Всем известные параметры цифрового аудиопотока 16 и 24 бит — всего лишь официально заявленные мундиры, под которыми может оказаться рубашка с прорехами. Ищем надежный инструмент для диагностики.
Пытливые люди, которым интересно узнать фонетическую подноготную музыкального релиза, более или менее приловчились. Теорему Котельникова-Найквиста знает каждый ребенок, не говоря уже о том, что любое дитя сможет уточнить протяженность спектра в аудиофайле. Про оценку динамического диапазона тоже было рассказано немало, даже целое сообщество имеется – пишет петиции и стыдит издателей, злоупотребляющих компрессией. А уверены ли вы, что в 24-битовом хайрезе честно задействованы все разряды? Как это узнать?
На первый взгляд ситуация совершенно герметичная и неподконтрольная. Как показывает статистика официальных продавцов HD-аудио вроде Qobuz или HD Tracks, наиболее распространенными в ассортименте являются релизы в 24 бит / 44.1 кГц. То есть мы имеем ту же частотку и пики уровней, что на компакт-диске, просто в более точном и подробном изложении. И не надо удивляться скромности технических параметров таких вот Studio Master Files. Работает принцип разумной достаточности. Doctor Dre, тот самый, который маячит на популярных наушниках, одно время возился с сессионными записями в 24 бит / 88 кГц, а потом плюнул и перешел на 24/44.1 – так, говорит, места больше остается для работы с мультитреком. Да-да, музрынок харчуется не с аудиофильской аудитории. Чтобы пополнять закрома айтюнса, вполне хватает и таких вот студийных исходников. А раз найдутся гусики, кому туманит голову от 24 бит, отчего бы не продать то, что осталось?
В числе HD-релизов после 24/44.1 распространены издания в 24 бит/48 кГц. На них также сложно убедиться в хорошей родословной — верхний предел (т.е. половина частоты дискретизации) составляет 24 кГц — совсем близко от обычного компакт-диска. И, повторюсь, нет никаких гарантий, что запись не велась по образцу и стандарту DAT-рекордеров — в 16 бит / 48 кГц, а потом с помощью несложной программной процедуры была поднадута до благопристойных 24 разрядов. Выявить эти и другие подозрительные случаи поможет опция Bit Meter в аудиоредакторе WaveLab.
Анализатор цифровой глубины аудиопотока представляет собой пронумерованную по битам вертикальную шкалу и работает следующим образом. Загрузите испытуемые WAV или AIFF образцы в WaveLab и включите воспроизведение. Шкала Bit Meter отобразит каждый разряд в 16 или 24-битовом слове, которые будут выстроены по строгой иерархии согласно уровню сигнала. Сначала идут старшие биты, и надо сказать, что на спокойных ненасыщенных композициях четыре младших разряда не всегда-то и задействованы. Таким образом, будьте уверены, что сидишки со сладостным камерным джазком, которым любят тешить покупателей в аудиосалоне, на деле имеют глубину от силы в 12-14 бит.
Интересно будет на Bit Meter проверить пресловутые издания HDCD. Сграбленный на компьютер «как есть» такой диск ничем не будет отличаться от классического Red Book. Но с помощью программного HDCD-эмулятора (они имеются и в Foobar, и в dBpoweramper) можно раскодировать спрятанную информацию и перевести все в 24-битовые wav-файлы, которые станут объектом исследования Bit Meter. Опыт показывает, что те записи, на этапе HDCD-производства которых применялась функция Peak Extension (расширение динамического диапазона), показывают реальное увеличение разрядности от 17 до 20 бит — как и было сказано в рекламных проспектах на заре HDCD-технологии.
Примером успешной реализации могут послужить, например, CD-издания первых трех альбомов The Beatles загадочной конторой Fabulus Sound Lab, которые на сегодняшний момент мне представляются наиболее предпочтительными из целого вороха разномастных «битловских» релизов раннего периода.
В то же время такие компакт-диски, как например, Beck “Mutations” или одноименный сольник Nancy Sinatra 2004 года зажгут HDCD-метку на индикаторе совместимого CD-проигрывателя, но даже переведенные в 24 бита, разрядность сохранят прежнюю — 16 бит. Почему? Хотя в студии и использовался тот самый АЦП Pacific Microsonics (очень хороший, к слову!), но все его HDCD-цепи были отключены, осталась лишь метка в цифровом коде, от которой CD-плеер дурак и обрадовался.
Bit Meter поможет раскрыть и посрамить не только ворох престарелых компакт-дисков, но и хитрые HD-аудио, которые упоминались в начале материала. Никакая частота дискретизации не скроет от Bit Meter реальное состояние ячеек в разряде. Например, на альбоме Tricky “Mixed Race” (официально 24/44.1) отсчет начинается только с 20-го бита. Если в 24-битовом потоке в восьми старших разрядах остаются нули, так и будет показано на шкале. И значит, перед нами обычный апконверт из 16-битовой записи.
К счастью, подобные случаи относительно редки, однако от накладок не избавлены даже уважаемые B&W Society of Sound, под сенью которых были выпущены HD-издания The Unthanks “A Retrospective” и одноименный альбом Portico Quartet – оба показали 16-бит при анализе. Впрочем, это не значит, что подобные записи ужасно играют – на свете множество компакт-дисков с прекрасным звуком. Можно забить все разряды и спектр громким перегруженным саундом — такой файл будет тяжелым не только по размеру, но и на слух.
Не забывайте, что равно как и прочие инструменты аудиоредакторов, Bit Meter — это лишь один из элементов технической экспертизы, которые пусть и не ответят на все вопросы, но дополнят и обогатят ваш филофонический опыт.