Про авторскую акустику мы писали не раз, а вот про авторский домашний кинозал — впервые. Инсталлятор Владимир Чудайкин @vladimirch подошел к этому проекту как профессионал (замерил, рассчитал, все проблемы решил) и как человек, который не только хочет, но и может сделать все своими руками. Так оно и получилось: все в этом домашнем кинотеатре, кроме электронных компонентов, либо создано, либо усовершенствованно Владимиром собственноручно.
Работу инсталлятора сложно назвать простой. Как правило, он зажат в тисках между пожеланиями клиента, настоятельными требованиями дизайнера, размером бюджета и техническими возможностями. Найти правильное решение порой бывает очень сложно. С этой точки зрения Владимиру несказанно повезло, ведь его пожелания были учтены еще на стадии строительства, а владелец согласовывал детали сам, не прибегая к помощи дополнительных консультантов.
В результате в работу была получена бетонная «коробка» размером примерно 6х4,5 м, находящаяся в цокольном этаже отдельно стоящего загородного дома. Размеры «коробки» по соотношению ширины, длины и высоты соответствуют рекомендациям Dolby Lab. Пожеланием хозяина была возможность совмещения функции кинозала с комнатой отдыха, в которой можно было бы уединиться с книгой или пообщаться с гостями.
Все мы знаем, что любое помещение накладывает свой характер на звучание установленной в нем системы. Если комната имеет характерные резонансы, переглушена или недоглушена, звук будет далек от совершенства даже при прослушивании самых высокобитрейтных Hi-Res файлов на самой расчудесной акустике. Именно поэтому, все этапы строительства кинозала сопровождались замерами акустических свойств помещения. Такая спектрограмма была в начале работ:
В имеющемся пространстве монтировалась так называемая «комната в комнате», с помощью которой внутренний объем кинозала акустически развязывался от стен бетонной «коробки».
Каркас пола, потолка и стен заполнялся одним и тем же материалом ИЗОВОЛ СТ-50 с минимальной возможной плотностью (50 кг/м3). Это современный высокотехнологичный материал из сверхтонкого базальтового волокна обеспечивает отличную шумоизоляцию. Кроме того, он долговечен, экологически безопасен, не горюч и гидрофобен. Одним словом, практично, удобно и главное, по-нашему, по-аудиофильски.
При этом разные плоскости помещения смонтированы совершенно различными способами. Пол собран на деревянном каркасе и застелен сэндвичем из двух слоев ДСП разной толщины, проложенных крафт-бумагой. Напольное покрытие представляет собой еще один сэндвич, состоящий из пробковой подложки, МДФ-основания и наружного слоя пробки с ламинированием «под дерево».
Потолок также собран на каркасе из деревянного бруса и обшит фанерой. Стоит отметить конструкцию центральной части потолка. В ней есть окно размером приблизительно 2х2 м в котором звукопоглотитель прикрыт вставкой из черного акустически прозрачного материала Clipso. Для того чтобы натяжной потолок выглядел эффектнее, по периметру была установлена светодиодная подсветка, на фоне которой полотно неразличимо глазом и воспринимается как бесконечная черная бездна.
Каркас стен был выполнен из оцинкованного металлического профиля и стал самой трудоемкой конструкцией. Для того чтобы такие стены не начали звенеть в самый неподходящий момент, внутрь П-образного профиля с помощью монтажной пены замуровали деревянные бруски. Между собой профили крепились не шурупами, как это делается обычно, а заклепками. Причем делалось дополнительное демпфирование силиконом тех мест, где элементы конструкции прилегают друг к другу. Обшивка каркаса выполнена из фанеры другой толщины, чем та, которой обшивался потолок.
Отделка стен имела весьма любопытную предысторию. Хоть этот домашний кинозал и расположен в загородном доме, однако большинство комнат дома оформлены в современном стиле городской квартиры. Однако здесь для контраста и как раз создания расслабленной атмосферы окружающей природы решили использовать натуральные материалы. Большая часть стен и потолок оклеили натуральной вагонкой из лиственницы. Да, да, тут нет опечатки, доски не прибивались, не прикручивались, а именно приклеивались к фанерному основанию.
Подготовка досок оказалась весьма непростой. Каждая из них шлифовалась, брашировалась щеткой до проявления естественной текстуры дерева, тонировалась в нужный цвет, а затем покрывалась полиуретановым лаком. Кроме того доски пришлось подбирать по ширине, чтобы обеспечить единую линию стыка, которая проходит от одной стены до другой через потолок.
Задняя часть помещения оклеена акустически рассеивающим покрытием из камня. Светлый цвет был выбран не случайно, поскольку эта зона планировалась не только как место для просмотра кино, но и как зона отдыха, где можно просто посидеть поговорить или почитать книгу. Обратите внимание на узкие горизонтальные шторы из черного бархата — это окна, сквозь которые в помещение может поступать солнечный свет. А в углах, также завешанных черным бархатом, спрятаны басовые ловушки.
Место установки, форму и размеры акустических рассеивателей для среднечастотного диапазона из квадратного деревянного бруса разной длины (они подвешены по бокам от проектора) рассчитали на компьютере, а дальше Владимир изготовил их вручную. Помимо коррекции акустических свойств они имеют еще одну дополнительную функцию — в рассеиватели вмонтированы лампы подсветки. Попробуйте найти их на этом фото:
Черные акустические панели на стенах, при ближайшем рассмотрении выглядят крайне затейливо. Это легкий и объемный материал Heradesign Superfine, представляющий собой переплетение деревянных волокон диаметром 1 мм. Специфика данной инсталляции состоит в том, что стандартные панели, имевшие в оригинале естественный цвет светлого дерева, были окрашены в радикальный черный. Те, кто хоть раз пробовал красить сложные пространственные структуры так, чтобы не осталось не одного непрокрашенного участка, оценят проделанную работу по достоинству.
Между акустическими панелями можно наблюдать оригинальные светильники, разработанные лично Владимиром Чудайкиным. В окошки деревянного каркаса установлены вставки из поперечного среза старой 50-летней доски. Вот такой получился «винтаж».
Многие стандартные элементы кинотеатра, попав в помещение, прошли второе рождение в руках Владимира. Так, например, вполне обычный рамный 117-дюймовый экран Digis Velvet HCG получил дополнительное обрамление по бокам. Обтянутые бархатом панели из МДФ, в которые вмонтирована фронтальная акустика, визуально дополняют раму экрана до более широкого прямоугольника. Выглядит как Cinemascope, отформатированный шторами до стандартных 16:9.
На выбор типа акустики и ее расположение повлиял единственный фактор, неучтённый при проектировании помещения, — расположение двери. Она находится рядом с экраном, поэтому туда уже нельзя поставить напольную акустику. А вот на выбор бренда это не оказало ни какого влияния. Владимир давно предпочитает акустику Focal любой другой, за достоверность звучания и широкую дисперсию, позволяющую получить ровную звуковую картину практически в любых условиях.
Фронтальная тройка представлена моделями Electra IW1002. Центр установлен под экраном, что компенсировано небольшим наклоном, направляющим акустическую ось на слушателя и разворотом акустики твитером вверх.
Обратите внимание на гриль — Владимир разработал полностью эту оригинальную конструкцию. На рамку из 2-мм стали, вырезанную лазером, с большим натягом намотаны тонкие капроновые нити. Мне сразу вспомнились грили небезызвестной акустики Sonus Faber, но, по словам Владимира, на эту идею его натолкнули абажуры старых настольных ламп.
Тыловые каналы представлены биполярными моделями Focal Chorus SR800W (в настоящий момент не производятся). Это была особая модификация «Хорусов», в конструкции которой использовались излучатели из серии Electra. Тем самым, были полностью обеспечены однородность характера звучания и равномерность звукового поля.
Вся мебель в помещении, за исключением дивана изготовлена и разработана Владимиром Чудайкиным. Причем тумбы под технику являются уже практически стандартной конструкцией, которая используется далеко не в первой его инсталляции. Они выглядят как полностью закрытые коробки, но на самом деле акустически прозрачны и не станут источником коробочных призвуков. Боковые стенки и верхняя часть закрыты металлической сеткой, обеспечивающей свободный ток воздуха для охлаждения устройств. Фронтальные дверки затянуты черным бархатом, скрывающим свет индикаторов, но свободно пропускающим ИК-сигналы пультов ДУ.
В центральной части тумба имеет свободное пространство, покрытое звукопоглощающим материалом. Это было необходимо для гашения первых отражений излучения центрального канала.
Компактная тумба, располагающаяся сбоку рядом с сабвуфером, вмещает в себя источник бесперебойного питания APC 750VA, обслуживающий проектор, и, кроме того, сама является сетевым фильтром. Каким образом? Да очень просто. В нее вмонтирован профессиональный кондиционер питания Furman AC210E.
Без переделок тут, конечно не обошлось. Изначально кондиционер имел один вход и два выхода с трапецевидными разъёмами IEC C13 и IEC C14 (как на компьютерном бесперебойнике). Входной разъем был полностью упразднен. Кабель питания теперь приходит прямо на плату. А вместо двух выходных разъемов бескислородным кабелем Tchernov cable было подключено шесть «евро» розеток марки Legrand.
Ну а теперь самое время вернуться к тому, с чего всё началось. Итак, помещение влияет на звучание системы, это научный факт. В начале публикации мы показали спектрограмму помещения до обработки, а вот что получилось после:
Впечатляет, не правда ли? И тут мне хотелось бы отдельно выделить один важный момент. Многие начинающие инсталляторы-любители пытаются визуализировать акустические характеристики помещения с помощью измерения АЧХ, что в корне неверно, поскольку не отражает скорость затухания звуков в помещении.
Крайне важно чтобы во всём диапазоне частот звук не только приходил в точку прослушивания в одно и то же время, но и не надолго задерживался в процессе переотражений. Ситуация, когда верхние и средние уже прозвучали, а басовая нота продолжает гулять по комнате вас, поверьте, не порадует. И в этом случае как АЧХ не регулируй, в звучании системы всегда будет «что то не то». Возникает вопрос: как должен выглядеть временной отклик в хорошем кинозале? Отвечаем. Примерно так, как получилось у Владимира Чудайкина:
Технические данные
Размеры помещения до отделки: 5,95х4,5х2,78 м (ДхШхВ).
Размеры после отделки: 5,75х4,31х2,58 м (ДхШхВ).
Акустические панели — Heradesign Superfine
Акустический натяжной потолок — Clipso
Заполнение каркаса — Изовол СТ-50
Состав системы
Видеопроектор — Sony VPL-HW55ES
Экран — Digis Velvet 117"HCG
AV-ресивер — Denon AVR-X3100W
BD-проигрыватель — Oppo BDP-103D
Фронт и центр — Focal Electra IW1002
Тыл — Focal Chorus SR800W
Сабвуфер — Focal Sub 300P
Акустические кабели: Tchernov cable Original (фронт и центр: Two SC, тыл: One SC)
Кабели питания: Tchernov cable Original AC Power
Видеокабели: Tchernov cable HDMI 1.4E
ИБП (проектор): APC 750VA
Сетевой фильтр: Furman AC210E (интегрирован в тумбу)