Кажется, дожили: неформат как главный творческий принцип восторжествовал. Может быть, с уходом Петра Мамонова, жанр творчества которого определить трудно: он сам был произведением искусства. Это в наше-то циничное и попсовое время, хочется добавить.
А может, как раз наоборот: маятник качнулся, и теперь все хотят умное, хотят высказаться, хотят быть непохожими на других. Это касается и новых артистов, и ветеранов.
DDT «Творчество в пустоте»
Если вы никогда не любили ДДТ, если вас раздражала и их «социалка/политика», и осенние баллады Юрия Юлиановича Шевчука — забудьте. Последние годы ДДТ — это совершенно неформатная группа, играющая… Что? Не знаю. Правда. Тяжелое-речитативное. Как на предыдущем «Галя, ходи!».
Вот, кстати, про преемственность: трек «Муха» названием и повествованием от первого лица неявно отсылает к Мамонову, «Муха — источник заразы». Пол-альбома: жесть и речитативы. Финальный трек, заглавный — приятная мелодекламация (творчество в пустоте — метафора создания мира господом богом). Пронзительная «Маме» — как бы вальс с эстрадно-джазовым фрагментом.
Это не рок? Окей. Да хоть немузыкой это назовите. Но как она содержательна и прекрасна, эта нерок-немузыка! «Наверное, я действительно разучился писать простые мелодичные песни», — примерно так ответил на мой вопрос Шевчук на одной пресс-конференции в середине нулевых.
Да, DDT скорее про гигантские шоу, саунд и тексты. Стихи. Из слова тут всё вырастает. Но, подытоживая: этот именно альбом — очень музыкальный и стилистически разнообразный, в отличие от предыдущего, жёсткого «рэпового» «Галя, ходи».
Amaria «Когда»
Amaria, она же Мария Богданова, стала прям очень хорошо петь. То есть, и до того, конечно, была голосистой, а плюс ещё талант мелодиста и поэта, да и внешность…
В общем, не будем захваливать, но тут действительно: поёт как человек, потративший тысячи часов на обучение и тренировку и репетиции, а потом — раз и полетел голос. И поёт от души и как бы вообще без усилий. Как у Марселя Пруста, про незаметное мастерство, которое как окно в произведение.
Формально — продолжение альбома «Воин света». Этот, я бы сказал, поразнообразнее и менее пафосный-надрывный. Песни? Они разные. В каждой симпатичный аранжировочный нюанс, фишка, красочка. Интересно, потому что группа — квинтет. Минимум средств — роскошь результата. «Когда (Леониду Филатову)» Амария выпевает эдак артистично подбоченясь. «Матушка (Игорю Талькову)» — сказ и горький плач. А «Белый царь» — фольклорно-историческая тема.
Антон Батагов «Раз два три. Музыка в трехдольных размерах»
Любой альбом пианиста и композитора Антона Батагова — это прежде всего классно придуманный продукт. Он сумел продать инструментальную классику — настоящую академическую, барочную и проч. и проч. — юной хипстерской неподготовленной аудитории. Это — браво, это так и надо (бы) всем (бы). Но. На сём пути не обошлось без упрощений, уплощений, извращений. Вот этот альбом — тому очередное подтверждение.
Во-вторых, даже в-десятых, это плоховато записано: маленький зал, покашливания-поскрипывания. Вообще какой-то спёртый воздух. Не главное, да, но не знаю, наверное, концертные записи действительно стоит по другим критериям расценивать-разбирать. Атмосфера? Батагов умеет создать атмосферу таинства-медитации-музыки-для-посвящённых. Это хорошо. На концерте (я бывал, я знаю).
Идея этой программы заявлена в названии. Размер ¾ — игривый, легкомысленный, но это на поверхностный взгляд, простите, слух.
Начинается с баховской Прелюдии и фуги ми-бемоль минор из ХТК. Очень медленно и piano, и вначале как будто знаменитая Третья часть Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 Фридерика Шопена, если вы понимаете, о чём я. Траурно, кинематографично. Но — сама по себе удивительной красоты тема, неканонически сыграна, но с Бахом что угодно делай, а он Бахом остаётся.
Дальше хуже. Эрик Сати («Три гимнопедии») у Батагова кривой-хромой, спотыкач, акценты не там. Такое чувство, будто у пианиста какие-то распорки между пальцами, что он ровно сыграть не может, всё с приступочками какими-то... зачем? Вы мне скажете, что у Сати в нотах ничего не проставлено, даже тактовые черты, и вообще он отец авангарда и как Бах — от выворачивания наизнанку только лучшеет. Соглашусь, но вкус и чувство меры нам на что?
А вот более сложный и классичный «Le Tombeau de Couperin» Равеля получше. Начало может показаться слишком мрачным, но потом светлая грусть такая наступает. Вообще тут Батагов очень интересные нюансы вытащил и выиграл. Такое «по-своему» — это всегда хорошо и ценно матери-истории.
Далее. Вальс фа-диез минор Чайковского: как будто считает не на 3, а на 7! Рахманинов: Прелюдия си-мажор — это просто невыносимо, тягомотина и антиритм. Там ещё Скарлатти… и всё кончается снова Бахом. Canon alla decima in contrapunto alla terza («Искусство фуги») моторный, лёгкий светлый. Ну, хоть так, слава Баху.
Tequilajazzz «Камни»
Завершим ещё одним прекрасным ветераном. После многолетней паузы вышел оригинальный альбом группы Tequilajazzz, нашей инди-легенды. Вышел-то он ещё в октябре, да и у меня копия (цифровая, конечно) была ещё до релиза, спасибо Евгению Фёдорову, пошёл навстречу страждущему журналисту! Таким образом, не буду врать, послушал я это раньше всех нормальных слушателей. Впечатлился. И — обойти не могу, хотя тема вроде как уже поостыла.
А была — огонь! Грандиозное ж возвращение группы Tequilajazzz. Собственно, нигде она и не таилась-пряталась, под камнем уж точно не сидела. Но: пафос раздули коллеги-журналисты. А и правильно! Трудно не уважать Фёдорова и «Текилу»: главная наша инди-сенсация 90-х.
Фирменная группа, разогрев для всех крутейших зарубежных гастролёров, живая связь между старым русским, питерским роком и современной российской музыкой. И дело даже не в том, что у нас такого не было и нет: там такого тоже нет. Совершенно оригинальные люди!
«Камни» — «Белый альбом» их, тоже пафосно скажу. Тоже в избытке отсылки, влияния, неявные пародии. В «Китах» про хвосты рыб — как будто подколка «Мумий тролля». Srtranny ochen' акцент в первой песне «В тёмную воду. Intro» — как будто пародия на современных отечественных поп-исполнителей, которые русские тексты пропевают-проборматывают так, как будто это плохо выученный топик по английскому.
Вообще всё тут ювелирно отделано и жутко музыкально. Штрихи гитарные, басовые — красиво, ярко! Барабаны Александра «Дусера» Воронова есть отдельная отрада для поклонников. Замечу: «Текила» — единственная русская группа, где барабанщик почти такой же культовый персонаж, как лидер; я слышал, как группа играет без него — то, да не то!
Оркестровые крещендо, наращения, накаты — это просто сметает. Стадионный гимн «Не до мечей» — тяжёлый, но с какой-то new wave мелодикой внутри, красивой басовой линией. Единство и борьба противоположностей. И такая вот диалектика почти в каждой песне. И да, в итоге — единство, конечно.