Есть в жизни две сложные ситуации: когда не можешь придумать, что подарить, и когда не можешь придумать, что написать о классическом релизе — кроме того что «это классика, обязаловка, на века».
Слушая бокс-сет записей выдающегося советского альтиста Рудольфа Баршая, думаешь: вот же он, идеальный подарок! Действительно симпатичный бокс-сет. Стильный. Похож на подарочек внешне — и однозначное сокровище в плане содержания.
При этом Баршай — один из немногих серьезных музыкантов прошлого, кто так сказать в культурном актуальном обиходе, благодаря фильму Олега Дормана и книге по мотивам данного документального сериала. То есть вроде как эстетская музыка от популярного персонажа. Помимо Баршая, есть еще несколько громких «коробочных» релизов. Которые приятно и послушать, и в руках подержать.
Рудольф Баршай. Юбилейное издание (5 CD)
Замечательное изделие фирмы «Мелодия» — 5-дисковый бокс-сет (симпатичный, беленький, с выдавленными именами композиторов) записей Рудольфа Баршая. Одного из первых и главных солистов-альтистов представлять никому не надо — после документального фильма Олега Дормана и вышедшей вслед книги.
Музыкант, сам альтист-виртуоз, дирижер и аранжировщик, практически начал создавать альтовый репертуар — произведений для альта было не так чтобы и много в мировой музыкальной литературе. Совсем уж развил этот процесс его младший коллега Юрий Башмет, но если б не Баршай то сидели бы мы и без Башмета, и без альтового репертуара — старинного и современного.
Баршай сам аранжировал Баха и других классиков для альта. Шостаковича «перегонял» в формат квартета. В данном бокс-сете представлены Бах («Искусство фуги», Бранденбургский концерт №5 и др.), Моцарт, Перселл; из начала XX века — Генри Густав Касадесус, Хиндемит («Траурная музыка для альта и струнного оркестра»), Прокофьев, Шостакович и Стравинский.
И еще: произведения на дисках скомпонованы довольно драматично, даже противопоставлены. Например, на одном диске — Моцарт (Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Ми-бемоль мажор) и Струнный квартет Шостаковича №3 Фа мажор. Такая вот хрестоматия. И записано прекрасно!
Альфред Шнитке. Юбилейное издание (2 CD)
Как ни странно, но издатель — опять-таки «Мелодия» — анонсирует этот материал как выпускаемый «впервые на CD». Казалось бы, Шнитке весь издан-переиздан. Однако не весь. Итак, российская (а тогда еще советская) премьера произведения с двойным названием Concerto Grosso №4 / Symphony №5 (1988), с конферансом дирижера Геннадия Рождественского. Солист — выдающийся «инновационный» скрипач Гидон Кремер. Произведение жутковато-психоделическое и болезненно-притягательное. Ну как и весь Шнитке крупной формы.
Любопытно «Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву и Дмитрию Шостаковичу» для фортепиано аж в шесть рук. Получается действительно пиано-вакханалия!
В Квинтете для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели прославленный «Бородин-Квартет» (Владимир Крайнев за фортепиано) играет свои партии с таким нервом... а они сами по себе долгие, фразы эти — как будто нервы из тебя тянут. Иной раз срываясь на хрип в стиле «скрипка закричала нечеловеческим голосом», перефразируя героиню известного фильма. В общем, не для слабонервных. Потому и вдохновляет.
Мелодия, Deezer, Яндекс.Музыка
Andris Nelsons & Wiener Philharmoniker Beethoven: Complete Symphonies (5CD + BluRay-Audio)
В феврале и весной много всяких праздников. И вот это шикарное (без оговорок!) издание — просто настоящий подарок. Коробочка формата А5 с пятью дисками, фотками и Blu-ray. И толстым красочным буклетом. Все симфонии Бетховена с одним из самых заметных дирижеров современности — Андрисом Нельсонсом.
Сам он говорит в liner notes, что записей симфоний Бетховена уже было бесчисленное количество и еще будет столько же. Но суть и «фишка» бетховенских произведений крупной формы (да и вообще, любых его произведений) — в том, что они парадоксальным образом отражают современность.
То есть сегодня эту музыку играешь/слушаешь так, как будто она сегодня и написана. С этим можно спорить или соглашаться, но обычно бетховенская музыка увлекает большинство нормальных слушателей с первых тактов.
Вот эта подборка, субъективно говоря, довольно приятна. Если Бетховен отражает современность — значит, не все у нас так плохо. Исполняется все плавно, мягко, местами с нормальным бетховенским пафосом. Отличное начало для того, чтобы «въехать» в этого сложного новаторского Людвиг-Ваныча.
Deutsche Grammophon, Deezer, Яндекс.Музыка