Old School — уникальный в своем роде акустический бренд. Существует немало производителей, имеющих в модельном ряду специальные серии, выполненные в ретро-стилистике, но в данном случае не какая-то часть ассортимента, а абсолютно вся продукция бренда является олдскульной.

Концепция дизайна акустики Old School апеллирует к золотой эре Hi-Fi — когда на создание корпусов не жалели лучшей фанеры и натурального шпона, а разработчики создавали настоящие шедевры вопреки несовершенству технологий и измерительных средств.

Напольная акустика с многообещающим названием Monitor Two в полной мере отражает идеологию бренда, черпающего вдохновение в прошлом, но существующего в современных технологических реалиях.

Историческая справка

«Почему монитор?» — это первый вопрос, который может возникнуть при знакомстве с моделью Monitor Two. Мы давно привыкли к тому, что «мониторами» называют студийную полочную акустику и похожие на них хайфайные полочники, а тут — вполне типичный напольник. Чтобы понять логику создателей этой модели, нужно копнуть чуть глубже.

Индустрия Hi-Fi-акустики сформировалась во многом благодаря адаптации профессиональных мониторов к использованию в домашних условиях. Процесс «одомашнивания» шел различными путями: какие-то колонки лишь декорировались чуть симпатичнее профессиональных, другие же претерпевали серьезные метаморфозы вплоть до глобального изменения формфактора, но набор динамиков, кроссовер и основные технологические решения прототипа сохранялись.

Так что стройный напольник-столбик с начинкой от большого профессионального монитора — это вполне реальная история для домашней акустики золотой эры Hi-Fi. А это значит, что стилистика и формфактор, в которых выполнена модель Monitor Two, вполне могут претендовать на аутентичность.

Прошлое и настоящее

Материалы, конструкция и технологии, которые использовались при создании Monitor Two, объединяют прошлое и настоящее хайфайного производства акустики. Начнем с того, что акустическое оформление этой модели — закрытый ящик.

Такой подход активно применяли в прошлом, поскольку влияние на звук герметично закрытого фиксированного акустического объема более предсказуемо, нежели фазоинвертор или, скажем, пассивный излучатель. Как следствие — такая акустика дает возможность настроить звук максимально точно, что и требуется от мониторной акустики.

Корпус Monitor Two изготовлен из фанеры — материала, не пользующегося особенной популярностью среди производителей современной домашней акустики. Большинство разработчиков сегодня предпочитают MDF, и тому есть несколько причин: он дешевле, проще в обработке и в меньшей степени склонен к формированию внутренних резонансов.

При этом у фанеры есть свои плюсы, из-за которых ее активно использовали раньше и продолжают использовать, например, при создании профессиональной концертной акустики. Фанера значительно жестче и прочнее MDF, благодаря чему появляется возможность сделать корпус акустически инертным, не дающим призвуков и не окрашивающим звучание.

Для получения такого результата нужно выполнить ряд условий, что и было сделано в конструкции Monitor Two. Во-первых, каркас корпуса изготовлен из толстой 24-мм березовой фанеры и усилен дополнительными распорками, которые не дадут длинным вертикальным стенкам вибрировать. Во-вторых, изнутри стенки акустики оклеены тяжелыми битумными листами, которые также способствуют поглощению вибраций и резонансов корпуса.

В-третьих, нарезка деталей корпуса производится на современном высокоточном оборудовании, а чем выше точность изготовления деталей, тем плотнее их подгонка друг к другу и тем более цельной и монолитной получается конструкция. Качество обработки фанеры можно оценить невооруженным глазом, посмотрев на переднюю панель.

Материалы диффузоров ВЧ- и СЧ/НЧ-излучателей также выглядят абсолютно классическими и порадуют тех, кто предпочитает традиционный подход. Но за каждым олдскульно выглядящим излучателем стоит современная инженерная школа, использующая высокоточные измерительные системы и новейшие достижения в области материаловедения.

Тканевый купол твитера имеет специальное покрытие, улучшающее воспроизведение верхних частот, а его форма и калибр 22 мм подобраны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность в слышимом диапазоне частот и отсекать ненужные сверхвысокочастотные шумы.

Фланец твитера — тщательно рассчитанный рупор, дающий равномерное рассеивание верхних частот без выраженной направленности на оси. От глаз скрыты интегрированная в конструкцию динамика нагрузочная камера, вентилируемая звуковая катушка, намотанная омедненным алюминиевым проводом, и ряд других ухищрений, позволяющих снизить компрессию и искажения.

Два СЧ/НЧ-динамика имеют вполне классический вид — бумажные диффузоры на резиновом подвесе. При этом форма подвеса была рассчитана с помощью технологий компьютерного математического моделирования. Это позволило обеспечить максимально симметричную реакцию подвеса при движении вперед и назад, что способствует минимизации искажений.

Схожая идея реализована и в магнитной системе. Технология Balanced Drive создает максимально равномерное магнитное поле на всем рабочем ходе звуковой катушки. Сама звуковая катушка намотана на легком и прочном каркасе из стекловолокна и имеет вентилируемую конструкцию.

Крайне интересную функцию разработчики придали корзине динамика. Традиционно корзины пытаются делать максимально открытыми, чтобы их элементы не препятствовали свободному ходу воздуха от тыльной стороны диффузора. Разработчики этих динамиков изготовили корзины таким образом, чтобы они замедляли скорость воздушного потока, исходя из того, что высокая скорость прохождения воздуха и есть причина возникновения артефактов, влияющих на звучание.

Завершающий элемент конструкции и общей картины — кроссовер, где разработчики тоже объединили классику и современность. Снаружи видны высокотехнологичные клеммы WBT серии Nextgen, а внутри — разделительный фильтр на не менее современных и высокотехнологичных комплектующих. Но собран кроссовер по классическим канонам, с обеспечением принципов минимизации путей сигнала для максимальной прозрачности.

В итоге каждый элемент конструкции — это на первый взгляд олдскул и ретроградство, а при детальном рассмотрении — современное инженерное решение, базирующееся на новейших технологиях.

Технические моменты

Создатели акустики Monitor Two предлагают нам «почувствовать себя звукорежиссером, сидящим в студии звукозаписи», и еще на стадии подбора компонентов для тестирования этой модели я уже был готов согласиться с предлагаемой формулировкой.

Все дело в том, что акустика оказалась довольно прозрачным элементом звукового тракта. И, если собрать связку на нейтрально звучащем источнике и таком же усилителе, вы рискуете получить тот самый студийный звук без прикрас — живой и выразительный, когда запись безупречна, но яркий и шероховатый, если мастеринг был не самый удачный. При этом достаточно добавить компонент с характером — и звук системы заметно меняется.

Именно так у нас и сложился довольно пестрый комплект из цифрового источника Arcam CDS50 и усилителя Roksan K3. Благодаря усилителю удалось сделать звучание средних максимально мягким и теплым, сохранив при этом высокую степень детализации и точности.

Один из первых моментов, который может шокировать при прослушивании — скромная отдача акустики на низких частотах. Если вы ищете напольники ради масштабного всеобъемлющего баса — это явно не тот случай.

Несмотря на то, что благодаря закрытому акустическому оформлению Old School Monitor Two способны захватывать довольно глубокие ноты, в целом возникает ощущение, что играет крупный полочный монитор, а не среднеразмерный напольник.

Впрочем, тут производителю ничего не предъявишь, ведь акустика и называется «монитор», к тому же в спецификации абсолютно открыто заявлена нижняя граница 60 Гц по уровню -3 дБ — что мы и имеем, судя по всему, на практике. Так что никакого лукавства. И на мой взгляд, честный и собранный бас с нижней границей 60 Гц звучит куда приятнее, чем размытый фазоинверторный гул на 40 Гц.

Еще один момент, связанный непосредственно с внешностью — направленность излучения. На первый взгляд кажется, будто динамики размещены по схеме d'Appolito, хоть об этом нигде не сказано в спецификациях — но указаны чистые две полосы, что, вроде бы, подтверждает догадку.

Однако еще одна составляющая конструкции d'Appolito — это высокий порядок разделительного фильтра, о чем в описании Monitor 2 ни слова. И в итоге при взгляде на акустику кажется, что звук должен быть широко рассеян по горизонтали с узкой направленностью по вертикали, но прослушивание эту догадку подтвердило лишь отчасти.

Рассеивание звука по горизонту действительно широкое и равномерное: и на оси, и вне ее под различным углом характер звука очень похож. Как следствие — акустика дает достаточную степень свободы в плане размещения.

А вот прогноз относительно узкой направленности по вертикали не оправдался — угол рассеивания оказался достаточно широк, как у акустики с традиционной компоновкой. Во всяком случае, при прослушивании с дистанции в пару метров искать себе табуреточку пониже, чтобы опустить уши на уровень твитеров, не придется — можно расположиться в любимом кресле и не страдать от нарушения тонального баланса или деформации звуковой сцены.

Мониторинг

Высокое разрешение и ровный тональный баланс — это базовые требования, предъявляемые к мониторной акустике, которым Monitor Two вполне соответствует. Записи джаза и старого доброго рока звучат очень аутентично, выразительно, радуют интересными нюансами и оттенками. Даже на заслушанных до дыр альбомах Эллы Фитцжеральд и Pink Floyd можно найти некоторое количество интересных нюансов и деталей.

Классика звучит выразительно и утонченно, совмещая исключительную тембральную точность с высокой степенью информативности. Звучание малых составов было более естественным, а для получения впечатлений того же качества от прослушивания симфонической музыки хотелось расширить систему до трифоника, чтобы наполнить энергией нижние ноты и придать масштаб звуковой картине.

Современная музыка, метал, танцевальная и экспериментальная электроника — те жанры, на которых мониторные свойства модели неожиданно отошли на второй план, и акустика действительно стала проявлять олдскульный характер.

Живая, тембрально богатая подача музыкального материала, которую обеспечивают бумажные СЧ/НЧ-динамики, идеально подходит для любых старых записей, а также современных релизов классики, вокальной, акустической музыки и академического джаза — и она совсем иначе проявила себя в те моменты, когда требовалось максимально сфокусированное и стерильное воспроизведение баса и нижней середины.

Например, бас-бочка на метале получилась неубедительной и легкой, а многослойному звучанию гитар не хватало четкости. Синтетические звуки и ритмы в электронной музыке приобретали легкий оттенок аналоговости и какой-то почти ламповой теплоты тембров.

Все вышесказанное можно рассматривать как претензию в том случае, если сравнивать эту акустику с современным студийным монитором. Но тут вновь всплывает в памяти полное наименование модели: Old School Monitor Two. Возьмите студийные мониторы годов 70-х — и услышите очень похожий по характеру саунд.

Итоги

Акустика Old School Monitor Two — это буквально средоточие противоречий и неожиданностей. Напольник — а звучит как полочник, выглядит винтажно — а технологии применяются современные, модель домашняя — а играет как студийный монитор. Впрочем, последнее утверждение не претендует на абсолютную истину — оно скорее обозначает характер и суть подачи.

Любители того самого Hi-Fi и той самой музыки, с которой все начиналось, однозначно оценят Old School Monitor Two по достоинству. А отзывчивость модели к замене компонентов системы даст возможность собрать стереокомплект с нужным звуковым почерком.

Можно сделать звук более строгим или ярким, но также можно создать на базе этих колонок аутентично звучащую ретро-систему с винилом и лампой, которые буквально утопят слушателя в аналоговости и теплоте.

А я, пожалуй, пойду послушаю метал на современных студийных мониторах. Для разнообразия.

качественное изготовление, высокое разрешение, широкая направленность

обязывающий ко многому дизайн, неглубокий бас

Old School Monitor Two

157 225 рублей

Диапазон частот: 60–20 000 Гц (±3 дБ)

Импеданс: 8 Ом

Чувствительность: 88 дБ

Количество полос: 2

ВЧ-динамик: тканевый купол 22 мм

СЧ/НЧ-динамик: 2 х бумажный конус 168 мм

Рекомендуемая мощность усилителя: 50–125 Вт

Габариты (Ш х Г х В): 220 х 310 х 1010 мм

Масса: 23,5 кг