Большинство советских картин, которые мы можем сейчас лицезреть как с экранов телевизоров, так и компьютеров, вызывают досаду и недоумение. Качество картинки «замыленное», часто теряется фокус, порой очевиден обыкновенный апскейл. А ведь только на широкоформатную пленку 70 мм в СССР было снято более ста фильмов. И сколько из них мы сейчас можем увидеть в аутентичном качестве?
Редакция выяснила, почему советские кинофильмы такого плохого качества.
Большинство советских картин, которые мы можем сейчас лицезреть как с экранов телевизоров, так и компьютеров, вызывают досаду и недоумение. Качество картинки «замыленное», часто теряется фокус, порой очевиден обыкновенный апскейл. А ведь только на широкоформатную пленку 70 мм в СССР было снято более ста фильмов. И сколько из них мы сейчас можем увидеть в аутентичном качестве?
Правильно – ни одного. Те цифровые сканы, которые вы сейчас можете скачать на трекерах советских картин сделаны, увы, не с мастер-копий, а с так называемых «лаванд» (дубль-позитивов / мастер-копий) пленок стандартного формата. Речь идет о таких популярных картинах как «Свадьба в Малиновке», «Дерсу Узала», «Через тернии к звездам» и многие другие.
Оцифрованные в 2К DCP-копии из уже упомянутых «лаванд» Госфильмофондом при содействии сына Викторова. А что касается тех самых, аутентичных 70мм-оригиналов, так они гниют в ГФФ – с ними никто не хочет возиться, так как это дорого и весьма трудозатратно. С негативами уже происходят необратимые химические процессы на эмульсионном слое, и он сам по себе отваливается со скручивающегося целлулоида.
Но есть одно исключение. И эта картина Генриха Оганесяна «Три плюс два», которая была отсканирована с камерного негатива и отреставрирована кино объединением «Крупный план» в 2015 году. Вот уж чего не скажешь о «Войне и мир» – отреставрированная версия 2018 года, снятого на советский 65 мм негатив надежд не оправдал.
Причем, здесь речь идет только о широкоэкранной версии (при просмотре версии 4:3 – Open Mate – качество картинки уже не то), и только по той простой причине, что в мире больше не осталось ни одной плёнки: ни прокатной, ни промежуточной, лишь камерный негатив.
Вполне можно предвидеть вопрос: почему же так не делают с другими фильмами, а готовят трансферы со всяких «лаванд» и прочих промежуточных плёнок?
Ответ: по двум причинам. Во-первых, сам камерный негатив, хотя и содержит в себе качество изображения недостижимое более при последующем копировании, все же является ни чем иным как полуфабрикатом, с которым работает только режиссёр и монтажер. Негатив состоит из тысячи склеек плёнок, порою снятых при самых разных условиях, экспозициях и проявленных в различных средах, и, даже порой, это просто совершенно разные плёнки по своему химическому составу и типам.
Далее, контактным способом, готовятся непрерывные и полноценные бобинные мастер-копии (контр-позитив, дубль-негатив), в которых исправляются все недочёты разрозненных склеек. После, делают общую цветокоррекцию химическим способом, приводя всё к единому цветовому решению. Именно эти плёнки как раз студия и считает конечным продуктом. С них же делаются ещё копии, что бы уже запустить тираж в прокат. А сам негатив студии уже ни к чему. И хвала всем богам вместе взятым, что в совке был Госфильмофонд, где все эти материалы (и исходники, и промежуточные) сохраняли.
Ну а вторая причина банальна – старый камерный негатив очень хрупок и с ним работать очень сложно, особенно реставрировать технически (мыть, вычищать), а затем проделывать примерно тоже самое, что описывалось выше, только уже на компьютерах.
И вряд ли мы ещё увидим какое-либо издание фильма в таком супер-качестве, в каком наши фильмы действительно были сняты.
Что сейчас в кинотеатрах
Что касается современных кинотеатров, то качество картинки современных отечественных и зарубежных фильмов эталонное, особенно если речь идет о 2K / 4К DCP, не говоря уже про цифровой IMAX. Нынешнему молодому поколению понять насколько же им повезло сложно, ведь они никогда не смотрели фильмы в советских заштатных кинотеатрах с заезженных мутных коричнево-бурмалиновых копий.
Домашний просмотр
Хуже дела обстоят при домашнем просмотре любимых кинофильмов и новинок проката. Не смотря на немалые суммы абонентской платы, в случае стриминговых сервисов, а также стоимости дисков Blu-Ray – рассмотреть аутентичное качество фильма невозможно. Формат Blu-Ray изначально задумывался как потребительский и ни о каком качестве при цветовом сжатии 4:2:0, при градационной компрессии 16-235, при межкадровых и психофизических MPEG4 замыливаниях, говорить, увы не приходиться. Кроме того, если пленочный исходник «пескоструйный», то его еще и мылить надо, иначе смотреть невозможно.
Многоканальный звук в кино
Звук в кинотеатре слышен и сверху, и сбоку, и сзади? Вы так этим ошеломлены, превозвышая западные технологии. Но, ведь еще в СССР в те далекие 40-е годы П.Г.Тагер вел эксперименты по стереозвуку и, вуаля, уже в 1949 году сделал пробный ролик с 2-канальной фонограммой. И это в послевоенные годы. Через шесть лет, а именно в 1955 году, были выпущены первые широкоэкранные фильмы (да, те самые, которые раскрывались в кинотеатре от стенки до стенки) с 4-канальной магнитной фонограммой на 35-мм пленке. Звук лился не только с фронта, но и с тыловых громкоговорителей. В гонке с США за право считаться сверхдержавой, СССР пошел еще дальше и в 1958 году выпущен первый советский панорамный фильм с 9-канальной (на отдельной 35-мм магнитной пленке), используя три кинопроектора. Вот вам и советский аналог Dolby Atmos. Но технология была дорогостоящая, а главное – сложная в применении. И от нее отказались. В 1961 году выпускается первый широкоформатный фильм на 70-мм пленке (сейчас на такие снимает только Тарантино и Нолан) с 6-канальной магнитной фонограммой, которая и по сей день считается эталоном объемного кинотеатрального звучания. Более полувека назад, советский гражданин мог наслаждаться тем, что сегодня можно увидеть и услышать в кинозалах IMAX. Разумеется, что качество картинки и звука сильно варьировалось от геолокации – самые лучшие кинотеатры были, разумеется, в Москве.