Немецкая компания Scheu Analog, созданная 20 лет назад Томасом Шоем и перешедшая по наследству к его вдове Уле Шой, специализируется только на LP-проигрывателях и тонармах. Никакой электроники в модельном ряду нет вообще. Несколько головок для их моделей по отдельным спецификациям делает Benz-Micro, но все тонармы и проигрыватели полностью свои. И это весьма самобытные аппараты, в которых прослеживаются общие черты — лаконичность и продуманность конструкции, которые сочетаются с непростыми системами привода и внушительными подшипниками. Все выпускаемые тонармы — одноопорные, хотя в остальном они различны по конструкции и материалам.

Акриловая модификация

На первый взгляд внешность аппарата может вызвать некоторое недоумение и формами, и материалами, и цветом. Практически все сделано из акрила, включая большую часть конструкции тонарма, а стол к тому же еще имеет необычные вкрапления, прослойку из акрила, окрашенного в красно-розовые цвета. И вариантов цветов может быть несколько, наш испытуемый — еще не самая яркая вариация на тему. Более того, есть модификации этого проигрывателя с деревянным столом (возможны разные сорта древесины) и изготовленным из камня.

Если начать разбирать каждый узел и каждую деталь, то проигрыватель оказывается не таким уж простым и совсем не дизайнерски легкомысленным. Да, внешность эксцентричная, но очень похоже, что конструкция и реализация отдельных узлов были приоритетными задачами разработчиков.

Необычный внешний вид Scheu Analog Diamond Red

Акриловый стол проигрывателя — это всего одна деталь, увесистая монолитная конструкция, опирающаяся на стойку при помощи трех массивных металлических ножек, закрепленных насквозь. Ножки имеют регулировку по высоте, а на стойку проигрыватель опирается тремя неострыми, пологими конусами. Это стоит учитывать, выбирая место для установки.

Аппаратную стойку, отделанную деревом, такие ножки повредить смогут, и здесь понадобятся какие-то дополнительные проставки или специальная плита для установки проигрывателя. Сразу скажу, что конструкция в целом жесткая, и стойку выбирать стоит такую же, а может, даже и настенную полку, чтобы изолировать проигрыватель от посторонних вибраций. Хотя тонарм в нашем случае не самый капризный из всех возможных, но в целом установка заслуживает внимания.

На столе закреплены все узлы и детали проигрывателя, кроме мотора, а именно — шкив подшипника и крепление базы для тонарма. Подшипник инвертированный, массивный, толщина шкива весьма солидна. На его верху расположено небольшое углубление, в котором находится керамический шарик. А на дне стального стакана подшипника имеется керамическая опорная вставка. Подшипник рассчитан на работу с использованием жидкой силиконовой смазки. Что интересно — для смазки проигрыватель совершенно не нужно разбирать — наверху стакана подшипника, там, где вся конструкция переходит в шкив, на который надевается пластинка, есть небольшое отверстие, предназначенное для смазки. Три-четыре капли хватит надолго. Внизу же, у основания шкива, есть некоторое подобие ванны, куда постепенно стекает масло — никаких подтеков не будет, если только не перелить масла в подшипник.

Регулируемая ножка-опора стола Scheu Analog Diamond Red. Массивная и вполне функциональная конструкция

Основной диск проигрывателя изготовлен из прозрачного матированного акрила, его форма такова, что основная масса распределена по внешнему диаметру. В сочетании с инвертированным подшипником вполне логичное и оправданное решение. Если же охарактеризовать подшипник как таковой, то здесь, как и в случае со старшими моделями Scheu Analog, все очень хорошо — вращение совершенно бесшумное и слегка раскрученный рукой диск продолжает вращаться несколько минут.

Мононить

Мотор у проигрывателя полностью выносной, собранный в отдельном массивном корпусе и снабженный выносным блоком питания в виде вилки-адаптера. Мотор не очень мощный, постоянного тока, диск он раскручивает небыстро. Вообще, выносной мотор не редкость, но вот передача вращения не пассиком, а мононитью, встречается намного реже.

В использовании такая конструкция немного капризна — надо раз в несколько месяцев завязывать новую нить, периодически проверять натяжение и скорость по стробоскопу, но на этом неудобства заканчиваются. Нити в комплекте идет чуть ли не пожизненный запас, да и найти ей замену совсем не проблема, завязать особым узлом — тоже вполне тривиальная манипуляция, а натяжение нити можно отрегулировать положением корпуса мотора.

Правда, здесь тоже есть свои нюансы — лучше всего, когда мотор располагается на расстоянии в некоем диапазоне, примерно 3—4 см от стола. Больше или меньше делать не стоит, так же как и к правильному натяжению нити надо приноровиться — не натягивать слишком сильно, но и чтобы проскальзываний не было. Все это влияет на работу привода в целом и, соответственно, на звук.

При некоторых сложностях плюсы такой конструкции очевидны — нить по сравнению с резиновым или силиконовым пассиком гораздо жестче и меньше подвержена растяжению и подпружиниванию, что в результате опять же сказывается на звуке, в первую очередь на динамике — конструкция позволяет устранить часть характерных для пассикового привода недостатков. А с натяжением и расстоянием можно разобраться на практике, в этом нет ничего сложного, только нужно немного внимания.

Мотор Scheu Analog Diamond Red вынесен в отдельный корпус, вращение же передается не пассиком, а мононитью

Если вернуться к описанию функций мотора, то надо сказать, что он двухскоростной, и каждая из скоростей удобно регулируется при помощи потенциометров. Единственное, для точной настройки скорости (а ее при таком типе привода еще иногда и проверять желательно) понадобится стробоскопический диск.

Одноопорник без держателя

База для установки тонарма также изготовлена из акрила и крепится к одной из ножек стола, чуть отличающейся по конструкции. База поворотная, что весьма удобно для настройки. И судя по тому, насколько можно отвести точку крепления тонарма, установить можно как 9-дюймовые, так и 12-дюймовые модели тонармов Scheu Analog, крепления у всех идентичные.

Тонарм Scheu Analog Cantus 9' — конструкция необычная. По принципу работы это привычный одноопорник, но на этом очевидное и заканчивается. Трубки как таковой нет, вместо нее — плоский акриловый каркас, к которому крепится и головка, и противовес-эксцентрик. Противовес за счет смещения в разных плоскостях регулирует прижимную силу и азимут. А вот настройки антискейтинга у тонарма не предусмотрено.

Крепление тонарма к базе в случае с этим проигрывателем простое — основание вставляется в базу и снизу закручивается гайкой. На выходе у тонарма несъемный кабель с RCA-разъемами. Судя по всему, кабель неэкранированный, однако точно это выяснить не удалось.

Еще особенность — в конструкции вообще нет держателя тонарма, он просто лежит на площадке микролифта. Для одноопорников это не редкость, но такая конструкция требует несколько большей аккуратности, а лучше всего обзавестись крышкой-колпаком для проигрывателя. Отмечу, что штатной крышки ни в комплекте, ни в виде дополнительной опции для этой модели не выпускается.

Подшипник проигрывателя Scheu Analog Diamond Red инвертированный, с керамическим шариком и керамической вставкой стакана

Звучание

В процессе теста этого проигрывателя я обошелся только базовой комплектацией и базовыми настройками, хотя вообще аппараты Scheu Analog, особенно старшие модели, очень чутко реагируют на разные дополнения, будь то мат или клемп.
И при этом проигрыватели, по моим наблюдениям, обладают вполне ровным и точным звучанием, в котором нет необходимости что-то исправлять, но можно немного подкорректировать нюансы именно в рамках своей системы и своих пристрастий и вкусов — испортить звук в большинстве случаев будет сложно. Но эту модель я решил протестировать «как есть».

Прослушивание начал с пластинки Sarah Vaughan «Live In Japan». Звук стройный и собранный, с правильной по характеру подачей и ровным тональным балансом. Есть некая доля строгости, но о холодности или отстраненности здесь речи не идет. Динамика, насколько ее можно оценить по этой записи, очень неплоха, есть и точность, и общая цельность, слитность подачи. Бас на записи неглубокий, однако все, чему полагается быть слышным, слышно. Серединка ровная, прозрачная и неокрашенная. Верхние частоты также без излишней яркости, не зажатые, в общем, всего в меру. Сцена средней ширины и глубины, с точно прорисованными планами и четкими образами. Детальность высокая — нюансы записи и исполнения хорошо слышны, но тракт не выпячивает их слишком ярко.

Крепление тонарма Scheu Analog Cantus 9' и его поворотный узел.

Следующая пластинка — Stan Getz and The Oscar Peterson Trio. Монофонический звук строится правильно, с хорошей раскладкой по глубине. Звук нейтрально-ровный, неокрашенный. Он не не пытается явно притянуть к себе слушателя, он просто есть, и при желании можно услышать все, что нужно, и музыку, и звук, и эмоции. Просто тракт практически ничего от себя не навязывает, а столь ровная мониторная подача позволяет слушать совершенно разные записи часами.

Меняем жанр, следующая пластинка — Brian May «Back To The Light». С одной стороны, я услышал специфику записи и некоторые ее огрехи и особенности, с другой — эмоционально насыщенное звучание, с хорошей проработкой нюансов и очень приличной динамикой. Тут, кстати, надо отдать должное конструкции привода. Такое несложное на первый взгляд решение, как выносной мотор с мононитью, на практике влияет именно на динамику тракта. Конечно, есть и другие способы добиться того же самого от пассикового проигрывателя, но чаще всего эти способы сложнее и стоят дороже. Единственное, что мне как-то не очень понравилось в отношении этой записи, — не хватило наполненности, особенно по верхнему басу и нижней середине. К качественным же составляющим звучания у меня нареканий фактически не нашлось.

Идем дальше, диск Jethro Tull «Live at Montreux 2003». Звук концертной записи воспроизводится полновесно, с отличной проработкой объема, воздуха и нюансов. Детальность хорошая. Но характер звука все-таки тяготеет к линейно-мониторному, без излишне подчеркнутой силовой подачи и без окраски. Если напор и эмоция звучит на записи — тракт ее воспроизведет достоверно, если же нет — доигрывать и подкрашивать не будет. Некая строгость и точность подачи присутствуют и заметны, этого не отнять. Сцена для записи концерта близка к образцовой, есть и ширина, и глубина, и правильные пропорции, и хорошо прорисованные инструментальные и вокальные партии. Самая сильная сторона здесь — именно взаимная точность пропорций. А вот ощущения воздушности немного не хватило. Впрочем, по опыту общения с проигрывателями Scheu Analog знаю, что эту составляющую можно легко подправить хорошо подобранным матом, если, конечно, в звуке системы в целом будет не хватать воздуха и объема.

Проигрыватель Scheu Analog Diamond Red с тонармом Scheu Analog Cantus 9' и головкой Benz-Micro Wood M2 - вид сбоку на полностью собранный и настроенный аппарат

Заканчиваю тест прослушиванием записей классической музыки, и опять же по опыту знаю, что именно классику проигрыватели Scheu Analog при правильном подборе компонентов могут играть очень хорошо. Если обобщить впечатления от услышанного, то все сходится, действительно тракт хорошо справляется и с записями оркестра, и с хоровыми произведениями. Может быть, в целом подача чуть более камерная, чем у старших моделей, но есть и точность звучания, и детальность, и естественность тембров, нюансы и отдельные инструменты. Голоса хорошо читаемы даже на сложных фрагментах и в кашу ничего не сваливается. Правда, есть и особенности. Если выстраивать тракт преимущественно под классическую музыку, я бы выбрал другую головку, с более острым звуком и менее камерной подачей и, конечно же, порекомендовал бы установить не 9-, а 12-дюймовый тонарм, разница в таком случае будет весьма заметна.

Резюме

За необычной, яркой внешностью, как выяснилось, скрывается аппарат с точным, ровным, фактически мониторным звучанием, интересной конструкцией и весьма широкими возможностями настройки как в процессе сбора тракта, так и в дальнейшем, когда основные составляющие уже подобраны.

А внешность... я бы вообще не стал здесь на ней акцентировать внимание, ведь это только частный случай — стол с необычной окраской. Точно такой же аппарат, только с черным или прозрачным столом смотреться будет уже строго и серьезно, а звучать точно так же.

Музыкальный материал

1. Brian May — Back To The Light — Parlophone 077778040019 / Stereo

2. Frantisek Ignac Tuma – Stabat Mater – Pregue Madrigal Singers, Miroslav Venhoda Supraphon GS 10540 / Stereo

3. Jethro Tull — Live at Montreux 2003 — Audio Fidelity AFZLP2 041 / Stereo

4. Rostropovich, L. Bernstein, Orchestre National De France – Chumann – Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129 – EMI/HMV ASD 3334 / Stereo

5. Sarah Vaughan — Live In Japan — Mainstream MRL 2401 / Stereo

6. Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — Verve USA MG V-8251 / Mono

Выходной провод тонарма Scheu Analog Cantus 9'несъемный, разделан он разъемами RCA производства Neutrik

Scheu Analog Diamond

Привод: пассиковый (моно-нить)

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин., с возможностью регулировки

Мотор: Выносной, постоянного тока

Размеры (ШхГхВ): 450х450х140 мм.

Тонарм Scheu Analog Cantus 9'

Тип: одноопорный

Материал: акрил

Шелл: несъемный

Эффективная длина: 229 мм.

Выходной разъем: несъемный провод с разъемами RCA

Головка звукоснимателя Benz-Micro Wood M2

Корпус: из корня вереска

Держатель иглы: из бора

Радиус иглы: 6х40 микрон

Вертикальный угол: 20 град.

Выходное напряжение: 0,8 мВ при 3,54 см/c

Сопротивление: 24 Ом

Частотный диапазон: 20 - 20 000 Гц +/- 1 дБ

Разбаланс каналов менее: 0,5 дБ

Разделение каналов менее: 35 дБ при 1 кГц

Способность отслеживать дорожку на 315 Гц при прижимной силе 2 г: 80 микрон

Динамическая податливость: 15 мкм/мН

Рекомендуемое сопротивление усилителя: 100 - 47000 Ом

Рекомендуемая прижимная сила: 1,7-2,0 г

Оптимальная прижимная сила: 1,7-1,8 г

Вес: 9 грамм