Акустика Procella P5V примечательна тем, что мало кто догадывается о ее существовании. Поиск на официальном сайте выдает только обычную P5, выполненную в форм-факторе полочника, а настенная версия P5V продается исключительно через инсталляторов, поэтому не особенно афишируется производителем. Однако она существует, и нам даже удалось ее протестировать.
Плоский полочник
Сразу хочется уточнить: компания Procella занимается инсталляционной кинотеатральной акустикой, поэтому весьма экзотический вид настенной P5V для ее модельного ряда является скорее нормой, а экзотика — это как раз свободно стоящий полочник Р5. Надо заметить, что кроме форм-фактора никакой принципиальной разницы между обычными Р5 и настенными Р5V нет, поэтому пусть вас не смущает излишняя стройность тестируемой модели и весьма странный вид при установке на стойку.
Обе версии Р5 компактны и имеют полностью закрытые корпуса, изготовленные из МДФ. Длинные грани фасада скруглены с большим радиусом, что очевидно было пожеланием акустических инженеров, и в итоге придало акустике более изящный вид, визуально уменьшив и без того скромные размеры корпуса.
Стандартная цветовая гамма включает два цвета: матовый черный и матовый белый. Гриль имеет магнитные крепления, но даже если вы его снимите, динамики разглядеть не удастся. 25-мм компрессионный высокочастотник спрятан в глубине рупора и прикрыт акустическим фильтром из рыхлого крупонячеистого пеноматериала, а 133-мм СЧ/НЧ-динамик имеет еще один индивидуальный гриль из акустически прозрачной ткани, который интегрирован в конструкцию корпуса.
Место установки СЧ/НЧ динамика утоплено в корпус, можно сказать, что он тоже имеет некое подобие рупорного оформления. Из специфических особенностей стоит отметить использование большой 26-мм звуковой катушки, призванной увеличить перегрузочную способность акустики.
Инсталляция
Колонки Procella P5V изначально настенные, что максимально учтено в их конструкции. Наименьший габарит корпуса — глубина. Клеммы утоплены внутрь и не выступают над поверхностью. На задней стенке есть три встроенных ушка для подвешивания акустики вертикально или горизонтально. Причем горизонтально колонку можно разместить в двух положениях, так чтобы твитер находился слева или справа.
Любопытно, что для горизонтального размещения предусмотрено только два ушка, по одному на каждый вариант размещения и, судя по всему, они находятся точно на линии, проходящей через центр тяжести, чтобы колонка висела ровно. Кроме того, Procella P5V имеет четыре встроенные резьбовые втулки, расположенные в соответствии со стандартом VESA 100.
Последний вариант крепления видится мне наиболее удачным, как самый надежный и исключающий нежелательные вибрации. К тому же при использовании настенного кронштейна акустику можно поворачивать в сторону слушателя, а это важно, поскольку угол рассеивания звуковых волн составляет всего 80 градусов. Еще один вариант компенсации направленности звучания — не подвешивать колонки вовсе, а поставить их на полку или стойку.
Почти как взрослые
Тональный баланс у Procella P5V производит впечатление ровного, со вполне ожидаемым дефицитом в басовой области. Глядя на размеры Procella P5V кажется, что понятие бас в тексте вообще не должно фигурировать, разве что в паре со словом «отсутствует». Однако все далеко не так плохо, как может показаться. Тестовый тон хорошо слышен уже на отметке 40-50 Гц, а начиная с отметки 100 Гц акустика звучит уверенно и в полную силу.
Размещение вплотную к стене позволяет еще немного усилить низкочастотную область. В результате получается абсолютно уверенный верхний бас с плавным спадом отдачи, позволяющим вполне адекватно воспринимать звучание контрабаса и бас-гитары. Нижние ноты, конечно, звучат не в полную силу, а как будто издалека. Но в музыке сохраняется гармония и цельность: она не звучит ущербно, как это часто бывает с небольшими полочниками, обладающими резким спадом отдачи на низких частотах.
Середина в целом звучит интересно, но некоторое перераспределение акцентов все же заметно. Нижняя середина не такая наполненная и телесная, как хотелось бы. Зато верхняя не вызывает нареканий: высокие голоса, перкуссия, деревянные духовые звучат очень насыщенно, выразительно и по-настоящему цепляют в эмоциональном плане. В этом контексте понравилось, как звучит акапельная группа Pentatonix, этника с индейскими флейтами и любые записи акустической гитары. Верхние частоты кажутся смягченными, но это стоит отнести к психоакустическим эффектам.
Когда в ВЧ-диапазоне нет заметных на слух неравномерностей и искажений, он становится очень комфортными и перестает выделяться на общем фоне. По результатам длительного прослушивания это подтвердилось. Количество верхних достаточное, а детализация и точность просто превосходны.
С сабвуфером, конечно, колонка играла бы интереснее, да и нижней середине это пошло бы на пользу, но сама способность мини-сателлитов к самостоятельной работе меня впечатлила.
При ориентировании оси излучения на слушателя выстраивается объемная и хорошо сфокусированная сцена. Procella P5V очень хорошо передает атмосферу записи, хотя по первому впечатлению акустика не отличалась нарочитой воздушностью или открытостью на верхних частотах. При малой дистанции точка фокуса является в буквальном смысле точкой, и я боялся лишний раз пошевелить головой.
Решение оказалось предельно простым. Я увеличил стереобазу и дистанцию до системы с 2 до 3,5-4 метров, после чего просто сделал музыку погромче. И тут-то все встало на свои места. Звуковые образы сделались более реалистичными по пропорциям, зона комфорта приобрела адекватные размеры. Теперь можно было комфортно располагаться в кресле, а не замирать на полчаса в одной позе, боясь случайно выйти из фокуса.
Больше драйва!
Ну а теперь стоит перейти к главным ценностям Procella P5V. Именно так — к ценностям во множественном числе, ведь у этой модели имеются как минимум два козыря в рукаве. Первый — динамика. Все колонки с небольшими СЧ/НЧ-драйверами в той или иной степени отличаются быстротой реакции, но в Procella P5V это ощущается особенно хорошо. Очевидно этому поспособствовал фазолинейный кроссовер и правильно рассчитанное расположение излучателей в корпусе. Одним словом, любая быстрая и энергичная музыка звучит очень эффектно и захватывающе, с каким-то особенным азартом. К этому добавляется исключительная точность в передаче сложных ритмических рисунков. Слушать «Blackstar» Дэвида Боуи или «See line woman» дуэта Randy Crawford & Joe Sample — одно удовольствие.
Второй существенный плюс — высокое звуковое давление. Пара этих колонок может озвучить большую комнату, не выходя из рабочего режима. Максимальное звуковое давление при настенном креплении достигает 119 дБ, а потребляемая мощность на пике — 250 Вт! Это значит, что в момент, когда музыка уже играет достаточно громко, Procella P5V все еще имеет возможность перейти на форте и фортиссимо без клиппинга и ощутимой компрессии.
Музыка или кино?
В музыкальном плане Procella P5V без сомнения интересна. У нее есть свой характер, а уровень качества позволяет конкурировать с весьма солидными представителями домашнего Hi-Fi. И если вы любите не только слушать студийные альбомы, но и смотреть концертные записи со звуком в высоком качестве — это весьма подходящий вариант. Можно быть уверенным, что аплодисменты не будут напоминать шум дождя или шорох листвы, а в записи выступления симфонического оркестра вы сможете не только увидеть, но и на слух различить отдельные инструменты.
Однако истинная роль этой модели — кинотеатральный сателлит, и в этом плане все ее свойства работают только в плюс. Звуковые дорожки фильмов воспроизводятся гиперреалистично, с неожиданно высокой детальностью и нарочито четким, правильным звучанием эффектов. Двигатель харлея Дэрила из «Ходячих мертвецов» ревет и чихает, хруст снега под ногами персонажей «Игры престолов» настолько подробный, что кажется, будто сможешь подсчитать каждую снежинку, смятую сапогом. А еще мне надолго запомнится свист молота Тора, пролетевший над головой.
Отдельно хочется отметить способность Procella P5V пугать слушателя резкими и неожиданными звуками. Выстрелы, взрывы и монстры, выскакивающие из ниоткуда, производят ровно то впечатление, которое должны производить по задумке авторов — заставляют зрителя подпрыгивать, дергаться и хвататься за сердце. Вот для чего на самом деле нужно сочетание динамики и звукового давления. Главное — чтобы усилитель не спасовал и отработал пик сигнала как надо, а уж Procella P5V свое дело сделают.
Выводы
Procella P5V — это качественные сателлиты для домашнего кинотеатра и в этой роли они показывают себя превосходно, достойно передавая любые кинотеатральные эффекты. Однако класс акустики настолько высок, что возникает желание создать на ее основе или на базе полочной версии Procella P5 весьма необычный по характеру трифоник. Абсолютной жанровой универсальности обещать не могу, тут нужно будет очень постараться, но такая система отлично бы подошла для живой музыки и концертных записей.
Большая перегрузочная способность, отличные динамические характеристики, высокое разрешение, компактные размеры.
Небольшой угол рассеивания вынуждающий увеличивать дистанцию
59 000 рублей/штука
Количество полос: 2
Акустическое оформление: закрытое
Диапазон частот: 90-20000 Гц
ВЧ излучатель: 25 мм, компрессионный, в рупорном оформлении
СЧ/НЧ излучатель: 133 мм
Частота раздела кроссовера: 2200 Гц
Импеданс: 8 Ом
Чувствительность: 91 дБ
Мощность: постоянная 75 Вт, максимальная 250 Вт
Габариты: 470х190х104 мм
Масса: 5 кг