Вдохновившись собственным лозунгом

Меньше

Втихую

Минусовать,

Больше

На форум

Блогов

Писать!

решил зарисовочку для любимого сайта набросать. Как говорится: назвался груздем – полезай…

Сразу поясню – блог про Проводниковое Маньячество. И дабы отмести обвинения в само рекламе речь поведу исключительно о брендовых проводах. И по своей панковской манере все переворачивать с ног на голову резюме подведу не в последнем абзаце, а вывалю прямо сейчас: маньячить или не маньячить?

Для меня, как для анархиста такой вопрос не стоит – я всегда за любой кипишь. Просто, как я уже говорил – надо найти разумный баланс между маньячеством и семьей. Чередовать, так сказать – маленько поманьячил, жену в ресторацию выгулял; еще поманьячил, маманю проведал; опять поманьячил, с внучкой пообщался и так далее.

Стоит ли маньячить проводами? Однозначно стоит, главное не впадать в прелесть и понимать соотношение стоимости кабеля и компонента. А то такие крайности встречаются, что сетевой кабель покупают дороже усилителя, думая, что он важнее. Это неправильно. Так делать не стоит. Все компоненты системы должны более-менее соответствовать уровня друг друга.

Ну а вот стоит ли другим маньячить проводами – это каждый должен решить сам для себя. Я не собираюсь по этому поводу дискутировать и если вы считаете, что влияние проводов на звучание системы сильно перегрето – дальше лучше не читайте; вам не понравится. Отмечу только, что как правило Проводниковое Маньячество высмеивают люди с весьма ограниченным кругозором и посредственной аппаратурой. Что-то я не припомню, чтобы владельцы Маккентошей или Акупейсов сомневались во влиянии проводов на звук. Ну вот не было такого!

Для тех же, кто гордо именует себя Проводниковыми Маньяками, или может быть только-только задумывается над этим почетным званием – добро пожаловать к нашему аудиофильскому огоньку. Как и обещал не буду обсуждать свои провода, говорим исключительно о фирме.

Зачастил в последнее время на разделку кабелей один Проводниковый Маньяк. Межблочники и акустические кабели, в том числе и серебряные. У меня ничего серебряного не берет, ни проводов, ни коннектов. Сам все где-то покупает, у меня только разделывает. Маньячит по бивайренгу, собирая кабели из разных проводов, иногда весьма причудливой конфигурации. Тащится по серебру и давно облизывался на акустический Ag. Кричит - серебряный межблок сразил меня наповал, желаю быть наповал сраженным серебряным акустическим! И принес очередной заказ. На этот раз велел сконструировать бивайренговый кабель из трех проводов: медного 4-х жильного Furutech U-4.1T и пары серебряных 4-х жильных Xangsane SP-9003Ag.

Что ж, интересный заказ – любопытно будет его послушать… Но сколько этот господин денег тратит на провода! Это третий что ли или четвертый кабель я ему разделываю, уже и со счета сбился. И что он эти бивайренговые провода плодит? Он же их потом никогда не продаст. Лучше бы потратил деньги на второй усилитель и не по бивайренгу бы подключался, а по-настоящему – двумя усилителями качал колонки. Вот это был бы прирост в звуке настоящий!

Однако – насильно мил не будешь. Нравится ему Проводниковое Маньячество – и на здоровье. Мне то собственно, чего жаловаться? Конструкция – уникальная, оплата – достойная, работа – любимая. Хвалится надо, а не жаловаться.

Помню с дюжину лет назад, в самый разгар своей ювелирной карьеры, выставлялся на Симфонии Самоцветов, ходил по выставке, разглядывал стенды, забитые ювелиркой и думал:

- Как же мне это все надоело! Все эти серьги, кольца, колье, браслеты – тьфу на вас! Тааак, а тут что? Опять бриллианты?!! Да когда же это закончится?!! Тьфу на вас еще раз. А тут что? Турмалины? Ну вот эти ничего… Вот турмалины да, красивые… А полихромные есть? Покажите, покажите, ой какой хорошенький… А впрочем – нет. Надоело! Ну сколько можно эту ювелирку множить? Я бы лучше бы делал серебряные провода, джамперы, коннекты… Вот была бы жизнь!!! А серьги, кольца, броши – надоело!!! Мечты сбываются!!!

Вообще же, довольно много приносят проводов на разделку и все их отслушать просто нет физической возможности. Но какие-то особенно интересные кабели стараюсь слушать, время находить. Из последнего, приятно удивил Кимбер Кэйбл 12ТС и 8ТС. Летчик принес на разделку 8 как есть, а 12 под бивайренг.

- Какие коннекты ставить?

- А что посоветуете?

- Ну вы же уже наверное что-то присмотрели.

- Мне вот предлагают комплект брендовых бананов 8 штук за 20К.

- Медных?

- Надеюсь, но не удивлюсь если и латунных.

- Не советую однозначно! Рекомендую концы обжать серебряной трубой. Это будет в 2 раза дешевле и гораздо лучше, чем любые медные, а уж тем более латунные бананы.

На том и порешили. 12 у него уже был скручен под бивайренг, а вот 8 просто обрезан.

- Ну и где у него начало, а где конец?

- Не знаю.

- Ну привет! А каким концом его в усилитель то втыкать? Метки какие-то должны быть, указывающие направление.

- Нет тут никаких меток. А вы разве прибором не можете померить?

- Нет. Это может у вас у летчиков есть приборы, которые направление проводника показывают, но у меня такого прибора нет. Я же не летчик, я моряк. Производитель, при изготовлении кабеля должен как-то маркировать направление. Сами то они как-то понимают куда он течет.

- А что, это направление так важно?

- Нет. Само по себе направление проводника не особо важно, но важно, чтобы оба конца пары смотрели в одну сторону. Может по плетению косички они направление определяют…

Смотрел на нее, смотрел – не вижу никакой разницы, что так ее поверни, что эдак. Вроде как одинаковые плетения. Ну ладно, думаю, чего уж теперь, как повезет… Однако, когда стал расплетать косичку под концы, пальцами почувствовал, что в одном случае косичка расплетается налево, а в другом – направо. И таким образом точно определил направление.

Конфигурация у кабеля – сложнейшая! По сути это литц. 12 изолированных жил белых и 12 красных. Каждая жила состоит из 7 проводников разного сечения 2х0,22; 2х0,28; 0,31; 0,38; 0,48. Умно, я бы тоже так сделал.

Послушать этот кабель мне захотелось после того, как Летчик сказал, что сравнивал его с Оэлбахом и 12 переиграл по сцене и детальности, причем намного. Любопытно… У меня тоже есть Оэлбах 6 квадратов половина жил медных, половина посеребрённых. Купили для клуба 50-метровую катушку и по мере необходимости отрезаем от нее куски. Хороший кабель, за свои деньги. Он у меня вроде как дежурный. Если надо по бырику что-то подключить Оэлбах всегда под рукой.

Разделал Кимбер Кэйбл и стал слушать сначала 8. После Оэлбаха – ну вообще земля и небо! Причем слушал на транзисторном Теас АR600, довольно резким, сухим и колючим. Поставили 8 – заиграло как на лампе, мягко, обволакивающе, сцена встала четко, тональный баланс выровнялся и бас приятно налился весом. Единственное в чем выиграл Оэлбах, так это в верхней середине как-то он по звонче отыграл. В остальном же – земля и небо.

А вот между 8 и 12 особой разницы не ощутилось. Еще мягче стало и еще обволакивающе. Я это услышал, но не могу сказать, что мне это так уж понравилось. На 8 мягкости достаточно, на мой вкус. На 12 ее уже с перебором. Хороший кабель, можно сказать – прекрасный!

Теперь по заказному. Серебряный 4-х жильный, сечение заявлено как 4х0,5 квадратных миллиметров. По факту диаметр жилы 0,48 мм, что ну никак не соответствует заявленной. Две жилы белые, две красные попарно обмотаны фольгой. Затем скручены в витую пару вместе с двумя хлопковыми канатиками, еще раз обернуты фольгой и одеты в медную, посеребрённую оплетку.

Причем выяснилось, что диаметр проводника 0,48 мм при весьма драматических обстоятельствах. Предполагая, что жила 0,5 квадратных миллиметров, я подобрал соответствующий нож, содрал оплетку и увидел белоснежнейший, блестящий и как будто мокрый серебряный провод. Вот это да, думаю, это как же они проволоку полируют, что она у них такая блестящая?!! 30 лет и 3 года тяну серебряную проволоку, а такой блестящей не видел! Меряю диаметр – 0,78, соответствует 0,5 квадратных миллиметров.

Начинаю собирать контактные группы, несколько раз проверил разводку, все точно и собираюсь разделывать концы. И тут меня прям как кольнуло что-то. Дайка, думаю, на всякий случай прозвоню. А то ну как – что не так? Придется заново разбирать, чего двойную работу делать? Надо звонить. Начинаю тестером звонить – все серебряные концы не звенят. Медные все звенят, а серебряные все не звенят.

Меня аж в пот бросило – это чего, он рваный что ли? Не веря своим ушам продолжаю остервенело тыкать тестером и в конце концов прижимаю одну проволоку двумя щипами в сантиметре друг от друга – не звенит! Тут меня начинают одолевать смутные сомнения. Беру микроскоп, внимательно разглядываю проволоку – она одета в еще одну тонкую бесцветную оплетку. Так вот откуда у нее такой мокрый блеск! Сдираю вторую оплетку, меряю – 0,48 мм.

Вот был бы номер, если бы я надел лопатки, а только потом бы стал звонить! По меди все бы правильно прозвенело, а серебро так бы и осталось не задействованным. А потом долго бы удивлялись – что за фигня такая? Что с серебром, что без – звучит одинаково!

И это, кстати, не единственный косяк. В описании заявлено Ag 4N, что подразумевает аффинажное серебро высокой очистки – 999,9. А на самом кабеле написано «Стерлинг Сильвер», что подразумевает лигатуреное серебро 925 пробы. То есть на 92,5 грамма серебра добавили 7,5 грамм меди. Это получается, что они сначала очистили серебро аффинажем до высокой чистоты, а потом бухнули туда меди – на всякий случай…

Из любопытства сплавил обрезок проволоки. Он скатался в серебряный шарик и остался блестящим. Так ведет себя чистое серебро. Стерлинговое, то есть лигатуреное серебро сплавляется в блестящий шарик, но при остывании чернеет. Я вот не постигаю – это сложности перевода, не понимание сути процесса или намеренное желание ввести покупателя в заблуждение?

Медный Фурутек. То же 4-х жильный. Специально бивайренговый. Все 4 жилы приблизительно по 2,5 квадратных миллиметра, но имеют разную конфигурацию. Красная и белая из проволоки диаметром 0,29 мм, а синяя и черная из огромного пучка по 0,09 мм. Вроде как заявлено, что они еще и скручены по-разному, но на это я внимание не обратил. Каждая жила в толстой оболочке и по центру добавлена пятая жила из ПВХ – для мягкости и пластичности кабеля, а также в качестве демпфера.

Вот так – вроде все просто, а потратил несколько дней на сборку и разделку кабеля. Предлагал заказчику сточить манжеты на разветвления, да он отказался. Так что так, по бюджетненькому – термоусадочкой затянули. Что ж! Кабель собран и готов к бою! Собираем Консилиум и приступаем к прослушиванию.

Сказал заказчику, что собираюсь статью про его кабель писать; он посетовал, что мои тесты мало информативны и скоры. Как можно по двум пластинкам кабель оценивать? Надо по разным жанрам и направлениям его прогнать.

Ну что тут скажешь? Конечно, хорошо бы расширить тестовый ассортимент. Но это возможно при прослушивании двух шнуров. А если их пять? Это будет слишком долго и в конце концов уши устанут и объективной оценки не получится. Вот поэтому – все так скоренько.

В данном случае, слушаем всего два шнура, времени достаточно, и я предложил заказчику самому выбрать трек лист для теста из трех пластинок. Он заказал Queen “Jazz”, ELO “Discovery” и Римский-Корсаков «Шехеразада». Все перечисленные пластиночки у меня в фонотеке имеются, причем Шехеразада аж в двух вариантах. На обоих оркестром дирижирует Евгений Светланов, но один пресс моно, а другой стерео. Будем стерео слушать, иголка то в тестовом тракте стерео.

А по поводу мало информативности – так я крупными мазками описываю первое впечатление от прямого сопоставления. Этот кабель играет так, а этот так – в сравнении друг с другом. Для полного же, информативного теста кабель надо слушать не 2 часа, а две недели. Причем за эти две недели он еще и звучание поменяет… Так что – нет предела совершенству и нельзя объять необъятное…

Приступаем! Оэлбах. ELO. Вроде ничего так играет, но бас туповат и грубоват и как будто бы его не хватает. Шелест по верхней середине – сибилянты посвистывают. Голос слегка отстраненный и холодный. Колокольчики ярко пробиваются.

Queen. Опять-таки чуть туповат бас, а верхняя середина ярковата и как-то просвистывает. И вокал отстраненный, нет тепла и душевности.

Шехеразада. Ватный звук – не хватает яркости и четкости. Неровный тональный баланс – флейта ярко звучит, гобой как-то затушёвано. Скрипки приятные, а виолончели с контрабасами – нет. И в меди звона нет. Верхняя середина лезет на первый план резко и пронзительно. А все остальное отходит на задний план и как бы затушевывается. Но сибилянтов не слышно.

Заказной. Queen. Бас налился, сцена сфокусировалась и детализировалась. Музыканты встали по своим местам. Тональный баланс выровнялся, голос потеплел и вообще все ожило – супертвиттеры слышно стало. Яснее и ярче звуковая картина – больше детальности и разборчивости.

ELO. Все тоже самое – сибилянты исчезли, тональный баланс выровнялся, сцена сфокусировалась, бас налился. И как будто бы громче стало играть, хотя ничего не крутили.

Шехеразада. Вот! Ну совсем другое дело! Даже сбеговая дорожка по-другому зазвучала – мягко, завораживающе… А на Оэлбахе прям поскрипывало и раздражало. Выровнялся тональный баланс – теперь и флейта, и гобой, скрипки, альты, виолончели и контрабасы звучат ровно, красиво, не заглушая и не затеняя друг друга. Барабан вступил – аж испугался… Слева подкрался неожиданно. Дааа… Детализация потрясающая – как будто бы иголку поставили на ступень выше – предтоповую…

Мой одноклубник, любезно согласившийся составить консилиум выразился так: Оэлбах играл безлико, а на заказном кабеле все расцвело и заиграло – птички поют, капельки капают… То не хотелось слушать, теперь невозможно оторваться.

Как выразиться еще более информативно – я прям даже и не знаю… Хороший кабель – слов нет, очень доволен результатом. Интересная конструкция, давно раздумывал в этом направлении. И вот, как говорится: Бог целует намерения… Заодно и послушали, как такая сложносоставная конструкция звучит – прекрасно.

Теперь о насущном – кому бы я мог рекомендовать такой кабель? Учитывая, что он обошелся заказчику в 50К я бы не стал его советовать владельцам интегральников в ту же цену. А вот владельцам выше упомянутых Маккентошей и Акупейсов очень советую такой конфигурацией заинтересоваться.

И напоследок приведу эпизод чрезвычайно меня растрогавший. Заказчик говорит

- Ну как же можно провод на двух пластинках слушать? Надо по всем жанрам пройтись. Они же разные жанры по-разному играют. Для классики вот этот провод лучше подходит, а для рока – вот этот.

- Вы что, для разных жанров провода меняете?

- Бывает что и меняю.

Вот это я впечатлился! Ужасно хочется написать

- Дааа, степень вашего психоза – впечатляет…

Но вместо этого я разовью тему. Другой мой одноклубник приобрел несколько сидюков, объясняя это так

- У них разные цапы с разным характером звука. Вот этот для классики и джаза. Вот этот для рока и эстрады, а этот для панков, металлюг и техно.

Да и что там говорить! Ваш покорный слуга, примерно из таких же соображений, всем советует устанавливать на вертак 3 тонарма, разводя тракт на 3 части.

 Все описанные случаи – разные формы аудифильского маньячества. И цель этого маньячества – сделать бытие вкуснее, ароматнее, насыщеннее и интересней. А еще, это единственная радость в жизни пропащей и беспросветной…