На днях я наблюдал давно уже не виденную мною картину — по улице шел молодой человек и радостно нес пачку потрепанного советского винила. Я, конечно, поинтересовался, не на выброс ли. Оказалось, наоборот, подобрал кем-то выброшенное.

И очень правильно сделал. Можно с уверенностью сказать, что времена бездумного выбрасывания пластинок давно прошли, но, если не брать знатоков, отношение к тем же изданиям «Мелодии» такое, что и сейчас эти пластинки нередко оказываются в мусоре или продаются по объявлениям, где просят некую, часто не самую большую сумму «за все и забрать самовывозом». Отчасти отношение верное, но только лишь отчасти. Переиздания западной музыки на советском виниле в подавляющем большинстве случаев какого-то интереса не представляют. Хотя для старта и бюджетной системы и такой материал может представлять интерес. Но намного важнее другое — на той же «Мелодии» были издания, пусть и невзрачные, которые, если изучить вопрос, стоить могут весьма существенно. Несколько сотен долларов — совсем не безумие, а объективная цена не только за редкое издание, но и за запись, музыку. За примерами ходить далеко не надо, можно посмотреть, что и за сколько продается на том же eBay, на Discogs, на японском рынке. Конечно, частью такие цены обусловлены диковинностью изданий и коллекционной редкостью, но это далеко не всегда так. Не скажу за все жанры, но вот классическая музыка, издававшаяся в СССР, записи советских исполнителей, оркестров весьма и весьма интересны. Может быть невзрачен конверт, а в нем лежит пыльная (и хорошо если не запиленная пьезоиглой) пластинка, но что и как записано на этой пластинке, очень часто и есть основная ценность. Школа исполнителей классической музыки в советские времена была выдающаяся, но многие в силу специфики страны записывались и издавались только на государственном лейбле. И за пределы страны выходило далеко не все. Именно такие пластинки могут представлять весьма большую ценность, и выраженную не только в денежных знаках. У меня у самого немало подобных записей, и точно скажу, что, например, исполнений Рахманинова я перебрал множество, а любимые — именно среди того, что выходило на «Мелодии». Кто-то захочет со мной поспорить, но я уже давно для себя решил, что многих российских и советских композиторов и их произведения мне намного интереснее и приятнее слушать в исполнении наших коллективов.

А пока таких пластинок еще много лежит по закромам совершенно без дела. Хотя если посмотреть, как из года в год растут цены на том же российском «Молотке», советский винил, изначально стоивший в массе своей десятки рублей, сейчас многократно вырос в цене. А барды, русский рок? Этого вообще во многом на других изданиях просто нет. Впрочем, в отличие от классики этот сегмент уже хорошо оценен и здесь можно только если что-то найти, купить будет сложнее и заплатить придется дороже.

Отдельно можно упомянуть совместные издания «Мелодии» с другими лейблами, например с японским Victor, но у нас в стране они почти не встречаются, вылавливать нужно на японском рынке, да и тема эта настолько интересная, что о ней я как-нибудь расскажу отдельно.

А вот вспомнить лейблы бывших стран соцлагеря будет очень даже к месту. Тот же польский джаз, всякие околороковые диски, конечно же, классика — хоть к нам в страну этого попадало меньше, но тоже было, и много чего еще осталось. Здесь можно найти массу интересных направлений, я, к примеру, когда-то весьма сильно заинтересовался, что же выходило из классики на лейбле Eterna, и нашел немало замечательных пластинок с аутентичной музыкой, с хоровыми произведениями. Позже, уже разбираясь в подробностях, я вычислил немалое количество редких произведений, которые толком нигде больше не исполнялись и не издавались. Также нередки наблюдения, когда исполнение в сравнении с тем, что выходило на намного более именитых лейблах, оказывалось интереснее.

Поэтому посоветую не смотреть совсем уж косо на все эти издания, а уделить им должное внимание — результаты могут оказаться самыми неожиданными.