Наушники Audeze LCD-3 — это, без сомнения, один из эталонов качества в мире персонального High End. Но приобщиться к прекрасному может далеко не каждый, уж очень дорогое получается удовольствие. К счастью, ассортимент компании этим не ограничивается, и любители больших планарно-магнитных наушников могут обрести свое личное аудиофильское счастье с куда более доступной по цене моделью LCD-2, которая внешне практически не отличаются от LCD-3, да и не только внешне.

Официальный сайт компании не дает однозначного ответа, чем же принципиально отличаются друг от друга третья и вторая модели Audeze LCD с технологической точки зрения. Обе оснащены диафрагмой диаметром 106 мм, площадь которой примерно в четыре раза больше, чем у 50-мм динамиков — такие обычно устанавливают в накладные наушники высшего класса. Причем толщина этой диафрагмы меньше человеческого волоса. Она располагается между двумя магнитными решетками, аэродинамика которых улучшена с помощью патентованного акустического фильтра Fazor, призванного снизить резонансы и искажения от рабочего хода излучателя. Единственное задекларированное отличие LCD-3 и LCD-2 — спецификация. Старшая модель имеет чувствительность 102 дБ и импеданс 110 Ом, а младшая — 101 дБ и 70 Ом.

Под одним и тем же порядковым номером в серии LCD существуют две совершенно разные модели

Но на этом сравнения не заканчиваются, ведь в линейке Audeze на данный момент представлены сразу две модели LCD-2: современная и классическая версия — переработка LCD-2 образца 2009 года. И тут все гораздо интереснее. Они имеют идентичные спецификации, но, во-первых, отличаются друг от друга ценой, а во-вторых, LCD-2 Classic не оснащены технологией Fazor. И именно об этой парочке сегодня пойдет речь.

Разная одежда

Для того чтобы разнообразить знакомство с моделями LCD-2, новая модификация была выбрана в специальной версии Leather Free, где все кожаные элементы заменены на велюр. Прямое сравнение LCD-2 Leather Free и LCD2 Classic в принципе не дает шансов усомниться в том, что это одни и те же наушники, отличающиеся друг от друга преимущественно декоративными элементами. Но именно благодаря отделке выглядят и воспринимаются они совершенно по-разному.

Выбор отделки принципиально меняет само восприятие модели

LCD2 Classic смотрятся предельно сурово и брутально. Они одеты во все черное: черный металлический корпус чашек, голое металлическое оголовье с подушкой из перфорированной кожи, черные кожаные амбушюры. То ли студийные мониторы, то ли BDSM аксессуар... А вот LCD-2 Leather Free производят прямо противоположное впечатление и выглядят куда более по-домашнему. Чашки изготовлены из бамбука, металл оголовья и амбушюры обтянуты мягким, теплым и приятным на ощупь велюром. Стереотипный камин, плед и светящиеся в полутьме лампы усилителя возникают в голове сами собой.

Одна и та же конструкция оголовья может иметь различную реализацию

И хотя по комфортности посадки у моделей практически паритет — и те и другие при весе в добрых полкило на голову не давят и особенно тяжелыми не ощущаются — LCD-2 Leather Free кажутся все же более уютными. Именно эти наушники хочется держать в руках или носить на голове. Кстати, велюр — это искусственный материал, не имеющий никакого отношения к натуральной коже, так что модель LCD-2 Leather Free появилась на свет без жертвоприношений в виде заклания молодых ягнят с целью обтягивания их нежной кожей амбушюр и подушки оголовья. Разве что один немолодой бамбук был срублен ради создания пары шикарных лакированных чашек.

Стандартные разъемы мини XLR позволяют выбирать из широкого ассортимента кабелей

Но самое любопытное, в модели LCD2 Classic, очень кожаной на вид, по факту тоже не используются материалы животного происхождения. Нежный материал, обтягивающий пышные амбушюры, и плотная грубоватая подушка оголовья являются превосходными образцами экокожи высшего качества. И сделано это не потому, что производителю было жалко натуральной кожи для своих клиентов, а потому, что клиентам жалко животных. Отказ от использования натуральной кожи — новый модный тренд в США (на родине наушников Audeze).

Разные вкусы

Так непохожие друг на друга внешне разные модификации LCD-2, равно как их старшие собратья, сходятся в одном: усилитель для наушников должен быть мощным или очень мощным. Производитель, конечно, обозначил нижним пределом подводимой мощности жалкие 100 мВт, но рекомендует при этом обеспечить не менее 1000 мВт, т. е. 1 Вт мощности для LCD-2 — это минимум. Предельное значение по стандарту RMS составляет 5 Вт, а убийственная для наушников пиковая мощность — 15 Вт!

Как вы понимаете, в такой ситуации выбор усилителей будет не особенно богат, но все же реален. Я выбрал для тестирования Schiit Ragnarok, способный выдать на 70 Ом чуть менее 10 Вт, и по классу качества превосходящий наушники примерно на порядок. Но это было сделано ради объективности тестирования. В целом в ассортименте того же Schiit Audio вполне можно подобрать модель усилителя за цену, сравнимую или даже вполовину меньшую, чем стоимость наушников. А есть еще интересные варианты у HiFiMan, Musical Fidelity, Burson и некоторых других брендов. Одним словом, вопрос с усилением вполне решаемый.

Сочетание дерева и велюра делает наушники LCD-2 Leather Free очень домашними и уютными

Первое, что меня удивило — насколько непохоже друг на друга звучат наушники. LCD-2 Leather Free обладают темным, масштабным и наполненным звучанием, они кажутся более басовитыми и временами акцентируют внимание на верхних и нижних частотах, отодвигая средние подальше от слушателя. При этом тембрально наушники невероятно богаты.

Новые LCD-2 имеют улучшенные излучатели

LCD2 Classic в этом плане — полная их противоположность. Середина звучит ярко, рельефно и находится прямо перед слушателем. В звучании низких частот нет ни грамма рыхлости и вальяжности, свойственной LCD-2 Leather Free — бас предельно быстрый, четкий, сфокусированный, временами кажется даже сухим. Любопытно, что самые глубокие ноты лучше слышны на LCD2 Classic, а LCD-2 Leather Free при этом создают ощущение большего количества баса. Звук LCD2 Classic в целом воспринимается более острым, быстрым и собранным. Тембры голоса и живых инструментов после LCD-2 Leather Free кажутся бедными, но мелкие детали при этом лучше слышно на LCD-2 Classic, хотя, по правде сказать, у обеих моделей разрешение просто сумасшедшее.

Для переноски и хранения можно использовать надежный пластиковый кейс (не включен в комплект поставки LCD2 Classic)

LCD-2 Classic я бы охарактеризовал как строгие студийные мониторы, а LCD-2 Leather Free — это роскошный High End для неспешного домашнего прослушивания. Характер первых хочется подчеркнуть применением транзисторного или ШИМ-усилителя и источника с предельно детальным и быстрым звучанием, а вторые буквально просят гибридный или ламповый тракт и музыку поспокойнее.

Разные версии

Прослушивание тестового материала на двух моделях наушников превратилось в интересный аттракцион, я словно слушал два совершенно разных мастеринга одной и той же записи.

Начал я с современной музыки. Трек «No Roots» Alice Merton в исполнении LCD-2 Classic звучит более остро, ритмично и детально, отлично слышно гейтирование микрофона в начале песни и очень разборчиво воспроизводится эхо в финальной части. Звучание получается открытое и энергичное. LCD-2 Leather Free чуть смягчают острые углы, характер композиции получается спокойнее. При этом на LCD-2 Leather Free куда лучше передается масштаб, особенно в финальной части звуковая картина получается просто огромная.

LCD-2C — переосмысление и возрождение классической модели

На следующем треке «Jealousy» с LCD2 Classic вокал звучал пронзительно, пробирал до мурашек, однако на LCD-2 Leather Free эмоции ощущались не так остро, в целом было понятно, что песня спета классно, но слезу не выбивает. На LCD2 Classic мяса в основной части было поменьше, а ощущение энергетики и драйва в целом больше; звук получался ритмичнее, четче, полностью контролируемый. В целом LCD2 Classic дает прочувствовать весь нерв композиции, натянутый как струна от начала и до конца. С LCD-2 Leather Free это не столь очевидно — песня кажется просто хорошим коммерческим хитом.

Чтобы закрыть эту тему, включаю Sia «Big Girls Cry». На LCD2 Classic вокал прозрачнее, лучше читается басовая линия, больше нерва в голосе. Наушники LCD-2 Leather Free играют масштабнее, бас не настолько разборчивый и четкий, композиция в целом впечатляет скорее общей энергетикой и ритмом, а акцента на вокале нет вовсе.

Некоторые конструктивные элементы у наушников Audeze неизменны
Черная кожа выглядит строго. Только дело тут не в стиле, а в практичности

С классическим роком ситуация сложилась диаметрально противоположная. Записи Led Zeppelin и Deep Purple годов примерно до 80-х однозначно более интересны в исполнении LCD-2 Leather Free. Нижняя середина звучит полновеснее и насыщеннее, отчего прибавляет выразительности. На LCD2 Classic детальность выше, но это явно не тот контент, в котором разрешение звукового тракта имеет решающую роль — энергетика и мелодика, передаваемые LCD-2 Leather Free, куда актуальнее.

Современный прогрессив-металл в виде «Another Dimension» Liquid Tension Experiment на LCD2 Classic звучит просто превосходно — детально, четко, инструменты хорошо разделены, динамика присутствует, ритмы не путаются, не наплывают друг на друга, мелодии не теряются и не превращаются в общий шум. Наушники LCD-2 Leather Free в этой композиции подчеркнули края диапазона. Стало больше баса и тарелок, которые утомляют в спокойных проигрышах, а тяжелые металлические моменты звучат более насыщенно, мясисто и мощно. Звучание в целом ощущалось более музыкальным и мелодичным, но LCD2 Classic показались более точными.

Кабельные вводы реализованы различным способом, но тип разъема неизменен

Схожий эффект был на композиции «Changes» Nostalgia 77. Снова на LCD-2 Leather Free больше баса, он даже балансирует на грани гулкости. LCD2 Classic кажутся аналитичными, точными, но оттого временами скучноватыми.

В «So What» с концертного альбома Маркуса Миллера в исполнении LCD-2 Leather Free бас-гитара звучала очень аккуратно и мягко, а духовые не казались резкими. Композиция получилась атмосферная, расслабляющая. В то же время можно было насладиться виртуозным исполнением каждого из солистов этого номера так, словно сидишь на лучших местах на концерте и непременно с бокалом чего-нибудь приятного в руках. С LCD2 Classic саксофон звучал реалистичнее, басовые партии лучше обозначены, а слэп Маркуса был как всегда бесподобен. Тут уж бокал в сторону, а все внимание на сцену — хочется податься вперед, задержать дыхание и ловить каждую ноту. В обоих случаях композиция вызывает массу эмоций, но это два совершенно разных по своему характеру и качеству удовольствия.

Балансный или небалансный? Медь или серебро? Выбирать можно бесконечно долго

В финале тестирования включаю классику. Опера Шнитке «Фауст» в исполнении LCD-2 Leather Free прозвучала более убедительно: лучше передавалось ощущение зала, вокал был столь же выразителен и разборчив, как и в случае с LCD2 Classic, но мужские голоса оказались более полновесны, а женские — менее резки и пронзительны. То же самое можно сказать про концерт Телемана для флейты в Ре мажор. LCD-2С оказались слишком аналитичны, а LCD-2 Leather Free звучали в достаточной степени расслабляюще, чтобы можно было наслаждаться красотой музыки, в целом не задумываясь о звучании чересчур острых скрипок и колючего клавесина.

По общему впечатлению LCD-2 Leather Free оказались более применимы для классики в широком понимании, от Телемана до Deep Purple, а LCD2 Classic больше подходят для современной музыки.

Измерения

Сравнительное прослушивание двух моделей дало совершенно разные ощущения, и я был абсолютно уверен в том, что разница в басовой области будет куда более существенной. Однако здесь мы имеем совершенно иную ситуацию. Обе модели обладают практически линейным графиком АЧХ на участке до 400 Гц, а далее частотная характеристика начинает плавно меняться.

АЧХ новой версии LCD-2 в целом более линейна. Не очень радует спад отдачи по басу от отметки 30 Гц и ниже, зато на средних частотах прямая линия выдерживается вплоть до 1 кГц.

Характер звучания LCD2 Classic определяет на первый взгляд незначительный подъем АЧХ. Степень его влияния на восприятие обусловлена диапазоном частот: наш слух наиболее чувствителен именно к СЧ-диапазону, и наклоны частотной характеристики в этой области во многом определяют то, как мы воспринимаем звуковую картину в целом. В данном случае мы имеем акцент на верхней части вокального диапазона, высветление и «подсушивание» звука.

При прямом сравнении усредненных графиков АЧХ двух моделей нетрудно увидеть, насколько мала разница в целом, и чем именно они отличаются друг от друга. Примечательно, что область выше 2,2 кГц у обоих наушников очень похожа, не говоря уже о практически полной идентичности участка 30-400 Гц.

И LCD-2 Leather Free, и LCD2 Classic продемонстрировали исключительно низкий уровень искажений. В основной части график проходит вдоль отметки -0,2%, а поднимается он не выше -0,5%, за исключением области нижнего баса. Локальные всплески, заметные при сглаживании 1/12 октавы, говорят о том, что даже мощному Schiit Ragnarok работать с наушниками не так уж легко.

Выводы

Близнецы Audeze LCD-2 Leather Free и LCD2 Classic оказались не очень-то похожи друг на друга. И отличаются они в самых основных моментах: внешним видом, тактильными ощущениями, характером звучания. При этом у них есть немало общего: солидные размеры и вес в сочетании с комфортной посадкой, фантастическое разрешение и открытое акустическое оформление, благодаря которому обеспечивается не только высокое качество звука, но и возможность поделиться любимой музыкой с окружающими.

Каждая модель хороша по-своему и позволяет добиться превосходных результатов при правильном подборе источника и усилителя, однако определиться, какая же из двух нравится мне больше, я так и не смог.

Высокое разрешение, комфортная посадка, возможность балансного подключения, соотношение цена/качество

Требуется усилитель для наушников с высокой мощностью

Audeze LCD2 Classic, Audeze LCD-2 Leather Free

Audeze LCD-2 Classic — 59 000 рублей, Audeze LCD-2 Leather Free — 77 000 рублей

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: открытое

Размер излучателя: 106 мм

Диапазон частот: 10-50000 Гц

Чувствительность: 101 дБ

Импеданс: 70 Ом

Рабочий диапазон мощностей: 0,1-15 Вт

Рекомендуемая мощность усилителя: 1-4 Вт