В сознании многих такое устройство, как игровой смартфон, выглядит продуктом слишком уж специфичным. Да, рынок мобильных игр растет и развивается быстрее, чем рынок компьютерных, но настолько суровые, мощные девайсы, как обновленный ROG Phone от Asus, наверное, требуются все же далеко не всем. Продукт нишевый, это явно. Но частично он залезает и в нашу нишу.
Игровой смартфон — это не просто самый мощный процессор с самой шустрой видеопамятью, упакованные в корпус с лампочками. В таком относительно некрупном устройстве нужно учитывать множество параметров, оптимизировать и внутренности, и сценарии использования.
Но от агрессивного дизайна компания не отказалась. Визуально ROG Phone II шикарен. Матовая спинка цвета пороха, акцентные геометрические вставки, немного переливающихся голографией полос, скрытые под серебрящимися решетками стереодинамики — все это действительно выделяет девайс из серой массы округлых флагманов. Лампочкам тоже место нашлось — на спинке как раз светится здоровенный логотип суббренда ROG, сияет всеми цветами RGB-светодиодов. Подсветка отключаемая, если что: работать она начинает только в режиме «X», который высвобождает всю мощь смартфона.
На задней же крышке разместилась двойная камера, смещенная к левому боку и выделенная угластым окошком. Камере вторит двойная вспышка. У правой грани в выпуклый ребристый орнамент вписана оранжевая сетка, будто бы намекающая на активное охлаждение устройства. Края задней панели плавно переходят в округлую боковую рамку. Красиво.
Спереди все тоже симпатично: огромный, но не безрамочный экран, закрывает практически всю фронтальную панель. Челки нет — сверху и снизу расстояние от экрана до краев одинаковое, и там, и там вписаны стереодинамики, спрятанные под крупными, почти во всю ширину смартфона, решетками. В верхней части сбоку от динамика нашлось место для камеры, сенсоров и светодиода состояния.
На рамке размещено очень много всего. Правый бок украсили физические кнопки громкости и включения посередине, а также сенсорные клавиши AirTriggers ближе к верхнему и нижнему краям. Снизу находятся два разъема — USB-C для подзарядки и редкий для современных смартфонов 3,5-мм аудиовход. Левая грань необычна тем, что там тоже есть USB-C. Аж два. Один, который повыше, можно использовать для подзарядки, чтобы, к примеру, во время игр в ландшафтном режиме кабель под рукой не путался, второй нужен для подключения аксессуаров. А вот на верхней грани есть только отверстие микрофона.
В общем, визуально ROG Phone II очень крут. Держать его в руке приятно — он не выскальзывает, не собирает тонны отпечатков, а немалая масса почти в четверть килограмма дает какое-то ощущение надежности, уверенности. Правда, с тестовым образцом это ощущение не оправдалось.
На пятый день теста у меня начала залипать кнопка включения. Позалипала несколько дней и перестала, лишь иногда будто бы уходя куда-то вбок при нажатии. Визуально красивая задняя крышка чуть утоплена в корпус относительно рамки смартфона — не знаю, специально или нет. Но грани рамок, которые в итоге оказываются чуть выше крышки, царапаются. Особенно ярко это ощущается при работе с телефоном в горизонтальном варианте — по бокам задняя крышка в рамку переходит более плавно, без такой явной ступеньки, как в районе верхней и нижней граней.
Я искренне надеюсь, что это особенности доставшегося мне тестового образца, и в серийных моделях таких проблем нет. Потому что не дело это — покупать смартфон для развлечений за 70 000 рублей, чтобы столкнуться с такими неприятностями.
Не в цифрах счастье
Экран шикарный. Это OLED диагональю 6,59 дюйма с разрешением 2340х1080 пикселей. Соотношение сторон — 19,5:9, нечто среднее между уже ставшими привычными 2:1 и излишне вытянутым 21:9, как у недавнего Sony Xperia 1. Пропорции для взаимодействия с сайтами, соцсетями и играми очень даже удобные. Может, экран чуть широковат — при определенном хвате мне было непросто тянуться большим пальцем до буквы «Ф» на клавиатуре, но чаще всего проблем я не испытывала.
Разрешение, конечно, для современного смартфона, направленного на работу с медиаконтентом, маловато — все-таки и игр в 4K, и видео в этом формате уже полно. Но, с другой стороны, пикселизации не видно, картинка ровненькая, без ступенек — что еще надо? В конце концов, экран с большим разрешением оказался бы более прожорливым — а для смартфона, у которого по сценарию экран должен гореть практически всегда, это немаловажно.
Желание поиграть может напасть где угодно, в том числе и на улице, поэтому Asus поставили тут очень яркий экран — заявленная яркость достигает 600 нит, что для OLED много. Измерить параметр мне не удалось, но в редкие солнечные осенние деньки я видела все, что мне нужно было видеть на экране. Такая яркость соответствует требованиям для мобильного воспроизведения HDR — и поддержка такого типа контента у Asus тоже есть. А благодаря OLED углы обзора отличные и никаких связанных с этим искажений нет. Система адаптивной яркости, кстати, работает очень мягко и плавно.
Главная же фишка экрана — это частота развертки. Он может работать в 60, 90 или 120 Гц. Последние два параметра в первую очередь направлены на экшен-игры: шутеры, слэшеры, всякое такое. Но, увы, я разницы между 60 и 120 Гц в Playerunknown's Battlegrounds не почувствовала. Во внеигровых сценариях — при чтении текста, просмотре видео — тоже. Что на 60, что на 120 Гц все было плавно, аккуратно, без рывков и при этом четко.
Помимо частоты развертки можно настроить цветовой профиль: есть режимы «естественный», «оптимальный», «кинематографический» и «обычный», а также «пользовательский». Наиболее приятным мне показался «кинематографический» — живой, достаточно сочный, но не до вырвиглазности. Есть также ночной режим, делающий картинку теплой по тону, режим «Always-on Display», который я так люблю в смартфонах с OLED-экранами и который мне не очень понравился на Asus, потому что выводит ВОТ ТАКУЮ ОГРОМНУЮ картинку, а не что-то маленькое и аккуратненькое. А еще можно выбрать размер шрифтов и иконок приложений. И тему цветовую — светлую или темную.
Работать с этим экраном — одно удовольствие. Четкий, яркий, сочный, шустрый. Да, разрешение у него меньше, чем у моего флагмана 2015 года выпуска (там было 2560х1440 на 5,5 дюйма), но если картинка выглядит хорошо и радует глаз, то, может, к черту всю эту фиксацию на цифрах?
Сделай плохо, а потом верни, как было
Про звук ребята из Asus тоже не забыли. Во-первых, ура: это тот редкий в наше время смартфон, у которого есть 3,5-мм вход. Во-вторых, второе ура: этот вход работает с отдельным чипом ЦАПа, способным обрабатывать сигнал в 24 бит/192 кГц. Третье «ура» относится к вороху улучшайзеров — поддержке DTS:X Ultra, функции Audio Wizard и прочим штучкам. Но это «ура» спорное.
Встроенный усилитель, правда, мне показался слабоват: мои наушники не дико тяжелая нагрузка, классические 32 Ом в большинстве своем, но громкость выкручивать при проводном соединении приходится на 12 пунктов из 15 в тихом помещении. Само по себе звучание, судя по всему, призвано додать максимум эпичности: серьезно, хоть и не до рыданий, приподняты нижняя середина и верхний бас. Они четкие, плотные, гулкие, заметные на всех наушниках, которые у меня есть. С Asus забасили даже Beyerdynamic Amiron Wireless, которые в целом достаточно мягко обходятся с этим частотным диапазоном и не уделяют ему много внимания.
Главное впечатление от звучания этого смартфона — плотность и цельность. Ничего никуда не выпадает из микса, не повисает в воздухе, а будто скреплено с другими нотками крепкими ниточками. Но если в мелодию изначально заложены объем и пустота, то Asus их не потеряет — просто чуть присоберет поближе.
Например, нагоняющее жуть вступление «The New Colossus» из саундтрека Wolfenstein, которое потом сменяется печальной акустикой, ведет себя именно так: объем есть, четкость есть, тишина остается тишиной, но густой, а не звенящей, и переход к взрывному, кульминационному моменту ощущается вполне контрастно. Эффекты при этом в саундтреке того же Wolfenstein продолжают летать вокруг головы, просто находятся ближе, даже будто бы осязаемей.
А струнные различимы вполне хорошо — тот же слайд у Led Zeppelin звучит слайдом, переборы Rodrigo y Gabriela отдаются в душе четкими щипками, да и Buckethead в нормальном качестве остается шустрым лиричным психом, а не превращается в гомогенный смузи. С записями плохого качества магии не происходит: всю грязь и все шорохи связка из смартфона и больших наушников выдает честно.
Звонкая электронщина звучит чуть темновато, но все милые сердцу эффекты на верхах остаются более чем различимыми, просто не так ярко выпирают из общего микса. Цельность. Цельность и плотность во всем.
А теперь пришло время развлечений с улучшайзерами. В верхней панели есть значок «Мастер Аудио» (Audio Wizard в английской версии), который включает режим улучшения звучания от DTS. Использовать такую штуку, по словам компании, можно не только в играх, но и при прослушивании музыки, с ней звук становится не просто лучше, но и объемнее, с эффектом 7.1.
Можно просто включить ползунок, а можно настроить звучание под конкретные наушники. У Asus есть список из нескольких десятков, а, может, и сотен известных моделей крупных брендов — правда, стареньких. Из всех моих наушников в списке оказались только Sennheiser HD380 Pro. И можно не только выбрать профиль этих наушников, но еще и дополнительно его настроить под свои собственные уши.
При персональной настройке звука система предлагает послушать сигналы разных частот и сдвинуть ползунок вбок до тех пор, пока эти сигналы не будут еле-еле различимы. Первым делом в качестве эксперимента я решила проверить, что будет, если при использовании Amiron Wireless (подключенных проводом, ясное дело) поставить профиль других Beyerdynamic. Ставила DT770, T51i, всякие. На абсолютно отвратительной в плане качества версии трека «Kryptonite» 3 Doors Down разницы между включенным и выключенным улучшайзером не было — но на то она и отвратительная. Потому что на чуть более качественной записи «Jordan» от Buckethead отличия были — появлялась абсолютно излишняя искусственность. В мелодиях с голосами — даже в Run The Jewels — эффект был наиболее неприятным: звук становится плоским, с поднятой серединой, потерявшим фактуру и будто бы прогнанным сразу же через несколько онлайн-конвертеров WAV-to-MP3. С Sennheiser HD380 Pro, единственными наушниками, которые были в списке, история такая же — звук становится только хуже.
В целом эта настройка звука создает эффект искусственного расширения объема за счет поднятия серединки, голоса и верха — в моем случае, по крайней мере. В той же «Whole Lotta Love» акценты совершенно иначе смещаются, трек становится ярче, сцена хоть и расширяется, но вот глубина пропадает, мелодия начинает звучать плоско. Музыки становится много, она становится громче, ярче, но проще. Перкуссия в том же треке почти теряется, звуки гитарного слайда и прочих струнных искажений в психоделичной части мелодии превращались скорее в какие-то растянутые по времени записи звука мотогонок — в них переставали угадываться гитары.
С таким звуком сразу вспомнился фильм «Без чувств» с Марлоном Уэйансом — как будто восприятие высоких частот и верхней середины у меня обострилось, а баса и нижней середины, наоборот, куда-то делось. Хотя именно бас и нижнюю середину смартфон сам по себе очень любят.
Даже не знаю, что обо мне говорит такая настройка звукового профиля, получившаяся в результате теста. Старею и плохо слышу высокие частоты, поэтому телефон решил мне их искусственно завысить? Или же наоборот, он пытается выдать мне побольше баса, но этим уводит усилитель в перегрузку и из-за этого остаются одни верха?
Под конец теста я поняла, зачем нужны эти улучшайзеры. После всех этих экспериментов еще сильнее начинаешь ценить неискаженный, естественный звук наушников. Он кажется более собранным, цельным, более нуарным, я бы сказала, за счет того, что уходит жуткая яркость и появляется более крепкая низкочастотная составляющая.
С другой стороны, может, мне повезло, и я просто пользуюсь наушниками, которые мне нравятся и в которых мне улучшать ничего не хочется? С этими мыслями я взяла Sony WH-1000XM3, которые меня не радуют передозом баса, включила задорный и злобный нейрофанк... И с Asus при проводном подключении и отключенных улучшайзерах у них оказалось меньше низов, чем у Beyerdynamic. А еще куда-то делась четкость.
Мистика — я встретила наушники, которые по Bluetooth с конкретным источником звучат лучше, чем по проводу. Да, с легким передозом баса, но хотя бы фактурно и весело, а не плоско, скучно и кашеобразно.
Насчет беспроводных подключений — на борту у Asus есть Bluetooth со всеми необходимыми кодеками, включая и aptX HD, и LDAC. Все по заветам современного беспроводного мира. Можно даже одновременно подключить по Bluetooth геймпад и наушники.
Пиу-пиу
Часть необязательная, но веселая — игры. Смартфон-то игровой. Из аксессуаров к ROG Phone II мне вручили геймпад Kunai. Его можно подключить к смартфону несколькими способами. Первый — с помощью чехла, в который вдевается Asus, а по бокам, как джойконы у Nintendo Switch, засовываются половинки геймпада. Получается, в общем-то, нечто на тот самый Switch похожее. Второй — с помощью идущей в комплекте центральной насадки с четырьмя дополнительными кнопками, которая превращает геймпад в подобие контроллера PlayStation.
Первым делом я решила проверить, как с этой комбинацией устройств работает Steam Link: запускаешь игры на компьютере и с него передаешь по Wi-Fi картинку на смартфон, а со смартфона считываешь и передаешь по тому же Wi-Fi обратно нажатия на кнопки.
Asus невзлюбил мой роутер. Нормальной скорости соединения между компьютером и смартфоном добиться не удалось, поэтому космические пейзажи в No Man's Sky у меня регулярно покрывались квадратиками. Проблема, я думаю, все-таки не в роутере, потому что на ноутбук, подключенный к нему же, компьютер транслирует картинку вообще без проблем. Вполне может быть, что виновато приложение Steam Link: оно само по себе достаточно задумчивое.
«Грибочки» на геймпаде резкие, движения очень... дискретные. Плавно поворачивать камеру и двигаться в каких-нибудь бродилках сложно — процесс становится рваным, слишком шустрым. Кнопки на центральной части геймпада в Steam не работают — для того, чтобы выйти в меню или паузу нажать, необходимо вызывать аналогичные клавиши на экране или бежать в соседнюю комнату и нажимать все на компьютере. Неприятно.
С другой стороны, все-таки смартфон создавался для мобильного гейминга и, видимо, такой сценарий использования не предусматривает. А в мобильных игрушках все хорошо — в Asphalt, совсем уж аркадном в нынешнем поколении, дискретности «грибочков» хватает для того, чтобы вписываться в повороты, а большего и не надо. В PUBG мне больше понравилось играть с экрана, чем с геймпада — попадала чаще и поворачивалась правильнее.
Проблема другая. У меня постоянно вылетали «Angry Birds 2». Зависали на минуту. На две минуты. На пять. Горели экраном и ждали, пока я смахну приложение вверх и закрою его. Какого черта? Это же «Злые птички»! Это же простенькая игрушка, которая отлично себя чувствует на моем собственном телефоне, он в разы слабее и ни единого падения за весь октябрь, что я в нее играю!
Мистика. В очередной раз с Asus — мистика.
И все остальное
Вообще смартфон, будучи супер-пупер-мощным, иногда ведет себя удивительно задумчиво. Например, когда приходят какие-то оповещения, он, бывает, в течение 15-20 секунд показывает их обрезанными — и потом только выводит целиком.
Сердцем устройства стал Qualcomm Snapdragon 855 Plus — с повышенной частотой ядра Kryo 485 Gold до 2,96 ГГц. За графику отвечает разогнанный чип Adreno 640. В доставшейся мне версии смартфона установлено 12 Гб оперативной памяти и 512 Гб пользовательской. Еще есть две сим-карты, без слота под MicroSD, и поддержка ну очень быстрых сетей 4G. По цифрам эта штука мощнее моего ноутбука. И работает на Android 9.
Для того, чтобы питать весь этот вагон железа, используется батарея емкостью в 6 000 мАч, на которую приходится большая часть массы всего телефона. Как же это приятно, когда не нужно заряжать телефон каждый день! Я так от этого чувства отвыкла, а Asus мне его вновь подарил. Да, если налегать на игрушки, могучая начинка начнет пожирать питание с жуткой скоростью, но в домохозяечном режиме он двое суток держал совершенно беспроблемно. Заряжать можно как обычными зарядками, так и идущим в комплекте блоком на 30 Вт, который с нуля до 100% накормит Asus за полтора часа. От самого смартфона, кстати, тоже можно что-нибудь подзарядить с помощью технологии USB Power Delivery — нужен только кабель с USB-C на обоих концах. К счастью, такой идет в комплекте с геймпадом Kunai.
О, еще же камера есть. Аж целых две — обычная и широкоугольная. Сенсор — от Sony, IMX 586, стоящий на Zenfone 6, другом флагмане Asus. Ему нужен свет. Много света. Хорошего света. В пасмурный день в комнате с полупрозрачными шторами ему уже плохо. Но как только появляется нормальный источник освещения, камеры начинают вести себя хорошо. Появляется детальность, четкость, яркость. В настройках есть два режима HDR: HDR+ и HDR++. Первый — интеллектуальный, второй — более реалистичный. Первый еще и включен автоматически. В общем, стандартная современная мобильная камера. Пищать от нее не хочется, волосы рвать тоже.
Вывод
Вот говорят, что радость — она в мелочах. Здесь же наоборот: весь смартфон — одна большая радость, подпорченная мелкими непонятностями. Он очень красивый. Я вообще удивлена, как ребята из Asus смогли такую огромную, мощную, тяжеленную штуковину сделать одновременно агрессивной и изящной. С визуальной точки зрения ROG Phone II чудесен.
Но его неудобно держать в руках — у него идеальная развесовка, отличный баланс, но царапаются грани рамки. У него далеко не самый современный по цифрам, но прекрасный в работе OLED-экран. У него в работе периодически проявляется некая задумчивость, которой у смартфона с такими ТТХ быть не должно по определению.
При этом он хороший. У него есть аудиоразъем и выделенный ЦАП, и играет он более чем приятно, хоть и темновато. Собранный в кучку звук позволяет взглянуть на любимые треки с другой стороны — и это классный опыт. Функцию «Мастер Аудио» я не оценила. Может, мне она просто не нужна: я видела, как ребята на форумах радовались тому, что у них лучше стали звучать Vero Moda Crossfade.
Штука с двумя разъемами для зарядки — вообще прекрасна. Посмотреть на ночь новую серию издевательств над «Нивой» от петербуржских автоблогеров, при этом заряжать смартфон и не цепляться пальцами за провода — это круто. А стереодинамики на фронтальной панели орут, как не в себя, но голоса передают отлично.
Два дня на одном заряде? Это же чудесно! Темно-серый брусок размером с госдолг США удивительно неплохо чувствует себя в кармане — в первую очередь потому, что никуда не выскальзывает.
И самое интересное — к нему очень легко привыкнуть. К тому, как он лежит в руке. К тому, что открытые приложения листаются вбок, а не вертикально. К тому, что вместо меню на главном экране кнопка специального геймерского приложения. Он удобный. Но аппарат, побывавший у меня в руках, будто бы не успели довести до ума.
отличный экран, аудиовход, качество звука, огромная батарея, прекрасный дизайн
качество сборки, неясные подтормаживания
69 990 рублей
Материалы корпуса: стекло Gorilla Glass 6 и алюминий
Дисплей: 6,59 дюймов, AMOLED, 2340 × 1080 точек, 391 ppi, 120 Гц
Операционная система: Android 9.0 Pie
Сеть: 2G 850/900/1800/1900, 3G 850/900/1700/1900/2100, 4G b3/b7/b20/b38, LTE Cat. 18 (до 1,2 Гбит/с) у версии Elite Edition (на тесте), LTE Cat. 20 (до 2 Гбит/с) у версии Ultimate Edition, две SIM-карты
Платформа: Qualcomm Snapdragon 855 Plus: одно ядро Kryo 485 Gold, частота 2,96 ГГц + три ядра Kryo 485 Gold, частота 2,42 ГГц + четыре ядра Kryo 485 Silver, частота 1,8 ГГц, GPU Adreno 640
Память: 12 Гб RAM + 512/1024 Гб ROM UFS 3.0
Беспроводные интерфейсы: 802.11a/b/g/n/ac, 802.11ad 60 ГГц, Bluetooth 5.0, NFC
Навигация: GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo, QZSS
Датчики и разъемы: датчики освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас), ультразвуковые сенсоры AirTrigger II, сканер отпечатка пальцев (под экраном); разъемы USB Type-C (х2), миниджек 3,5 мм, боковой аксессуарный разъем
Камеры: основная — двойной модуль, 48 Мп, ƒ/1,79 + 13 Мп, ƒ/2,4, гибридный автофокус и оптическая стабилизация на главной камере, двойная светодиодная вспышка, фронтальная — 24 Мп, ƒ/2,2, фиксированный фокус
Аккумулятор: 6 000 мАч, USB PD, быстрая зарядка
Размеры и вес: 171 x 77,6 x 9,5 мм, 240 граммов