Копались в истории, искали какие-то аналогии; создавали теории, которые своей вероятностью упирались в суровую реальность; строили планы, складывая догадки словно пазл — таким непростым, но богатым на эмоции получился выход в свет нового поколения акустических систем Alfa от бренда Radiotehnika.

И действительно, обсудить есть что. Единственное, к чему хотелось бы вернуться в рамках прошлого обзора — это к нашему менталитету в целом и отношению к бюджетному сегменту акустических систем в частности. Создается впечатление, что большинство из нас до сих пор верит в чудеса, пытаясь ставить в укор логичные, позитивно влияющее на конечный результат обстоятельства. «Россия, но не в России» — пожалуй, отличная идея для нового стикера, которым идейные читатели будут отмечать все, что так или иначе ему соответствует.

Но не нужно прилагать негодование автора к общему положению дел, потому как дело автора — слушать и мотать на ус, а дело производителя — прислушиваться и отвечать тем требованиям (пусть порой и фантастическим), которые на него возлагает потребитель. Так мы пришли к еще одному стикеру, который идеально вписывается в формат этого обзора: «Россия — сделано в России».

Vita — это жизнь

И все-таки мечты сбываются — чем не повод снова поверить в чудеса? Еще не успели остыть впечатления от «Альфы», как на подходе Radiotehnika Vita — новая линейка акустических систем, которая займет среднеценовой диапазон относительно предшественника. Расчет на кинотеатр здесь тоже имеется, и его компоновка будет куда более развита, чем в случае с младшей «Альфой».

Итак, пройдемся сверху вниз: старшие напольники получили индекс 2.06. Напольники поменьше — это Vita 2.05. Полочников предусмотрен один комплект, с маркировкой Vita 2.04. Что радует, так это сразу два варианта плоской настенной акустики: Vita 2.01 компонуются одним широкополосным динамиком, Vita 2.02 получили две полосы, так что ничего не помешает использовать их и в качестве фронтов, если места под другие колонки не осталось. Центральный канал получил индекс 2.03, активный сабвуфер — 2.07. Причем сабвуфер выполнен в плоском форм-факторе, который вторит настенной акустике — довольно интересное решение для этого бюджета.

В целом, линейка Vita дает понимание, что намерения у Radiotehnika самые серьезные, над ассортиментом акустики хорошо поработали. Такая вариативность всегда подкупает, ведь случаи, когда стереосистема расширяется до кинотеатральной, далеко не единичны, и всегда приятно иметь монобрендовый, заведомо согласованный комплект.

Но вернемся к главному. К тому, что многим не давало покоя со времен обзора Alfa 1.02: линейка Vita не только разработана, но и сделана в России. Как модно теперь говорить — максимальная локализация, которая наступает на пятки импортозамещению. Ну наконец-то, правда? Если автору не изменяет память, то линейка Vita станет первой серийной акустикой, которая будет производиться в нашей стране.

Где-то в этом моменте, по идее, должна проснуться гордость за отечественного производителя: все-таки можем, если захотим! Но одного желания здесь явно было мало, так как производство акустики в промышленных масштабах там, где до сих пор этого не происходило, требует удовлетворения еще множества факторов, среди которых на первое место неумолимо вырывается финансовый вопрос.

И здесь мы снова можем вернуться к вопросу локализации линейки Alfa: чтобы сохранить для покупателя адекватный ценник, Radiotehnika прибегла к помощи азиатского производственного ресурса. И, оставив в стороне теорию, мы убедились на практике, что это никак не помешало «Альфе» стать достойным представителем своего ценового сегмента, со своим характером звучания, который никому не вторит и придает этой акустике индивидуальность. Теперь очередь за Vita.

Radiotehnika Vita 2.06

Старшие напольники в линейке встретили нас скромно. Ну, а что вы хотели от традиционного стиля? Напольники-столбики высотой метр с небольшим, все те же отверстия под грили на лицевой панели, но динамиков стало больше, ведь Vita 2.06 — это уже полноценные три полосы. Корпуса из MDF покрыты шпоном, и в этот раз нас ждут два варианта расцветки: черный и белый. Ну что же, уже прогресс.

Возможно, в старшей линейке Gamma нам стоит ожидать еще один, третий вариант отделки, ведь прогресс должен быть неумолим. Но если оставить сарказм и перейти к тактильным ощущениям, то они и вправду приятные. Кабинет ладно скроен, с характерной древесной текстурой и слегка скругленными гранями. Тут твердая пятерочка в дежурный дневник.

Задняя панель чиста. Оттеняет минимализм пара фазоинверторных портов почти в самом низу. Ниже, в круглом доке, разместилась пара клемм для акустических проводов. Разглядывая их, невольно ловишь диссонанс: очень и очень непривычно видеть на акустике надписи на русском языке.

Значит, три полосы. С басом работает пара динамиков диаметром 168 мм, диффузоры которых делаются из бумаги. Бумага! Хотя, казалось бы: чем плох Polyglass, который мы видели в Alfa 1.02? Высокотехнологичный, современный, качественный материал, он неплохо показал себя в плане работы с басом. Но, видимо, идеология линейки Vita подразумевает переход к более традиционным материалам.

Среднечастотный драйвер диаметром 146 мм, и тоже бумажный. Изнутри оба типа драйверов имеют непростую конструкцию, для описания которой нужно будет перейти на язык технических терминов. Начнем с того, что при разработке этих динамиков вовсю применялись методы компьютерного моделирования. Изучалось их поведение при тепловой, вибрационной и механической нагрузке. Каждый такой опыт приводил к изменению конструкции динамика для получения наиболее стабильных характеристик испытуемого.

Дальше разделим описание, потому что динамики имеют конструктивные отличия, которые были необходимы из-за разности потенциальных нагрузок и задач.

Так, электромагнитная система среднечастотника создавалась с использованием технологии сбалансированного магнитного поля. Это позволило значительно улучшить звуковые характеристики и снизить уровень искажений. Каркас катушки этого динамика делается из углеволокна и имеет вентиляционные отверстия для улучшения динамических свойств.

Басовик же создавался с расчетом на то, чтобы обеспечить наилучшую импульсную характеристику при нагрузке на небольшой объем воздуха в кабинете акустики. Для борьбы с самоиндукцией и стабилизации магнитного поля катушки в магнитную систему динамика встроено алюминиевое кольцо. Благодаря этому получилось значительно уменьшить искажения на высоких уровнях громкости.

Твитер имеет 22-мм купол из шелка с прецизионным покрытием, которое, по заверениям производителя, благоприятно сказалось на чистоте и естественности верхних частот. За куполом расположены камеры, которые призваны нивелировать резонансы — еще один шаг к снижению уровня искажений. Эту же цель преследовали, создавая вентиляционные отверстия в звуковой катушке драйвера. А последний штрих — это волновод, который оптимизирует угловую диаграмму направленности.

Отдельное внимание уделили кроссоверу. Здесь применяются катушки индуктивности Jantzen и полипропиленовые конденсаторы Audiocore. Кроссовер изготавливается методом навесного монтажа - серьезная заявка на принятие этих напольников в ряды аудиофильских.

Кабинеты у Radiotehnika Vita 2.06 тоже с изюминкой: они имеют систему внутренних распорок. Этого, как правило, достаточно для того, чтобы избежать лишних вибраций и нежелаемого окраса звука. Сюда же можно отнести шипы, которые вы найдете в комплекте — приятная мелочь. Но в целом, для акустики в этом бюджете можно было бы добавить чуть больше приятных мелочей, по типу скрытых болтов крепления драйверов, магнитных грилей или чего-нибудь в этом духе. Но, вспоминая опыт взаимодействия с Alfa 1.02, есть надежда, что все эти мелочи сплелись в единый клубок, трансформировались в финансовый потенциал и были направлены в звук.

Реальность и стереотипы

Прослушивание Radiotehnika Vita 2.06 проходило в три этапа, с тремя усилителями разных ценовых диапазонов. Первый — Rotel A14 MKII, почти идеальный компаньон по цене для этих напольников. Вторым усилителем был Rotel RA-1592 MKII — серьезная заявка, ценник сразу вдвое выше. А третий выбор был очевиден: кто же слушает бумажные динамики на транзисторных усилителях? Поэтому — Cayin CS-55A KT88. В качестве источника работал T+A R 1000 E с обширной медиатекой из Qobuz.

Расслабленно и томно, начнем с осеннего плейлиста под руководством транзисторов, c треком «September Song» от Agnes Obel. Откровений не произошло, потому что с обоими усилителями получилась вполне удобоваримая, приятная слуху картинка. Rotel артикулирует и задает тон, Vita послушно исполняет задуманное. Слегка педантично, но вполне атмосферно.

Усложняем задачу треком «Montreal» в исполнении Allison Russel из того же плейлиста. Настроение мало изменилось, но красок добавил сам трек. Вокалом, разнообразием басовых партий, переходом с английского языка на французский — вообще это весьма манерный трек, который, несмотря на свою нарочитую печальность, имеет в избытке эмоциональных интонаций.

Замена Rotel-ей дает отчетливо слышимый результат: со старшим Vita 2.06 ощутимо перешагивают свою ценовую планку, что дает повод рассуждать об их отзывчивости и прозрачности для компонентов системы. Да, это не горный хрусталь в ясный солнечный день, общая тенденция звуковой картины все-таки обозначена характерной для Vita ровностью тембров и свойственным ей нейтрально-теплым балансом частот. Но по факту все сводится к тому, что хочется сделать погромче. Возможно, эта навязчивая томность не для них?

Без проблем, берем дорогой Rotel и экспрессивный «Just a Little Song From St. Lucia» от Thomas Siffling Trio. Все очень правильно получилось, результат ожидаемый: затухания перкуссий академично уходят вглубь сцены, ударные инструменты можно сосчитать, а труба со своей легкой вуалью претендует на звание самой правильной трубы с легкой вуалью.

Тем временем на верхней полке стойки ждал своей очереди Cayin, хитро подмигивая лампами сквозь защитный гриль. Что же, лампы разогреты, еще раз «Montreal». А потом еще раз «Montreal», и еще раз. Вот оно! Vita не просто преобразились — есть впечатление, что играет совсем другая акустика, ранжировать класс которой нужно очень осторожно, в силу возможного недопонимания со стороны читателя.

Но есть фразы, которые все знают, и вроде бы понимают так, как нужно: «на голову выше», «совсем другой уровень», «колонки растворились». Все же получается, что наши стереотипы работают, и лампа с бумагой совместимы на всех уровнях воспроизведения музыки. Позвольте оставить это как основное описание произошедшего, потому что иначе это придется назвать магией.

Звук обнял, расцеловал, покружил и поставил на место всю ту педантичность, которая возникла на первых порах. Здесь материализовалась Bjork, разбрасывая электроперкуссии куда-то далеко за пределы комнаты, попутно возмущая неприлично текстурным басом. Здесь Sepultura дала мощи, драйва и насыщенности, что на низкой, что на высокой громкости.

Здесь дрожь в голосе Brooke Sharkey незаметно для слушателя переходит в дрожь внутреннюю, волнительную. Академичная ровность уступила место душевному равновесию, на которое опирается теперь уже узнаваемый характер звучания акустики Radiotehnika. Пресвятые конденсаторы, у них получилось!

Выводы

У них получилось. Переходя от обзора к обзору, от акустики к акустике, условный взгляд всегда ищет в звуке изюминку, которая, словно неожиданный щелчок пальцами, невольно заставляет тебя повернуться в его сторону и замереть.

В этом случае такой щелчок произошел одновременно с поворотом регулятора громкости на усилителе Cayin. После этого Radiotehnika Vita 2.06 смогли разжечь огонек, который чуть было не погас.

звук в целом; тональный баланс без перекосов; плотный, проработанный бас; размах и точность воображаемой сцены; отзывчивость

не выявлено

Radiotehnika Vita 2.06

99 900 рублей

Тип: напольная трехполосная АС

Акустическое оформление: фазоинвертор

Материал корпуса и отделка: MDF, натуральный шпон

Внутренние перегородки: 3 шт

Динамики: НЧ - 168 мм, бумага, 2 шт; СЧ - 146 мм, бумага; ВЧ - 22 мм, шелк

Частотный диапазон: 40 Гц – 25 кГц (-3 дБ)

Чувствительность: 86 дБ

Номинальное сопротивление: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 25 - 200 Вт

Долговременная/пиковая мощность: 100/200 Вт

Габариты: 200х1050х340 мм