Популярный альбом популярного исполнителя всегда будет иметь много версий. Что же делать коллекционеру — грести все подряд или остановиться на чем-то одном?

В редакции просят разбавлять техническую сторону моих обзоров рецензиями, я же стараюсь сохранять нейтралитет. Ну какая может быть рецензия на Amused To Death? Какими бы ни были отношения Роджера Уотерса с действующим составом Pink Floyd, благосклонностью аудитории все эти старцы будут обеспечены до гроба. Фанатам уже все ясно, а не фанатам — тем более. Поговорим о звуке.

Amused To Death с момента своего появления отмечался многими коллекционерами как пример шикарного саунда: «лающие собаки» по праву заняли свое место с «монетами» The Dark Side Of The Moon. На этой ремарке можно было бы и закончить от греха подальше. А если продолжить, то, строго говоря, оба этих альбома являются 100%-й карикатурой на аудиофильские чаяния. Тот случай, когда «собаки» с «монетами» вытесняют все остальное вместе со здравым смыслом, который вряд ли одобрил шатание аудиозомбарей по гостям, выставкам и салонам с одной и той же пластинкой.

Конечно же, Amused To Death весьма профессионально сработан: мастерское изделие без сучка и задоринки. Но судачить о какой-то аутентичности звука смешно. Этот помпезный конструкт гораздо ближе к саундтрекам, чем может показаться. Если у колонок будет перепутана полярность, «собаки» улетят далеко-далеко — об этом фокусе говорилось в аннотации к диску. Эти и прочие аудиоэффекты в первую очередь обязаны эмулятору пространственного звучания QSound, презентованному в 1991 году. В то время с 3D-звуком игрались не только музыканты, но и буквально — QSound активно применялась в видеоиграх. Соответственно, и дальнейшие переиздания Amused To Death следует рассматривать с точки зрения апгрейда — сколько новых плюшек стало доступно в свежей версии торта-наполеона?

Начнем сначала: динамика на базовом компакт-диске Columbia выглядит вполне прилично, хотя в отдельных местах вершины пиков все-таки прибрали. Но в 1992 году еще не было угара loudness war, и никто не заплывал за буйки.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR15 -3.88 dB -23.40 dB 4:20 01-The Ballad Of Bill Hubbard

DR13 0.00 dB -15.66 dB 6:00 02-What God Wants, Part I

DR12 -1.66 dB -18.58 dB 4:16 03-Perfect Sense, Part I

DR11 0.00 dB -15.16 dB 2:51 04-Perfect Sense, Part II

DR13 0.00 dB -14.55 dB 4:43 05-The Bravery Of Being Out Of Range

DR14 0.00 dB -18.72 dB 4:01 06-Late Home Tonight, Part I

DR13 -6.34 dB -23.89 dB 2:14 07-Late Home Tonight, Part II

DR12 -0.42 dB -17.63 dB 5:47 08-Too Much Rope

DR12 -1.29 dB -17.53 dB 3:48 09-What God Wants, Part II

DR11 -1.14 dB -16.05 dB 4:02 10-What God Wants, Part III

DR13 -3.72 dB -20.60 dB 6:08 11-Watching TV

DR13 0.00 dB -17.78 dB 6:55 12-Three Wishes

DR15 0.00 dB -20.43 dB 8:26 13-It's A Miracle

DR13 0.00 dB -18.27 dB 9:08 14-Amused To Death

Amused To Death был популярным тайтлом, так что его перевыпускали многие и не раз. В 1994-м году альбом был заявлен в серии Mastersound. Трансфер велся по технологии Super Bit Mapping на оборудовании с 20-битным разрешением. Формальные показания динамики почти не изменились, но в целом громкость капельку подросла. При сравнении с базовым CD, данное издание каких-то принципиальных преимуществ не продемонстрировало и уж точно не стоит своих сумасшедших денег.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR15 -3.53 dB -23.27 dB 4:20 01-The Ballad of Bill Hubbard

DR12 0.00 dB -14.84 dB 6:00 02-What God Wants, Part I

DR12 -1.36 dB -18.71 dB 4:16 03-Perfect Sense, Part I

DR11 0.00 dB -15.30 dB 2:51 04-Perfect Sense, Part II

DR13 0.00 dB -14.62 dB 4:43 05-The Bravery of Being Out of Range

DR13 0.00 dB -18.45 dB 4:01 06-Late Home Tonight, Part I

DR13 -6.15 dB -23.52 dB 2:13 07-Late Home Tonight, Part II

DR12 0.00 dB -16.88 dB 5:47 08-Too Much Rope

DR12 -0.97 dB -17.08 dB 3:40 09-What God Wants, Part II

DR11 -0.95 dB -15.87 dB 4:08 10-What God Wants, Part III

DR13 -3.44 dB -20.69 dB 6:08 11-Watching TV

DR13 0.00 dB -17.38 dB 6:50 12-Three Wishes

DR15 0.00 dB -19.99 dB 8:30 13-It's a Miracle

DR13 0.00 dB -17.55 dB 9:08 14-Amused to Death

Хотелось бы предостеречь любителей японских дисков от одного издания Sony, еще и оформленного под виниловую реплику. Компрессия здесь уже прет со страшной силой, а что вы хотели — 2005 год на дворе.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR15 -0.01 dB -19.53 dB 4:19 01-The Ballad Of Bill Hubbard

DR9 0.00 dB -12.07 dB 6:00 02-What God Wants, Part I

DR11 0.00 dB -15.15 dB 4:16 03-Perfect Sense, Part I

DR9 0.00 dB -11.77 dB 2:51 04-Perfect Sense, Part II

DR9 0.00 dB -10.60 dB 4:43 05-The Bravery Of Being Out Of Range

DR10 0.00 dB -15.12 dB 4:01 06-Late Home Tonight, Part I

DR13 -2.49 dB -19.91 dB 2:13 07-Late Home Tonight, Part II

DR9 0.00 dB -13.70 dB 5:47 08-Too Much Rope

DR10 0.00 dB -13.54 dB 3:42 09-What God Wants, Part II

DR9 0.00 dB -12.23 dB 4:08 10-What God Wants, Part III

DR13 0.00 dB -17.01 dB 6:08 11-Watching TV

DR10 0.00 dB -13.87 dB 6:50 12-Three Wishes

DR12 0.00 dB -16.60 dB 8:30 13-It's A Miracle

DR9 0.00 dB -14.29 dB 9:08 14-Amused To Death

Хорошие новости появились в 2015 году. Перед Джеймсом Гатри была поставлена задача современного прочтения Amuse To Death и ворох носителей: как-никак альбом писался почти 5 лет. Там были и аналоговые пленки, и бобины многоканальных DASH-рекордеров Mitsubishi X850, и Sony PCM-3348. Пару треков (The Perfect Sense Part 1 и The Bravery Of Being Out Of Range) микшировали заново, в результате появился новый слой гитары. Кропотливая переборка в опытных руках принесла свои результаты — стерео и 5.1 версия понравились и фэнам, и самому Уотерсу.

Любителям хайрезов HD-издание Amuse To Death 2015 года было доступно в 24-битном PCM с разрядностью 192 кГц и 96 кГц. В вебе распространялась только стерео версия. На Blu-ray (помимо стерео) присутствовали и PCM-дорожки 5.1 с 24/96. SACD тоже был не забыт. С него и начнем.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR14 -12.76 dB -31.13 dB 4:20 01-The Ballad of Bill Hubbard

DR12 -6.48 dB -21.78 dB 6:00 02-What God Wants, Part I

DR12 -10.06 dB -26.81 dB 4:15 03-Perfect Sense, Part I

DR11 -7.70 dB -22.88 dB 2:51 04-Perfect Sense, Part II

DR11 -8.27 dB -21.81 dB 4:45 05-The Bravery of Being Out of Range

DR10 -5.89 dB -24.84 dB 4:01 06-Late Home Tonight, Part I

DR13 -13.84 dB -31.15 dB 2:13 07-Late Home Tonight, Part II

DR12 -7.51 dB -24.93 dB 5:47 08-Too Much Rope

DR12 -8.16 dB -24.26 dB 3:40 09-What God Wants, Part II

DR12 -7.81 dB -23.69 dB 4:09 10-What God Wants, Part III

DR13 -12.65 dB -29.36 dB 6:07 11-Watching TV

DR14 -6.17 dB -25.86 dB 6:51 12-Three Wishes

DR15 -7.36 dB -28.28 dB 8:31 13-It's a Miracle

DR13 -6.23 dB -24.96 dB 9:13 14-Amused to Death

--------------------------------------------------------------------------------

По нынешним временам столь трепетное отношение к оригинальной динамике сигнала — это просто подарок. Понятное дело, рев самолета сюда тоже не уместился, но в целом картина оставляет приятное впечатление. Спектральный анализ показывает, что издатели действительно работали как с аналоговыми, так и цифровыми мастер-лентами с разрядностью 48 кГц (см. трек What God Wants, Part II или Watching TV). РСМ-издания ремастера демонстрируют аналогичную картину.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR14 -6.60 dB -25.35 dB 4:21 01-The Ballad of Bill Hubbard

DR12 0.00 dB -15.12 dB 6:00 02-What God Wants, Pt. I

DR12 -3.79 dB -20.40 dB 4:15 03-Perfect Sense, Pt. I

DR11 -1.06 dB -16.36 dB 2:51 04-Perfect Sense, Pt. II

DR11 -2.03 dB -15.16 dB 4:45 05-The Bravery of Being Out of Range

DR13 -0.01 dB -18.34 dB 4:01 06-Late Home Tonight, Pt. I

DR12 -7.75 dB -25.44 dB 2:13 07-Late Home Tonight, Pt. II

DR12 -1.26 dB -18.44 dB 5:48 08-Too Much Rope

DR12 -1.62 dB -17.74 dB 3:40 09-What God Wants, Pt. II

DR12 -1.40 dB -17.14 dB 4:09 10-What God Wants, Pt. III

DR13 -5.63 dB -22.30 dB 6:06 11-Watching TV

DR14 0.00 dB -19.47 dB 6:52 12-Three Wishes

DR15 -1.01 dB -22.07 dB 8:30 13-It's a Miracle

DR13 0.00 dB -18.44 dB 9:07 14-Amused to Death

Как все это звучит? Да, звучание получилось еще мягче и более зализанное (все-таки в начале 90-х предпочитали более сухие миксы). Но самое главное в новом Amuse To Death — это глубина виртуальной сцены, по сравнению с которой оригинальное издание звучит плоско, как натянутая простыня между колонками. А тут еще и 5.1 версия, помимо стерео. Все-таки за это время технологии объемного звучания сильно продвинулись вперед, так что альбомам вроде Amuse To Death это все пойдет только на пользу.

Финальный вопрос — что оставить для коллекции? Если вас не интересуют многоканальные дела, то наверное, web-релиз 2015 года с максимальной дискретизацией 192 кГц. Между Blu-ray и SACD следует ориентироваться на особенности своего тракта; некоторые модели ЦАПов корректней работают с DSD сигналом, чем с PCM. Очевидно, что все финальные работы Джеймса Гатри велись именно в РСМ: этот же момент удерживает меня от рекомендации новодельного винила. Цифровые релизы 2015 года все-таки не обезображены компрессией, чтобы искать более гуманные носители. Ну а если хотите настоящей лаковой аутентичности — обратитесь лучше к LP-первопрессам1992 года: они делались из аналоговых мастеров и удались лучше CD-трансферов начала 90-х.