Первая версия акустики Penaudio Alba появилась на свет больше десяти лет назад и уже тогда заметно отличалась от остального модельного ряда. Обновленная Alba Signature, выпущенная совсем недавно, отличается от всех остальных моделей производителя еще больше.
Чем же так выделяется на общем фоне Penaudio Alba Signature? Попробуем для начала построить некий собирательный образ акустики Penaudio без привязки к моделям. Это всегда тонкие пропорции и прямоугольная форма корпусов. Плюс более-менее классическая компоновка динамиков, преимущественно производства SEAS. Исключения по конструкции можно найти разве что у пары старших моделей, низкочастотники которых расположены на боковых поверхностях. Да, и завершает картину, конечно же, фирменная отделка с использованием торцевых спилов фанеры, собранных в единый массив.
У Alba Signature слишком много отличий от этого перечня, и определить в данной акустике принадлежность к каталогу Penaudio можно только по фирменной отделке и по шильдику.
В первую очередь бросается в глаза форма: это не привычные стройные столбики с прямоугольными поверхностями. Alba Signature — достаточно коренастые напольники с заметно наклоненной передней поверхностью, да и к тому же с перевернутым расположением динамиков, когда СЧ/НЧ излучатель расположен сверху, а твитер снизу. Прежняя версия Penaudio Alba имела похожую форму корпуса, но другие размеры и классическое расположение динамиков.
С чисто эстетической точки зрения выглядит акустика очень здорово: пропорции кажутся естественными, форма отработана очень хорошо, а в сочетании с фирменной отделкой все просто отлично. Сочетание фанерного спила со шпонированными боковинами дает неожиданно приятный эффект. Наш экземпляр отделан по бокам шпоном зебрано, несильно контрастирующим с передней панелью. Однако на мюнхенской выставке показывали версию с отделкой боковин карельской березой, выделяющейся по рисунку. Нужно сказать, оба варианта выглядят очень здорово. Даже магнитные грили высотой в две трети передней панели просчитаны так, что с ними акустика не теряет во внешности, хотя формально грили можно было бы сделать меньше. Отделка швов, стыков тоже оставляет приятное впечатление.
Корпус для своих габаритов не очень тяжелый — каждая колонка весит 22 кг. Но по ощущениям конструкция жесткая и неплохо задемпфированная. Изготовлен корпус частично из склеенной фанеры и частично из МДФ с последующей внешней отделкой. Заявленная толщина стенок — от 18 мм и более. Устанавливается акустика на поверхность при помощи регулируемых конусов-шипов. Каких-либо «щадящих» ножек не предусмотрено, поэтому в большинстве случаев понадобятся подставки под шипы. Фазоинвертор, дополненный алюминиевой трубкой порта, выведен на нижнюю часть задней поверхности корпуса. Получается, что порт расположен практически максимально удаленно от СЧ/НЧ динамика. Жаль, что не представилась возможность изучить внутреннее устройство корпуса и детали конструкции — рассмотреть что-либо значимое через порт не представляется возможным. По этой же причине фотографии кроссовера пришлось запрашивать у производителя. Что сказать? Сложной схеме здесь взяться, по сути, неоткуда. Пара катушек индуктивности Jantzen Air Core, пара конденсаторов Audiocore, один Red-Line и один S-Line, да пара резисторов, как можно уже догадаться, тоже производства Audiocore.
Использованные динамики — производства Seas, твитер с тканевым мягким куполом, относящийся к старшей линейке Excel (здесь несложно опознать модель T29CF002) и заказной СЧ/НЧ-динамик, изготовленный на основе Seas Excel с 220-мм диффузором. Что можно сказать? Очень серьезные динамики, качественные и весьма дорогие. Только не очень понятно и видимо тут нужно искать как раз последствия спецзаказа — как именно там прижилась частота раздела в 3800 Гц (очень высоко и странно, если посмотреть на исходные параметры динамиков). Я специально уточнял, не опечатка ли, не 2800 Гц на самом деле, но от разработчиков пришел ответ, что цифра правильная.
Подключение к усилителю возможно только двухпроводное, пара клемм WBT подойдет и для «бананов», и для лопаток, разве что неразделанный кабель будет не самым лучшим вариантом. Да, возвращаясь к осмотру фотографий фильтра, можно определить, что внутренняя разводка выполнена кабелем Cold Ray Loudspeaker Line AG, изготовленным из посеребренной бескислородной меди.
При изучении вариантов расстановки у меня сложилось впечатление, что некоторый поворот на слушателя вполне уместен. Хотя параллельная расстановка тоже возможна, я остановился на варианте с разворотом. В остальном же подбор вариантов будет зависеть от конкретного помещения. Так же, как и расстояние до задней стены. И хотя порт фазоинвертора и расположен на задней панели, поставить акустику к стене можно, к тому же достаточно близко. Каких-нибудь 25-30 сантиметров уже может оказаться достаточно. Направленность у акустики чувствуется, но она не выражена сверхкритично, хотя в идеальном случае на высоту кресла или дивана стоит обращать внимание. Здесь очень просится что-то невысокое. По отношению к размерам комнаты предположу, что с небольшими помещениями подружить эту модель можно без серьезных проблем.
Итак, все расставлено, подключено и настроено. В тестовую систему для Penaudio Alba Signature вошли усилитель Octave V80SE с Octave Black Box и цифровой проигрыватель Esoteric X-03 SE. Акустика уже неновая, приработка ей не требовалась, так что можно было садиться и слушать.
Начал прослушивание с диска Oscar Peterson Trio «West Side Story». Первое впечатление — исключительно быстрый и прозрачный звук. Чуть прохладный, чуть сухой, но очень скоростной и детальный. Верхов много, тут почерк чем-то даже напоминает двухполосные модели акустики с ленточным твитером. Но и середины тоже много, она подчеркнуто открытая и прозрачная. Оценивать бас по этой записи сложно — его там и так немного. То, что есть, отыгрывается сообразно всему остальному диапазону, быстро и четко. Ритм держится очень хорошо, но нет ощущения его доминирования — ритм здесь оказывается только логичным связующим звеном, правильно подложенным фоном.
В целом, даже с поправкой на ламповый усилитель, в звуке я не нашел никаких признаков теплоты или явной мягкости. Впрочем, предыдущие тесты усилителей Octave сами по себе показали, что подчеркнутой ламповости не в самом лучшем смысле ждать от них не стоит.
Сцену акустика рисует красиво: есть масштаб, при подобранной расстановке и выборе точки прослушивания сцена заметно уходит за рамки расположения колонок. Присутствует глубина, острая и точная локализация, резкая очерченность образов и хорошее разделение планов.
Второй диск в тесте — Friends of Carlotta «Live in Studio». Здесь звук ощущался уже куда более полнодиапазонным — была хорошо слышна разница в характере записи и в возрастных отличиях. Да и бас можно было уже оценивать более точно. В тех условиях, в которых акустика тестировалась (в несоразмерно большом для нее помещении) заявленных 25 Гц я в явном виде не услышал, но по опыту могу предположить, что в других условиях можно рассчитывать на куда более интересный результат. Впрочем, даже то, что есть, приятно радует качеством. Проработка точная, баланс между быстрым и медленным выдерживается очень неплохо. Да и вообще подача слитная и цельная, без ощущения разрывов или перекосов. По динамике вообще никаких вопросов не возникло. По детальности, пожалуй, тоже. Вокальные партии показались одновременно и детальными, и несколько островатыми по подаче. Звук скорее светлый (тут и сомневаться-то сложно), но острый. Даже не резкий, а именно детально острый. Для фонового расслабляюще-дремотного прослушивания такой точно не подойдет, ну а если хочется вслушиваться в нюансы — пожалуйста, нюансов слышно предельно много. К раскладке сцены и ее проработке у меня на примере этой записи вопросов не нашлось — все очень хорошо даже в неидеальных условиях.
Следующий диск — жутковатый саундтрек к жутковатому фильму «Evilenko». Но саундтрек интересный, как и полагается в случае авторства Angelo Badalamenti. Формально — очень хороший объем, много воздуха, очень приличная раскладка по планам сцены. И эмоционально акустика отыгрывает достаточно правильно. Даже с поправкой на светлый характер звука в целом темное и мрачное не перестает быть таковым, а эмоциональный подтекст отыгрывается многогранно и подробно. И что не менее интересно при замеченной склонности к острому звуку, мягко играть акустика тоже может (когда нужно), правда, даже мягкость у нее получается какая-то пронзительная. Динамика и детальность очень хороши, на этой записи затруднений я не заметил. Пожалуй, вот только самого глубокого и наполненного баса я здесь не услышал. Впрочем, тут стоит себе напомнить, что тестируется двухполосная модель акустики скромных размеров.
Еще одна запись из разряда проверки на детальность, динамику и умение передавать атмосферу. My Dying Bride «The Dreadful Hours». Даже не удивился, что именно по динамике и детальности проблем не обнаружилось — звук точный, прозрачный. И тут, может быть, дело в записи, а может, в том, что я неожиданно быстро привык к характеру акустики. И не баса здесь показалось мало, а середины и верхов неожиданно много. И ровным счетом никакой мягкости и убаюкивающего эффекта, который, кстати, можно иногда получить и от подобной музыки, если система монотонно и однообразно отыгрывает все с упором на средне-нижний диапазон. Но это не наш случай. В нашем же случае кроме объективно прозрачного звука есть еще и неплохая передача эмоций, драматизм переходов. Правда, звук все равно суховато-острый и разборчиво-подробный.
Потом поставил запись 1945 года из недавно выпущенной «Мелодией» подборки Yehudi Menuhin «Anniversary Edition». Слушается во всех подробностях, с артефактами и возрастными особенностями, но, что интересно, при хорошей их слышимости практически нет желания на них сосредотачиваться, и чтобы просто слушать музыку не нужно даже делать усилия для переключения. На таком характерном примере видно, что при высокой детальности нет распада звука на составляющие и музыка остается первостепенной. Хотя если вдруг возникнет желание рассмотреть как под микроскопом запись или исполнение — и то и другое не станет проблемой.
Последний диск в тесте — запись Первой симфонии Густава Малера. И это единственная во всем тесте запись, на которой можно услышать первые легкие затруднения для тракта — чуть теряется стройность на сложных фрагментах, звук получается более простым и прямолинейно-жестким. Но только на некоторых фрагментах, не более. К тому же это касается только детальности и разборчивости, проблем с динамикой я не заметил. И выраженность упрощения детальности такова, что явно ее заметит только очень придирчивый и внимательный слушатель. В остальном — почерк и качества акустики остаются такими же предсказуемыми, как и на примере всех прочих записей, использованных в этом тесте.
Выводы
Очень понятная, но в то же время сложная акустика. Концепция и исполнение мне очень понравились. Со звуком все сложнее. С одной стороны, есть отличные показатели динамики и детальности, и глупо было бы их не использовать, ведь акустика может хорошо справиться даже со сложными записями. С другой стороны, подбор системы потребует особой тщательности. Ведь логично, что и компоненты по динамике/детальности должны быть не ниже уровнем. А уровень здесь высокий. Но и компоненты с резким или ярким звуком могут дать в сумме то, что будет довольно сложно слушать. Так что задача не кажется мне совсем простой. Логично искать тот же усилитель с должным уровнем прозрачности, но одновременно с нерезким аккуратным звуком. Это может быть и транзистор, и лампа, и гибрид, здесь возможны самые разные сочетания, но характер усиления нужно очень тщательно согласовывать с характером акустики.
Отдельно нужно порассуждать про басовую составляющую. Совсем глубокого или «массажного» баса здесь нет и быть не может, и не стоит пытаться его сделать. Но тот бас, который можно получить в подходящем помещении и с подобранным усилением, будет обладать как минимум высоким качеством. А возможные варианты расширения при помощи сабвуфера кажутся мне маловероятными — это нужно будет еще очень поискать, чтобы сабвуфер вписался в систему с подобными скоростными свойствами, да еще и оказался бы созвучным по характеру. Так что даже если такой вариант возможен, он не будет ни простым, ни бюджетным.
Музыкальный материал
Angelo Badalamenti – Evilenko / Minus Habens Records MHSC004 / CD Stereo
Friends of Charlotta – Live in Studio / Clearaudio CD 43035 / CD Stereo
Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD
My Dying Bride — The Dreadful Hours / Peaceville CDVILED90 / CD Stereo
Oscar Peterson Trio – West Side Story / Verve Records POCJ-9226 / CD Stereo
Yehudi Menuhin — Anniversary Edition / Мелодия MEL CD 10 02460 (Диск 2) / CD Mono
680 560 руб
Конструкция: напольная акустика в фазоинверторном исполнении
Количество полос: 2
ВЧ динамик: Seas Excel, с 29-мм мягким тканевым куполом
СЧ/НЧ динамик: заказной, на базе Seas Excel, 220 мм
Частота раздела: 3800 Гц
Частотный диапазон: 25-30000 Гц
Чувствительность: 88 дБ
Номинальный импеданс: 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: более 20 Вт
Размеры: (ШхВхГ): 240х950х430 мм
Вес: 22,1 кг
Варианты отделки: спил фанеры (передняя, верхняя и задняя панели) / береза, черный ясень, карельская береза, дуб, палисандр, белый ясень, зебрано (боковые панели). Черный или белый рояльный лак.