Американский оскароносный режиссер и продюсер Рон Ховард (Ron Howard) в очередной раз взялся за экранизацию франшизы Дэна Брауна (Dan Brown). Название третьего фильма «Инферно» («Inferno», 2016), снятого по одноименной книге, переводится с итальянского как «ад», «преисподняя». Судя по трейлеру c кровавыми реками, взрывами и зомби, зрелище должно быть как минимум впечатляющее и однозначно — дорогое: по данным imdb.com, бюджет картины составил почти $75 000 000. И все же стоит ли смотреть «Инферно»? Давайте разбираться.
По сюжету фильма главный герой, профессор Гарвардского университета, Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс), приходит в себя в госпитале во Флоренции с поверхностным пулевым ранением в голову. Что с ним произошло — неясно (Роберт совершенно ничего не помнит, в том числе, как именно он оказался на родине Данте). В палате профессор встречает молодого доктора Сиену Брукс (Фелисити Джонс), которая тот час же узнает в нем известного специалиста по религиозной символогии. Сиена признается, что зачитывалась его книгами в детстве и даже как-то была на одной из его лекций. Внезапно ворвавшаяся в больницу женщина-киллер в полицейской форме прерывает беседу: начинается стрельба, и полуживой профессор вынужден спасаться бегством. Сиена помогает профессору совершить побег, а позже разобраться — что же произошло с ним до того, как он оказался в госпитале.
Можно допустить, что многие потенциальные зрители книгу не читали, поэтому разбор будет основан исключительно на впечатлении от фильма. К слову о книге: «Инферно» — четвертая по счету книга Брауна. Третья, «Утраченный символ», так и не была адаптирована под сценарий.
Несмотря на то, что весь ключевой киноматериал был отснят в Венгрии, по сюжету основные события происходят в Италии. Правда, если вы склонны к кинетозу — потрясающие виды средневековых мощеных улочек Флоренции и Венеции вам может подпортить манера съемки «вертолетами», а также резкий монтаж с частыми переходами на ручную субъективную камеру. Так что лучше воздержаться от еды перед началом просмотра — укачивает (правда, ровно до середины фильма).
Относительно спецэффектов. Их тут достаточно — от эпичных сцен галлюцинаций профессора до зомби, батальных битв и сцен со взрывающимися стеклами и разлетающимися галлонами крови (кстати, это — прямой визуальный референс на кадр с кровавым лифтом в фильме «Сияние»).
По уже сложившейся традиции главную роль в картине исполняет бессменный Том Хэнкс (до этого актер снялся в предыдущих частях: «Код Да Винчи» и «Ангелы и Демоны»). Хэнкс постарел, стал менее пластичным — трюков не выполняет. Надо сказать, в «Инферно» он по большей части предстает в роли жертвы, а не спасителя мира, и роль эта в исполнении Хэнкса, актера не нуждающегося в представлении, — совершенно неблагодарная. Интересно, что самому Брауну персонаж профессора видится в исполнении Харрисона Форда — он даже проводит соответствующие сравнения в своих книгах.
Бен Фостер тоже весьма неубедителен в роли злодея. Его персонаж — пресный сектант с невнятной мотивацией, который (осторожно, спойлер из трейлера) хочет спасти планету, создав оружие массового уничтожения в виде опасного вируса. Из фильма также неясно, зачем нужна была вся эта история с ребусами, загадками и огромным количеством «злодеев», цели которых пересекаются: по логике могли бы и договориться между собой.
С отрицательными персонажами вообще беда: их слишком много, они простые и странные. Например, Ирфан Кхана в роли Гарри Симса, «серого кардинала» секретной организации, в начале выглядит и убедительно, и харизматично. Неожиданно то, что должно было стать сюжетным крючком, буквально разрушает данного персонажа, и смотреть на него становится скучно. Героиня Фелисити Джонс — шаблонная напарница спасителя мира. А к концу фильма — и просто не по годам наивная женщина.
Картинка смотрится с интересом до одного единственного сюжетного поворота, после чего рушится вся магия от перефразирования Данте и расшифровок ребусов к картине Боттичелли. Еще подкачала и сама атмосфера — вот как-то не верится в мистические загадки флорентийского дворца 14 века с прекрасно работающим Wi-Fi. В итоге мы получаем историю, смиксованную из «Бонни и Клайда», «Джеймса Бонда», «Терминатора» и всех фильмов на тему Апокалипсиса.
В целом, фильм не настолько плох, чтобы отказываться от похода в кино. Возможно, сюжет и не является ключевым элементом, зато спецэффекты в паре со звуком Dolby Atmos смотрятся достойно.
Относительно морали басни. По крайней мере, после 2 часов и 1 минуты, потраченных на просмотр «Инферно», вы придете к простому выводу: не доверять никому моложе 35 лет, особенно детям, которые могут мастерски управиться с гаджетами, сложнее, чем наручные часы с Микки Маусом.