У наушников Audeze серии LCD есть масса уникальных свойств и способностей, которые порадуют любого аудиофила. При этом ради качественного звучания приходится принять и ряд неудобств, одно из которых — открытая конструкция, исключающая возможность слушать музыку в шумной обстановке. Но всякое правило хорошо, лишь когда имеет исключения. В модельном ряду LCD таких исключений целых два. Модели Audeze LCD-XC и LCD2 Closed-Back базируются на тех же самых технологиях, что и другие наушники серии LCD, но имеют закрытое акустическое оформление.
Имя и отчество
Начнем знакомство, как всегда, с родословной. В обоих случаях буквенно-числовые обозначения недвусмысленно намекают нам, какие именно открытые модели были взяты за основу. LCD-XC — закрытая версия студийных наушников LCD-X, а LCD2 Closed-Back — это LCD2 Classic, получившие новый корпус с закрытыми чашками.
И тут стоит сразу сказать, что переделав открытые наушники в закрытые, разработчики не ограничились изоляцией внешних шумов. Ведь если бы все было так просто, то закрытых моделей было бы куда больше! Акустическое оформление наушников прежде всего определяет степень демпфирования мембраны. А демпфирование, в свою очередь, определяет в звуке буквально все: линейность АЧХ, характер саунда, количество и качество баса, динамику, уровень искажений, ширину сцены. Говоря словами известного мема, «нельзя просто взять и сделать наушники закрытыми». Приходится создавать совершенно другие наушники, и всегда есть вероятность, что по звуку они получатся совсем непохожими на прародителя.
Свежий взгляд
Дизайн и конструкция новых LCD2 Closed-Back мне как-то сразу понравились. Во-первых, наушники получились легкими. Если дополнительно раскошелиться на карбоновое оголовье, так можно и вовсе получить рекордно малый вес. Впрочем, по моим ощущениям, и со стальным оголовьем это самые легковесные наушники в линейке. Даже LCD-MX и LCD-4z в магниевых корпусах были тяжелее (благодаря более тяжелой магнитной системе). А у LCD2 Closed-Back не только более легкие магниты от модели LCD2 Classic, но еще и несущая конструкция чашки изготовлена из нейлона, а закрытая крышка — из легкого полимерного материала.
Что касается дизайна, то это те же строгие черные Classic, но с добавлением яркого запоминающегося акцента в виде белого контура буквы «А». Кто-то, как и я, заметит в дизайне крышки и чашек в целом некое сходство со знаменитыми студийными наушниками на букву «B». Но, в конце концов, все модели с круглыми чашками так или иначе похожи друг на друга.
Амбушюры у модели LCD2 Closed-Back обтянуты мягкой искусственной кожей. Это не только экономия, но и моднейший экологический тренд, когда при изготовлении изделия не используют материалы животного происхождения. И надо признать, что искусственная кожа весьма качественная. Она приятная при прикосновении к телу, не вызывает дискомфорта при длительном ношении. В общем, жаловаться не на что. Если же вы предпочитаете натуральную кожу или велюр — договоритесь с продавцом. В официальный список опций выбор амбушюр не входит, но совершенно очевидно, что у всей линейки LCD они взаимозаменяемы.
Старый знакомый
Модель Audeze LCD-XC не нова и оказалась в моих руках не в первый раз. Поэтому я сразу отметил ряд изменений, коснувшихся этой модели. Иной оттенок получили деревянные чашки: оголовье теперь аналогично модели LCD-X — тонкая металлическая дуга и перфорированная кожа, никаких пышных и тяжелых конструкций. Амбушюры имеют два варианта отделки: натуральной кожей и велюром (микрозамшей, как называют этот материал производители).
Благодаря использованию лакированных деревянных чашек с точки зрения дизайна LCD-XC радикально отличаются от черных, полностью металлических LCD-X. Применение лакированного дерева придало внешности дорогой и однозначно домашний внешний вид. Сложно представить эти наушники в студии или на голове человека, прогуливающегося по улице. А на изящной деревянной подставке рядом с домашней системой High End — самое то! Очевидно, что и с LCD2 Closed-Back они тоже имеют мало общего.
Однако самое существенное различие двух закрытых моделей Audeze —это не дизайн, а вес. LCD2 Closed-Back — самые легкие в линейке, а LCD-XC, напротив, самые тяжелые. При ношении они ощущаются как вполне реальная нагрузка на шейный отдел позвоночника. Разработчики сделали что могли, чтобы это компенсировать. Оголовье на макушку не давит, и конструкция наушников в целом распределяет вес насколько это возможно равномерно. При правильном составлении плейлиста и комфортном размещении в кресле вполне реально просидеть в них 3–4 часа, не испытав при этом усталости или дискомфорта. Главное при этом — не совершать резких рывков головой. Лично я пару раз чуть было не уронил их, внезапно наклонившись вперед. Плавные движения, наоборот, могут оказаться полезными — можно хорошо потренировать мышцы шеи.
Тяжелая артиллерия
Несмотря на близкое родство с моделью LCD-X, наушники LCD-XC обладают совершенно иным характером звучания. Закрытие корпусов не только изменило звуковую сцену, но еще и повлияло на АЧХ. Сцена у обеих моделей получилась более камерной, кучной, она не простирается широко даже при использовании балансного подключения. Тем не менее для закрытых наушников она достаточно широка, чтобы не чувствовать себя в стесненных обстоятельствах.
Что же касается частотной характеристики, то звук LCD-XC, несмотря на наличие студийной родословной, является скорее коммерческим. Характер темный, несколько тяжеловесный. Основные акценты приходятся на края диапазона, подчеркивая нижний бас и верхние частоты, отдаляя при этом от слушателя средние частоты. Речь идет, конечно, не об откровенно V-образной АЧХ с перепадом в полтора десятка децибел. Однако после абсолютно линейных открытых моделей Audeze эти кажутся яркими на ВЧ и басовитыми.
Если рассматривать LCD-XC как мониторы, предназначенные для прослушивания финальной версии микса, то такой подход кажется мне абсолютно оправданным. Ведь именно данный характер стремятся придать своим наушникам производители, работающие на массовый рынок. При этом в сравнении с большинством «магазинных» наушников, у LCD-XC есть одно важное отличие — они обладают существенно более высоким разрешением.
LCD2 Closed-Back удивляют в первую очередь количеством и качеством верхних частот. Такие верхние в серии LCD давали разве что внутриканальные LCD-i4. Как следствие, звучание получилось скорее светлое, а тональный баланс от края до края ощущается ровнее, чем у LCD-XC. Но на фоне открытых моделей все же не идеально, и провал АЧХ в СЧ-диапазоне можно заметить.
Вследствие специфики акустического оформления обе закрытые модели справляются с басовым диапазоном не так уверенно, как открытые наушники LCD. Количественно баса больше, он не такой упругий и четкий, как у открытых. Например, отбивка бас-бочки в металле и быстрые пассажи Маркуса Миллера играют уже не так собрано и сфокусировано, как на аналогичных открытых моделях. В то же время саунд контрабаса не вызывает особенных претензий — все ноты в достаточной степени разборчивы. Не слишком экспериментальный и агрессивный джаз вполне гармоничен, а на блюзе и вовсе никаких претензий не возникает.
В исполнении LCD2 Closed-Back — Mighty Sam McClain с композицией «Give It Up To Love» звучит открыто, с яркой рельефной серединой и широкой сценой. На первом плане — вокал, тарелки и гитара. На LCD-XC баса больше, он заполняет собой значительное пространство, а вокал вместе с тарелками отодвинут дальше от слушателя, вглубь сцены, из-за чего композиция становится вальяжной и расслабленной.
«Crazy Train» Оззи Осборна на LCD-XC звучит глуховато, словно чуть вдалеке. Мне почему-то сразу представилось, будто играет винил на винтажной системе с большими полочниками типа JBL L100. Совсем другая история с LCD2 Closed-Back — они играют агрессивнее и склонны раскладывать музыку по полкам, потому ассоциируются скорее с современными колонками или даже со студийными мониторами. В их исполнении гитары звучат значительно ярче, ни о каком смягчения вокала и «огибании» острых углов речи не идет. И если выбирать из этих двух интерпретаций, версия LCD-XC показалась мне аутентичнее.
Но все изменилось радикально, когда я дошел до композиции Стиви Рэя Вона «Crossfire». Казалось бы, схожий по характеру «винтажный» мастеринг должен был дать тот же результат. Но LCD-XC сделали саунд этой записи чересчур темным, а LCD2 Closed-Back, наоборот, вытянули на свет гитару и вокал. Композиция получилась интереснее и ярче.
Подобные метаморфозы мне приходилось наблюдать еще не раз. И на классической музыке, и в образчиках современной EDM-культуры находились композиции, которые лучше всего было слушать на какой-то одной модели. Однако встречались и те, что в обоих вариантах играли хорошо. При этом я не мог спрогнозировать, какие наушники «выстрелят» в том или ином случае. Например, ожидал, что Zaz заиграет только на LCD-XC, а LCD2 Closed-Back сделают звучание чересчур ярким, но обе модели отработали на ура, хотя и расстановка акцентов у них разнилась. Что примечательно — обе пары наушников дали вполне сравнимое между собой ощущение динамики и ритмичности.
Имея одинаковое акустическое оформление, наушники все же отличаются по классу качества. Это закономерно отражается в степени детальности и характере подачи. LCD2 Closed-Back чуть упрощают нюансы и звучат строго, подобно открытым LCD2 Classic. А модель LCD-XC дает густой саунд, богатый тембрами, и в этом напоминает скорее LCD-3.
Измерения
Обе модели оказались довольно чувствительны к расположению их на стенде. Небольшая асимметрия давала расхождение в результатах при измерении АЧХ. А это значит, что и положение наушников на голове должно быть симметрично настолько, насколько это возможно.
В отличие от открытых LCD2 Classic, их закрытая версия не может похвастать идеальной линией в СЧ/НЧ-диапазоне, до 1 кГц. Но у LCD2 Closed- Back есть другое достоинство: более уверенная работа выше отметки 2 кГц, дающая лучшее воспроизведение верхних частот. Провал АЧХ на ВЧ, конечно, присутствует, но он не так глубок, как у других моделей серии, а последующий подъем достаточно широк и достигает уровня СЧ/НЧ.
Частотная характеристика LCD-XC на СЧ/НЧ имеет схожую форму. Но все же она более линейна в нижнем и среднем басе, а прогиб в СЧ-диапазоне смещен несколько выше по частоте. Провалы АЧХ на 3 и 10 кГц у этой модели оказались глубже и шире, чем у LCD2 Closed- Back.
Для сравнения используют усредненные АЧХ каждой модели. В левой части разница исчезающе мала, но стоит обратить внимание на расхождение в области 500–700 Гц. В основном же разницу в звучании моделей определяет участок 2–4 кГц.
В обоих случаях основной диапазон частот воспроизводится с искажениями, укладывающимися в коридор 0,1–0,2%. Но у модели LCD-XC есть локальный подъем графика в области 3 кГц, совпадающий с провалом АЧХ в этой же области. Кроме того, у LCD-XC раньше происходит нарастание искажений в басовом диапазоне. В целом же обе модели демонстрируют отличные результаты, не отличающиеся принципиально от открытых версий наушников серии LCD.
Выводы
Закрытые наушники от Audeze получились очень разными и по потребительским свойствам, и по характеру звучания. Это дает возможность выбирать то, что больше придется по вкусу: лакированная деревянная отделка или строгий черно-белый стиль, благородный и расслабленный саунд или светлая и собранная подача.
Неизменным остается низкий уровень искажений, а импеданс — единственное отличие, которое может показаться принципиальным. У LCD2 Closed -Back он значительно выше — 70 Ом против 20 Ом у LCD-XC. Впрочем, обе модели легко сработаются с портативными Hi-Fi-плеерами и маломощными усилителями.
Audeze LCD2 Closed-Back — 75 000 рублей, Audeze LCD-XC — 107 000 рублей
Audeze LCD2 Closed-Back
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: закрытое
Размер излучателя: 106 мм
Диапазон частот: 10 Гц– 50 кГц
Чувствительность: 97 дБ
Импеданс: 70 Ом
Рабочий диапазон мощностей: 0,1–15 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 1–4 Вт
Audeze LCD-XC
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: закрытое
Размер излучателя: 106 мм
Диапазон частот: 10 Гц– 50 кГц
Чувствительность: 100 дБ
Импеданс: 20 Ом
Рабочий диапазон мощностей: 0,1–15 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 1–4 Вт