Как бы там ни было, но все же весна, солнце, теплый ветерок. Хочется чего-то светлого, верно? На приличных классических лейблах богатый выбор. Они как будто что-то знали! Именинник Бетховен — и новое открытие его хрестоматийных произведений. Вневременная музыка-медитация от современного отечественного композитора. Свежее барокко: «шершавый» Вивальди и романтичный Рамо. А еще элегический модернист Дебюсси.

Anne-Sophie Mutter, Yo-Yo Ma, Daniel Barenboim, West-Eastern Divan Orchestra «Beethoven, Triple Concerto, Seventh Symphony»

Начнем с просто звездного суперпроекта — скрипачка Анна-Софи Муттер, пианист Даниэль Баренбойм и виолончелист Йо-Йо Ма играют Тройной концерт Бетховена. С арабо-израильским коллективом West-Eastern Divan Orchestra, в свое время собранным тем же Баренбоймом с гуманитарными целями (грубо говоря, примирить всех на Востоке).

В этом году, понятно, юбилей Бетховена — 250 лет. И сорок лет записи того же Тройного концерта Муттер и Ма с Гербертом фон Караяном. Короче говоря, одна сплошная история/легенда.

Конкретно этот альбом, выпущенный Deutsche Grammophon, записывался живьем в Берлине и Буэнос-Айресе. Если все так энергично и ярко звучит даже на записи, то трудно представить, как же было в реальности. Магия имен? Не без того, учитывая, что магию эту музыканты нарабатывали годами и десятилетиями.

Но тут хрестоматийная музыка, на мой слух, звучит очень свежо, светло и даже — романтично! Субъективно: медленная часть, Largo, Тройного концерта — настоящее послание спокойствия и позитива этому миру в такие странные времена.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Антон Батагов «Я вижу твой сон. Ты видишь мой сон» для оркестра и фортепиано

Мы на stereo.ru не очень-то любим всякие цифровые музыки… Но что поделать — релиз одного из самых популярных, даже «хипстерских», пианистов/композиторов нашего времени, Антона Батагова, вышел в формате цифрового EP.

Сам Батагов исполнил партию фортепиано в Концерте, который представляет собою довольно характерный для композитора сплав прохладного минимализма, драйвового барокко и очень легких квазивосточных мотивов. Звенящая тишина медленно раздувается оркестром до оглушительного пафоса, который опять разрешается в тишину.

Такой вот биполярный монолог. Вопросы без ответов. Активная медитация. Оксюмороны можно придумывать бесконечно. Не сказать, что какие-то яркие темы, но постоянное самообновление музыкальной ткани, ее, так сказать, стилистическая эволюция, «прорастание» простых витальных мотивов друг в друга — создают удивительный эффект. Аудиомагия!

Apple Music, Яндекс.Музыка

Giovanni Antonini & Il Giardino Armonico «Vivaldi, Concerti per Flauto»

Вот чем хороши барочники — всегда чем-то удивят! Аутентичные исполнители ходят неизбитыми путями. Даже когда речь идет о главных европейских композиторах — казалось бы, исследованных вдоль и поперек.

Флейта Джованни Антонини звучит просто шокирующе: шероховато и будто бы слегка детонируя, вызывая ощущение щекотки. Но стоит привыкнуть! И расслышать в ней птичий щебет или писк ангела. Оркестр «качает».

И при этом у них по настроению и атмосфере — все довольно строго. И Вивальди получается почти какой-то бахообразный — Bach-esque, так сказать. Единственный условный минус альбома — все-таки шесть флейтовых концертов Вивальди подряд прожевать сразу тяжеловато. Но это дело привычки.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Víkingur Ólafsson «Debussy — Rameau»

Наконец, мой личный фаворит. К тому же, этот исполнитель идеологически близок вышеупомянутому Батагову. Речь, собственно, про третий сольный альбом модного ныне исландского пианиста/композитора на Deutsche Grammophon

Ранее исландский самородок играл Баха, Брамса и Филиппа Гласса. Со своим акцентом, видением и слышаньем. Меломаны на YouTube лестно сравнивают его Баха с интерпретациями Глена Гульда — а это дорогого стоит! Фокус в том, что Олафссон часто играет не фортепианные/клавесинные произведения, а, допустим, вокальные — в собственных аранжировках.

Понятно, что интересы молодого музыканта широки. Но на новом альбоме он придумал скрестить совсем, казалось бы, не рифмующихся французов: Жана Филиппа Рамо и Клода Дебюсси — образцовое хрестоматийное барокко Рамо и образцовый хрестоматийный модернизм Дебюсси (философ Ортега-и-Гассет вообще считал, что с Дебюсси началась и новая музыка, и новое мышление/восприятие в искусстве).

Викингур обосновывает выбор тем, что раз уж он записал Гласса, то надо бы render hommage его французским музыкальным корням (американский минималист четыре года учился в Париже).

Живой, буйный, кипящий Рамо — и углубленный, неочевидный Дебюсси тут и вправду удивительным образом сплелись и спелись. «В произведениях этих композиторов дисциплина и свобода сосуществуют … всегда создается напряжение между этими элементами», — считает пианист.

Рамо становится романтиком: нежный, вечерный, лирический и так далее. Это странно, если вы привыкли к «моторному», драйвовому Рамо. Впрочем, у него все произведения довольно разные, но вот на «Sauvages» (это хитовая мелодия, тема звучит также в опере «Галантные индейцы», где называется «Мирные леса») эта разница подхода Олафссона просто поражает. Сравните с исполнением, скажем, Григория Соколова.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer