На этой неделе в прокат вышел долгожданный блокбастер «Отряд самоубийц» (Suicide Squad) — фильм про антигероев разного калибра, которых выпускают на волю в целях борьбы со злом. Еще в начале года трейлер, собранный под «Bohemian Rhapsody» Queen, получился настолько зрелищным и обнадеживающим, что критики чуть ли не поголовно стали называть его образцом монтажного искусства. Сможет ли фильм повторить успех трейлера? Давайте посмотрим.
В фильме рассказывается история пяти ключевых суперзлодеев из вселенной DC Comics: безумной Харли Квинн, меткого киллера Дэдшота, быстрого Капитана Бумеранга, плюющегося огнем Эля Диабло и монстра-крокодила Убийцы Крюка. Пока все пятеро отматывают срок в федеральной тюрьме США, в мире происходит страшное — на воле оказывается сила, способная уничтожить все живое. И тут правительству приходит идея использовать суперспособности заключенных. Злодеи, за которыми еще вчера гонялся Бэтмен, оказываются на воле для выполнения секретной спецоперации. Правда, с микровзрывчаткой в шее и в рамках специального отряда. Выполнят задание — скосят срок, будут возникать — и в тюрьму не вернутся.
При просмотре невольно возникает амбивалентное чувство — ощущение, что смотришь два фильма сразу. Такое впечатление, что сюжет и настроение картины иногда просто не состыкуются.
С одной стороны, это весьма бодрая и типичная история для приключенческого блокбастера. Подобные фильмы про «плохих» персонажей, которым выпадает шанс искупить свою вину, уже снимались. Взять, например, классическую картинку Роберта Олдрича «Грязная дюжина» с очень похожей завязкой. Только в этом случае само действие разворачивается не в наше время, а во Вторую мировую войну, и на свободе оказывается не огненный человек, а заурядный насильник или вор.
С другой стороны, первые 20 минут картины — зрелище, по ощущениям, довольно мрачное… Возможно, в этом есть заслуга Джареда Лето, который органично вписался в пригламуренный и жутковатый образ психопата Джокера. К слову, в появлении именно этого персонажа была особенная интрига. Фанаты и критики делали ставки на то, сможет ли Лето справиться с ролью Джокера после «классического» Джека Николсона и «депрессивного» Хитта Леджера.
Помимо Лето на съемочной площадке фильма также были такие актеры, как Уилл Смитт (Дэдшот) и Марго Робби (Харли Квин): им достались роли ключевых персонажей. Для Смитта, который перманентно играет «хороших полицейских», роль Дэдшота стала буквально возвращением в кассовое кино после «Людей в черном». Что касается Марго Робби, в принципе, у нее получается сниматься в «правильных фильмах». После «Волка с Уоллстрит» роль Харли Квин может сделать из нее большую звезду (особенно учитывая, что студия не так давно заявила о своем намерении снять отдельный фильм о Харли Квин с Робби в главной роли).
Однако по мере развития истории тревожное настроение фильма улетучивается под бодрый музыкальный бит Eminem, Skrillex, Rick Ross, Lil Wayne и других музыкантов. Тут просто перестаешь понимать общую тональность истории, которую и трагикомедией назвать не получится.
Сама структура сюжета получилась рваной. Тем, кто не читает комиксов, остается лишь гадать о предыстории персонажей — в фильме хватило времени только на два полноценных флешбека из пяти.
Возможно, корни проблемы восприятия картины стоит искать в конфликте режиссера Дэвида Эйра и студии Warner Bros (на который в своем обзоре намекал американский The Hollywood Reporter).
В последнее время глобальные киноконцерны взяли привычку в целях экономии и контроля качества нанимать на высокобюджетные проекты молодых режиссеров. Во-первых, они элементарно дешевле, во-вторых, при вмешивании в съемочный процесс возникать не станут.
Это действительно удобно. Поэтому в случае с «Отрядом самоубийц» картиной занимался режиссер полицейских и военных драм (пусть и снимал их с Бредом Питтом). Никто не спорит, что Дэвид Эйр в свое время сделал неплохие фильмы, однако в «Отряде самоубийц» творческой свободы у него не было — это факт.
В фильме есть запал на несколько драм (две любовные, две семейные), но ни одна из линий не была полноценно раскрыта. Также была попытка проработать образы героев, сделав их сложнее и фактурнее, чем рядовые персонажи боевиков. Однако на выходе затея потерпела крах: фильм не воспринимается цельным (например, тот момент, когда банда опасных головорезов неправдоподобно быстро находит общий язык). По внешней оболочке, качеству картинки в 3D и звуку Dolby Atmos, спецэффектам — красиво, ничего не скажешь. Что касается начинки — в отличие от трейлера, монтаж этот фильм наоборот уничтожил.
Но если абстрагироваться от всех драм на площадке и попыток режиссера вытянуть стандартный приключенческий боевик на новый уровень — фильм посмотреть все-таки стоит. В премьерный день картина побила рекорды «Железного человека 3». В России, по оценкам экспертов, сборы в первый день составили почти 260 миллионов рублей, что является баснословно высокой суммой для российского проката. И хотя, вероятно, критики настроены скептически, результат, как минимум от хорошей рекламы, все-таки есть.