Русские джазмены в Нью-Йорке — вообще говоря, отдельная тема, до который мы как-нибудь доберемся. Как и нерусские там же. Город, который называли плавильным котлом рас и национальностей — такой он и есть в музыке. Но вот и Москва, оказывается, такая же! Иначе откуда у нас такие дикие смешения авангарда с этникой?
Так что темой сегодняшнего обзора объявляю космополитизм. Потому что по-другому сгруппировать этих немцев, американских русских, латиносов с их влияниями планетарной ширины больше никак не получится. Но все это можно назвать джазом. Который сам и есть плавильный котел.
Misha Tsiganov Quintet «Misha's Wishes»
90-е вырвали этих русских ребят из родной среды, пересадили на американскую почву, и теперь они, уже респектабельные дяди, делают интереснейший американский джаз. Или космополитичный джаз. Отличительные черты: виртуозность, профессионализм, интересный авторский почерк, «кривые» размеры, сложные гармонии, и при этом — драйв, свет и радость.
Таков пианист Миша Цыганов. И его коллега-товарищ по эмиграции Алекс Сипягин, который тут играет на трубе. Хочется спросить: а где он только не играет в последние годы? Как, впрочем, и Цыганов, сайдменом засветившийся на доброй сотне альбомов — между прочим, номинант на «Грэмми». Музыканты востребованные.
Очередной авторский сольный альбом Цыганова вышел на лейбле Criss Cross, чья репертуарная политика в общем понятна. Помимо Сипягина, тут сыграли саксофонист Шеймус Блейк (тембрально они с Сипягиным сочетаются как родные), контрабасист Борис Козлов и барабанщик Доналд Эдвардс.
10 треков: семь авторских композиций, два джазовых стандарта и перелицованная «Во поле березка стояла». Это целое музыкальное путешествие и даже некая исповедь.
«Сочиняя ту или иную пьесу, я думал о конкретном человеке, — признается Михаил. — А другие пьесы связаны с серьезными изменениями в моей жизни и моими переживаниями по их поводу. Но иногда мне кажется, что это не я сочиняю, а просто сверху через меня что-то передают, а я просто почтальон — передаю людям то, что должен!»
P.S. Кстати, четыре года назад Миша Цыганов сделал свою версию старинной «То не ветер ветку клонит», которую некогда исполняла певица по имени Вика Цыганова. Забавное совпадение!
Dagobert Böhm «Within A Dream»
Немецкий гитарист Дагоберт Бём играет авторскую музыку, которую при первом приближении можно охарактеризовать как ньюэйджевый джаз или неоклассику. Приятные мелодии, мягкий саунд, эдакое обволакивающее звучание, сновидческая атмосфера. Без лишнего «грузилова».
Как гитарист — акустика с нейлоном — он абсолютный безупречный мастер, точный педант. А сама музыка теплая, саунд и аранжировки интересные, яркие. В каждой композиции внимание цепляют какие-то фишечки.
Игры тембров: разные инструменты подсвечивают друг друга, как ингредиенты в блюде haute cuisine — непонятно, из чего оно собрано, но вкус получается пикантным. Обычно я ненавижу кулинарные/эротические метафоры, но это и впрямь блюдо с длительным послевкусием.
Melissa Aldana «12 Stars»
33-летняя уроженка Чили, вундеркинд. Ее открыл выдающийся джазовый пианист Данило Перес, потом она переехала в Штаты и в итоге какое-то время училась у самого Джорджа Коулмена, живого классика. Это если вкратце.
А еще Мелисса Альдана — номинантка на «Грэмми». Посему автоматически интересен ее новый альбом, шестой в дискографии и первый на культовом лейбле Blue Note. Любит этот лейбл ярких персонажей, с интересной личной историей.
Крутейшая саксофонистка: тенор-ультразвук вверху, «мясо» и «кофемолка» на нижних нотах. Репертуар: от балладности до бопа. Причем, как сообщает аннотация, композиции нагружены такими сильными психологическими смыслами, как «воспитание детей, прощение в семье, принятие и любовь к себе».
«Принятие всего, что я слышу и что играю — даже ошибки! — важнее совершенства», — говорит сама Альдана. Слова не девочки, но состоявшегося художника… Короче, не заскучаешь. Продюсер и гитарист — известный в джазовом мире Лаге Лунд, остальные — свежие лица. По крайней мере, для нас. Чудесное ощущение молодости, энергии и космополитизма.
Anton Kotikov, Alexey Nadzharov, Petr Ivshin «The Riddles»
Завершим альбомом-загадкой, альбомом-оксюмороном. Саксофонист Антон Котиков — наш любимчик. Мы восторженно писали и про его предыдущий альбом, выпущенный независимым московским лейблом Fancy Music. Там тоже играло это трио, с Наджаровым и Ившиным — самыми прогрессивными людьми на российской импровизационной сцене…
Конечно, это дело вкуса, но альбом получился действительно необычный. Потому что был взят довольно смелый принцип: совместить фри-джаз с народными мелодиями, а народные инструменты — с современными методами звукоизвлечения.
На практике выходит так: идет трек на сопрано, скажем, плюс наложение другой дудки — свежее сочетание обертонов. Следующий — на армянском дудуке, и тут совсем другая атмосфера, настроение и мелодика. От медитативности до танцевальности!
И так весь альбом, а его разнообразие подчеркивается тем, что все треки называются одинаково: «Riddle» («Загадка») с номерами. И духовых тут в избытке: от саксофонов до глиняной свистульки, диджериду, сякухати и альт-флейты.
Но, повторюсь, это не просто игры в обертона, не эдакая музыкальная абстракция, а вполне себе оформленные композиции с мелодической идеей. Можно даже сказать, душевные «загадки».