И да, ЦАПчик TDA1540 - прибамбас реально неординарный. Очень многих радует ярким рельефным звучанием. И это при 14 битах! Но в чём фишка? Предвижу вопрос: «Зачем сие выяснять, кому это сейчас надо, на дворе 24 бита и скоро ещё выше». Отвечаю: «Чтобы понимать, откуда ноги растут! А спецам - воспроизводить в дальнейшем!»

У современных ЦАПов битность-эффективность растёт как на дрожжах, частота сэмплирования-кватования улетела в сотни килогерц. Плотностно-импульсная (Pulse Density Modulation) DSD перешагнула 5 МГц. Но … Звучание чище и чище, но всё суше и суше, преснее. Короче, не цепляет. Душа просит, шоб звучало красиво )))

Поскольку любой ЦАП стопудово точнёхонько попадает в ноты, в тональность, в ритм-размер всевозможной озвучиваемой музыки, то в чём тогда искать пресловутую музыкальность, позвольте поинтересоваться??? А ?

«Музыкальное звучание» для аудиоаппаратуры (да и для музыкальных инструментов) – понятие не формализованное, определяемое лишь на слух, отдаваемое на откуп экспертам. Продаваны и аудиофилы тут вольны фантазировать, упиваясь от самого процесса, вербально-эпистолярно обсасывая-сравнивая размеры-цены своих "аппаратов" по сотому разу. Тема аудио по холивару вторая после футбола, в котором разбираются все, но играть в который на уровне выше дворового мало кто умеет.

Единственный способ минимизировать субъективность (предвзятость) – сравнивать воспроизводимое из записи с живым-природным оригиналом, в идеале вслепую. Но это сложно. Поэтому прибегают к сопоставимому относительному сравнению.

Для начала разговора по существу предлагаю сформулировать-напомнить критерии качественного звучания применительно к ЦАП, в частности TDA1540:

- натуралистичность звучания (по слуховой памяти с реальными звуками)

- тембральный баланс (соотношение высоких и низких частот), тембральный окрас

- детальность (по сути, чёткость , она же скорость отклика на всплески звука и затухания без «затяга» во времени)

- прозрачность звучания (отсутствие так называемого замыливания)

- привнесение искажений, не режущих слух

Итого 5 критериев, в общем-то уже ставшими классическими в субъективной аудио экспертизе. Полагаю, достаточно. Шестой критерий, в данном случае дополнительный – глубина стерео сцены и локализация источников звука в пространстве, актуален для акустических систем. Далее, введя 5 бальную шакалу для оценки, будет оперировать только с вышеуказанными критериями.

Мои слуховые ощущения, помноженные на большой опыт прослушивания и чуткий слух, для TDA1540 позволили выставить следующие отметки:

- 4 (не все звуки звучат натурально)

- 5

- 5

- 5

- 4 (иногда некоторые слышимые искажения «задевают» слух)

В совокупности 23 балла из 25. Для сравнения удачная по звучанию топовая профи аудиокарта стоимостью ~1000 уе набрала почти столько же, выиграв в натуралистичности, но проиграв в прозрачности, и частично, в детальности (из-за большей прозрачности).

Но в чём всё-таки секрет особой "музыкальности" TDA1540? Следует признать, что высокую прозрачность-детальность звучания многие принимают за музыкальность. Так что секрет TDA1540 следует искать в высокой чёткости (выражаясь языком фото, «контрастности») и специфике привносимых искажений.

Слуховая система человека на искажения звука реагирует по-разному. От некоторых гармонических – прётся. От других стремается.

Измерив гармонические искажения (THD) при разных уровнях сигнала у TDA1540, был поражен, что ниже -80 дБ у оные достигают 10 %, причем во всей полосе рабочих частот, т.е. от 20 Гц до 20 кГц. А на уровне -60 дБ составляют чуть менее ~2%. Динамический диапазон 14 битного сигнала теоретически около ~84 дБ, так что всё физично!

в верхнем окне проги - трейс THD (%) в зависимости от нарастания частоты

Впрочем, вся музыка на массовых носителях давным-давно ещё в студиях на этапе мастеринга втискивается в диапазон 45 дБ, например, для винила. А до уровня -40 дБ(FS) искажения у TDA1540 намного менее 1 %. Так что версия в каком-то особом привнесении гармонических искажений не катит, не убеждает.

В Инете плодятся версии, одна другой круче-веселее:

я постоянно сравниваю звучание Philips CD304 на TDA1540, и CDPro2+Lynx20DE на AD1862. И вижу (т.е. слышу), чего не хватает TDA1540.
Кроме этого, изучив внутреннее устройство TDA1540 и TDA1541, мне кажется, я понял причину исключительной музыкальности TDA1540 и, в меньшей степени, TDA1541. У TDA1540 из 14ти разрядов 10 старших работают на так называемых динамических делителях тока, а 4 младших - на статических делителях матрицы R-2R. У TDA1541 из 16ти разрядов - соответственно 6 старших - динамические, 10 младших - статические. Поэтому она менее музыкальна, чем TDA1540, но более музыкальна, чем, к примеру, AD1862, которая вся построена на R-2R.
И понял, как можно улучшить звучание TDA1540.
А именно, построить ЦАП на 2х и более TDA1540 с разрядностью 15-18, в которых все разряды будут работать на динамических делителях тока.

[https://forum.vegalab.ru/showthread.php?page=3&t=30417]

Конспирологов тоже хватает:

демодулятор CX7933, интерполятор CX7934 и коррекция ошибок CX7935. Как показала практика, кажется, что именно такое сочетание обеспечивает источнику с SAA7030 /TDA1540D идеальный баланс прозрачности и музыкальности.

https://stereo.ru/p/fn360-sravnitelnyy-test-vintazhnyh-cd-proigryvateley-na-tsape-philips-tda1540-samyy

Ключевое слове здесь – «кажется». При этом креститься лучше не забывать. Коррекция ошибок по коду Рида-Соломона вряд ли на звучании сказывается, поскольку активно вмешивается, когда привод начинает косячить, отражённый луч лазера прыгать и тп. А вот связка TDA1540\41с микросхемой фильтра SAA7030 это уже гораздо теплее, поскольку мусора после 14 битного цифро-аналогового преобразования хоть отбавляй, и его надо задвинуть в область неслышимого человеком ультразвука очень аккуратненько, не выплеснув с грязной водой ребёнка. Но об этом рекламщики не расскажут.

Полезнее читнуть статейку на англицком от профи:

https://forum.vegalab.ru/attachment.php?s=d58f22f38c173b0c3fcb90163bf9377c&attachmentid=69476&d=1259779278

Собственно, чем больше разрядов в цифровом представлении сигнала, тем больше его динамический диапазон. И всё! Соотношение сигнал шум, по идее, тоже должно подтягиваться. Но на практике - не факт, так как шибко зависит от «тёмных сил электричества». Так, -118 дБ для 24 битного АЦП и ЦАП это рекорд, хотя теоретически -144 дБ.

16 бит (двойка в степени 16) означает, что амплитуда полярного акустического сигнала в цифровых отсчётах составляет от -32768 до +32767 целых значений.

24 бита (двойка в степени 24) даёт уже миллионы отсчётов (от -8388608 до +8388607). Но беда в том, что у лучших микрофонов соотношение сигнал шум 83 дБ, и в реальной жизни динамического диапазона 90 дБ хватает за глаза. Остальное – в запас, чтобы не случалось зашкала при записи.

Вернёмся-ка к микросхеме интерполяционной фильтрации, т.к. именно она из 14 битного сырца делает почти 16 битный чистовик (благодаря функции нойз-шейпинга):

Судя по наблюдаемым в спектрах мощным всполохам выше 20 кГц, работы у данной микросхемы хоть отбавляй. Особенно при высокоамплитудных сигналах. Самое главное, данный фильтр малого порядка близок к линейному по фазе !!! Врубаетесь?

Рискну предположить, что секрет звучания TDA1540 кроется в связке с фильтром SAA7030, а искомая музыкальность зиждется в привносимых послезвучиях. Но как сие основанное на логике и знаниях гипотетическое умозаключение проверить-доказать? Вылавливать микросекундные послезвучия, и ..., гм-м, долго дискутировать, что ты не осёл, или же пойти от обратного? Т.е. не искать синего журавля музыкальности, а выявить нравящиеся большинству раскрашивания звука!

Так, на чём может проколоться сей нойз-шейпинг фильтр, закрывая дырку в 2 байта успешным обманом нашего слуха? На специфических околомузыкальных сигналах, когда запихнуть весь цифровой мусор подальше за 20 кГц не удаётся!

При проверке TDA1540+SAA7030 весьма показательным оказался перепетый "Персональный Исус" (Karen Souza - Karen Souza Essentials - 2011/2013, Victor – VICJ-61696). Околоджазовый вокал неслабо выпучен динамическим компрессором, привнесённое цикание в любом исходнике на массовых носителях раздражает. Винтажный СиДи плеер PHILIPS CD304 это циканье заметно преобразил. Но прибавил ли при этом "музыкальности", то есть, благозвучности?

Накопительный спектр - выше 25 кГц прелюбопытный заборчик !!! Кстати, обратите внимание на ординату: на ней правильные dB(FS), а не те, что во многих аудиоредакторах от балды рисуют!

Перегнав файл, записанный при озвучивании через TDA1540 в цифре (24-96), в "сидюшные" 16-44 и сравнив с исходным "грабом" с CD, убедился что разница смехотворная (TDA1540+SAA7030 явно выдаёт большее, чем содержится в 16-44). Пришлось перегнать в 24-96 исходник с сиди, который, ясный пень, в 16-44. Увы, повышающий перегон не пошёл на пользу (сказалась некратность частот дискретизации и грязь искусственной детализации) - на слух разница подзатёрлась, но еще осталась:

UniScope

И что скажет честной народ, прослушав сэмплы? У меня мнение уже сформировалось, но высказывать спешить не стану , дабы не подталкивать не искушённого слушателя на пути нелёгкого выбора.

Не менее интересным в плане проверки на вшивость на музыкальность оказался трек "Time" с DSOTM (MFSL UDCD 517).

Кстати, эту композицию, а именно начало, где тикают-звенят-бьют разные часы (записанное вживую в антикварном магазине), не так давно использовали при проверке звучания аудио аппаратуры постоянно. Всех достала до печёнок, в шоу-румах продавцы слёзно умоляли не ставить, так же как в музыкальных магазинах электрогитаристам - не играть вступление к Smoke on the Water.

Так вот, там, где часики резвятся, высокие частоты блещут во всей красе, аж за 20 кГц - как доказывают SACD и прочие истинные хай-резы (коих кот наплакал). "Это не музыкальные звуки!" - воскликнут бдительные читатели, не утомлённые сим повествованием, и будут по своему правы.

Возникает крамольная мысль: если сделать софт, который на лету будет в 16 битном сигнале (например, с CD, или стрима) отсекать 2 бита и подмешивать noise-shaping шумок подобно SAA7030 , то что получится на выходе???)))

[продолжение следует]