Скажу сразу по чесноку, кое-какие завалявшиеся "пласты" иногда изредка продаю (чтобы место освободить), но не приторговываю ни "вертаками", ни иглами, ни матами и т.п., т.е. не имею цели подогреть интерес к теме. Думаю, не только для меня гораздо важнее приблизиться к истине.

Так вот, винила через меня в свое время прошло немерено, благо друган постоянно возил из-за кордона пачками. Советский, еще "Мелодии", тоже прошерстил практически весь, ну и прочего смутных времен в придачу. Вертушек разных испробовал тучу, в том числе экзотических. Сейчас как-то купил один новоиспечённый винильчик (якобы отшампованный в Европе двойничок "Les Beaux Degats") - им и ограничился. Почему? Да потому, мой друг, да потому... - просто не работаю волшебником!)

ФирмА... ) Не новодел. Запасы с 70х- 80х.

Давеча под холодный осенний дождик за окном решил переслушать анналы, заодно сравнить звучание двух вертаков золотой поры винила: тангенциального пассикового Hitachi HT-L303 (привезенного прямо "оттуда" и пролежавшего в коробке эдак с 30 лет на антресолях) и классического прямоприводного Корвет-038 (не копанного, 87-го года выпуска). Первым под руку попался джазовый пласт "Каунт Бейси и семеро из Канзас Сити", изготовленный на Мелодии (С60-10279-80/10280) по лицензии фирмы ABC (США) и сохранившийся в абсолютно "нулёвом" состоянии. Потом под раздачу угодил пласт японского издания Dire Straits (одноимённый альбом), купленный в стране восходящего Солнца, и, наконец, 100% английский Pink Floyd "The Wall", приобретённый в туманном Альбионе. Японец поработал немного ранее, сейчас вымыт. Англичанин почти не хожен.

Made and printed in Great Britain. 1979, HARVEST

Слушал на двух стерео "сетапах": древнем аудентичном времени винила и новодельном в усилительно-воспроизводящем тракте (вместо датских DALI проучаствовали недавно протестированные и спешно приобретённые Nota-550).

1983 год, знаменитые "сотовые" диффузоры Technics (попытка заполучить синфазный звук). Звучание мониторное, суховатое, но чёткое. На малой громкости требуется особая тонкомпенсация.
Тогда у производителей по правилам хорошего тона считалось не западлом приводить и АЧХ и графики искажений по гармоникам
Привезённый из Японии скромно-компромиссный стерео усилитель 1986 года в девственном состоянии. Правда, греется, как класс "А";)

Великолепно записанного и честно отштампованного винила в мире крайне мало. А модный теперяча 1й пресс это только макушка айсберга. Полезно знать, что перед изготовлением матрицы винилового штампа исходную студийную мастер запись специально "утрамбовывают" (сжимают многополосным компрессором) по динамическому диапазону в ~40 дБ (размах амплитуды в 100 раз). Причин тому несколько: дабы каждая сторона грампластинки вмещала побольше музыкального материала и чтобы обычная игла среднестатистического проигрывателя не слетала с дорожки.

Коррекция RIAA неспроста в диапазоне 40 дБ

Особенно это касается долгоиграющих (LP) стерео - склонных к вылетам иглы по определению из-за более мелких канавок дорожек. Переменный шаг нарезания дорожек позволяет увеличить вместимость каждой стороны грампластинки за счёт малоамплитудных участков музыкального материала. Размер самой канавки определяется иными факторами. Для понимания сути, при одинаковых сигналах левого и правого каналов (моно) канавка пластинки виляет только в горизонтальном направлении. Фактически глубина канавки обеспечивает разделение каналов, но она сильно ограничена и не только толщиной пластинки. Если размер канавки приближается к диаметру кончика иглы, то возникает так называемое неогибание: игла либо сходит с канавки, либо режет её кромки. Т.е. и малой глубину канавки сделать нельзя, отсюда ограничения разделения каналов. 

МРБ 0838. Аполлонова Л.П., Шумова Н.Д. "Грамзапись и ее воспроизведение"

Чем больше музыки впихивается на одну сторону пластинки, тем плотнее трамбовка мастер записи (к которой добавляют еще фильтры) и, как следствие, тем меньше пиковая амплитуда, прежде всего НЧ. Чем короче запись на каждой стороне винильчика и чем дальше от пятачка заканчивается, тем звук волшебней (больше ВЧ и тп) и тем меньше искажений, что воплощается ещё на этапе нарезания матрицы. Иногда для винила ВЧ в исходной студийной мастер записи (>6 кГц) примерно с 15 минуты постепенно поднимают эквалайзером, но широкополосный компрессор при этом не отменяется. Дорогущий с сапфировым (или алмазным) наконечником резец сильно разогревается, причем гораздо быстрее при ВЧ большой амплитуды. Кстати, звуки малой амплитуды с частотами выше ~12 кГц человеческое ухо (ортодоксальное аудиофильское в том числе) просто не услышит. В идеале температуру разогревающегося в работе резца следует не только ограничивать, но и поддерживать постоянной, причем довольно высокой для "мягкого", без шероховатостей вырезания лака. Более того, штамповать винил выше ~20 кГц дюже хлопотно и дорого, поэтому при мастеринге применяют фильтр, заваливающий звук с 18 кГц, а то и ранее. Кстати, почивший вбозе квадро винил, имеющий очень мелкие канавки по причине несущей частоты 30-45 кГц, запиливался гораздо быстрее.

В сети гордо выкладываются спектры оцифрованного винила, на которых якобы присутствуют полезные частотные составляющие, уходящие в глубокий ультразвук. Вынужден вас разочаровать, это лишь "побочка" быстрого преобразования Фурье, применённого бездумно в лоб. Особенно будоражащая картинка получается при наличии щелчков от статики или механических дефектов пластинки;)))

Чтобы игла буквально не металась буридановым ослом и дорожки не слипались, до 100 Гц только моно, до 500 Гц лучше моно, вдобавок фильтр со срезом 30-80 Гц и, чтобы не было на виниле цыканья, в вокале прибирают сибилянты от 5 до 9 кГц. Впрочем, это уже детали, главное в виниле - способ достижения динамического диапазона.

Именно специфической уплотнённостью "записываемого" на грампластинку сигнала объясняется ласкающее слух своеобразие звучания винила: НЧ упругее, СЧ отчётливее, ВЧ прозрачнее и хрустально звонче. Хотите сделать любой цифровой звук "виниловым" - докупите многополосный/частотнозависимый компрессор (аль VST имитацию, т.к. аппаратная реализация недёшева, за ламповый 3х полосник отдашь пол ляма деревянными) и чуток поколдуйте с настройками!

"Лицуха" СССР, плюс эпохальные Зодиак и Аквариум как ответ Советов Западу. То же оригиналы из 70-х и 80-х.

Не могу сказать, что тяжеленный красавец Корвет-038 переиграл "на голову" легковесную Hitachi. Последняя выдавала НЧ явно погуще. А новодельная усилительно-воспроизводящая аппаратура играла пожирнее. Однако всё уперлось в качество самого винила. Так, The Wall не смотря исходный английский пресс мало того что потребует соответствующей аппаратуры (в силу мульти тональности самой музыки), так даже при этом не уделает напрочь стрим Deezer Hi-Fi (в версии Remastered 2011): микродетали пожалуй слышны лучше, СЧ и ВЧ подвыперты - вот, собственно, и всё. Скорее актуально для людей с пониженной чувствительностью слуха на СЧ.

"Каунт Бейси..." прозвучал отменно и там и там: видать, сказывается суперпрофессиональная работа звукоинженера, сделавшего мастер для винила так, что на любой аппаратуре раскрывается на всю катушку. Понятно, свинговый не оркестровый джаз структурно попроще, поэтому бОльшей аппаратуре по зубам, но приближение к живому звуку мало кому из звукачей даётся. Хвалёные японские и английские пласты оказалась не только заковыристее записанными (в плане озвучивания), но и сложнее в субъективном тестировании - тут, как говорится, на вкус цвет... Кстати, старым АС новые цифровые форматы категорически противопоказаны - то ли сказывается заточка звучания колонок под особенности динамики винила (на ленту и кассеты тогда писАли с него же), то ли еще что-то.

Между прочим, помнится, некий меломан дорогущие фирменные грампластинки хранил в серванте, прослушав только один раз : при записи на ленту для ежедневного употребления. Другой меломан прошел виток спирали, приобретая в последнее время лишь чисто аналоговый винил (раскапывая раритеты на западных барахолках), хотя и крутил его на новодельном не копеечном комплекте Rega.

Короче, винил это, выражаясь фразой из анекдота с армянского радио, "предпочтение самого процесса". В первую очередь чисто эстетическое. Да, звучание специфическое, но на ценителя. Рекомендовать всем не могу, и не только по причине финансов, которые обычно поют романсы. Щелчки, шелест и т.д. еще только цветочки, ягодки пойдут, когда начнёшь искать удачно записанный и хорошо отштампованный винильчик.

Во второй половине 80х стоил поболе 600 "рэ", тогда ЗП инженера оборонки была 165 "рябчиков" (1 кг останкинской колбасы стоил 2.90, масла 3.60). Либо имеешь семью, либо Корвет;))) Аппарат сохранился в идеальном состоянии, 2 родных иглы ГЗМ-018 тоже.

PS

Всем успеха в поисках истины !;)