Пулен, которая живет в мире своих фантазий, совершает странные поступки и помогает другим людям, даря им счастье и раскрашивая мир вокруг себя яркими, головокружительными красками.
Почему стоит послушать: Музыка из «Амели» стала классическим образцом успешного саундтрека, когда мелодию кинофильма знают даже те, кто сам фильм не видел ни разу. Музыку написал французский композитор, мультиинструменталист Ян Тьерсен (эта работа в последствии принесет ему широкую известность как музыканту). Саундтрек занял второе место в чарте Billboard Top World Music Album, выиграл ряд премий, среди которых «Сезар» и приз от Международной академии саундтреков, а отдельный трек «L’Après-midi», выпущенный как сингл, занял лидирующие позиции в чартах Швейцарии, Австрии, Германии и Франции.