Культ ламповых усилителей вместе со своими приверженцами шагает по планете уже долгие годы. Время идет, а свет ламп почти не меняется: он такой же теплый и манящий, все с тем же очарованием на него смотрят глаза слушателя в полумраке комнаты для прослушивания, все строится вокруг него и для него.

Конечно, следует делать сноску на тайминг и понимать, что свет ламп — он вроде и тот же, но пути, по которым этот свет добывают, прилично изменились. Хотя есть одна традиция, которую чтут и многие производители ламповиков, и все приверженцы культа. Чаще всего о ней говорят негромко, но это исключительно из-за уважения и понимания, что подобные вещи давно не нуждаются в громкой огласке. Кто знает — тот поймет, кто не понимает — тот узнает: однотактник на лампах 300B

Fezz Audio Evo

Fezz Audio — одна из немногих компаний, про которую реально хочется рассказывать каждый раз. Потому что просто молодцы и красавчики: и не потеряли хватку, и вовремя сообразили, что собственное производство тороидальных трансформаторов — это же просто золотая жила, которая даже в маркетинге не нуждается.

Ведь там, среди своих, слухи про такие штуковины быстро расходятся, потому что тороидальный трансформатор — всему голова, и без достойного питания не собрать достойного усилителя. Вывод напрашивается сам по себе: надо делать свои усилители. И сделали, и представили, да так, что Fezz Audio и в зарубежной прессе всегда на слуху, и в разные коллаборации их зовут, и в гости приглашают. И у нас дела обстоят не хуже, потому что расслушали и приняли во внимание — ведь есть за что.

Дело дошло до того, что пора бы пустить в дело эволюцию. Компоненты Fezz Audio из всех классов и полок начали обновляться и дополняться — а классов много: мощники и интегральники, фонокорректоры, а с недавнего времени и ЦАПы.

Чтобы потом не было неразберихи в наименованиях, к обновленным девайсам сделали приставку «Evo». Так прошлое поколение Fezz Audio Mira Ceti 300B эволюционировало Fezz Audio Mira Ceti 300B Evo. Эта приставка играет важную роль, если в своем поиске вы ориентируетесь на название, ведь если ориентироваться на внешний вид усилителя — то перепутать поколения просто невозможно.

И есть нюанс, который стоит знать: ни на одном из обновленных девайсов вы не найдете надписи Evo. Ни на лицевой панели, ни на задней, мы даже на нижней пробовали посмотреть — тщетно. Только на коробке, на одной из ее сторон есть надпись «Evolution». Видимо, расчет таков, что новые компоненты постепенно полностью заменят предыдущее поколение, период поиска нужного усилителя по названию пройдет, и останется один единственный Fezz Audio Mira Ceti 300B — тот, о котором сегодня пойдет речь.

Ничего лишнего, или Божественный фейслифтинг

Пока оба поколения можно найти на полках магазинов, так что приставка Evo актуальна и поможет понять, кто есть кто. На самом деле, о прошлом поколении Mira Ceti 300B много говорить не придется: его многие видели, знают, да и наверняка запомнили этот элегантный корпус, для которого предлагалось множество расцветок. Но если мы обратим взор на Evo, то в один момент станет понятно, почему эта глава получила именно такое название. А еще — за что новый усилитель получил премию Red Dot Awards за дизайн.

Бывают дизайнерские решения, в которые нужно вникать, чтобы понять. Бываю и такие, которые, как говорится, «не для всех». Но с Mira Ceti 300B Evo сразу все понятно: если есть еще какие-то премии за дизайн усилителей, то будьте так добры, вручите ему их все. Мало того, что название «Mira Ceti», несмотря на явное астрономическое происхождение, фонетикой настраивает на какой-то романтичный лад, так теперь еще и дизайн полностью вторит этим ощущениям.

Это усилитель, который не особо хочется описывать, потому что его хочется демонстрировать вот так, со всем его изяществом и лаконичностью, со всем его нехитрым хитросплетением линий и граней, которые по итогу создают изысканно-вкусовую и современно-винтажную за счет света ламп композицию. «Вещь в себе», говорят о таком. Да и вообще о таком много говорят, но вы найдите время и взгляните вживую. 

Усилитель может быть в нескольких расцветках, и если бы пришло время выбирать, то это бы было максимально сложной задачей. В дополнение к уже существующим в линейке цветам (черный, белый, страстный красный и бургунди) появились великолепный серебристый, темно-зеленый и благородный шампань. Извольте эстетствовать, господа.

Классика жанра, или Зачем нужны лишние ватты?

Теперь пришло время прикоснуться к той самой классике, вспомнить о канонах, которые настолько вечны, что молодое поколение аудиофилов может о них не знать. Потому что история однотактных ламповых усилителей началась где-то в совсем глубине истории прошлого века.

Но есть еще одна точка отсчета — это 1935 год, когда американская компания Bell Labs сделала лампу 300B и ответственно всем заявила: «эта лампа — чисто для музыки, и не надо лишней суеты». С тех пор зародилась отдельная ветка усилителей — однотактники на 300B, собрать которые попробовали все или почти все.

Конечно, технологии на этом не остановились, развивались и улучшались, и посмотрите теперь на эти фотографии: перед вами современный однотактный усилитель на лампе 300B. Этот звук прошел через десятилетия, его не смогли победить ни транзисторные ватты, ни импульсные киловатты.

Современный — значит, сделаны все поправки и на время, и на специфику трансформаторной деятельности Fezz Audio. Поэтому Mira Ceti 300B и в своей основе имеет большой тороидальный трансформатор, и в дополнение к этому стал чуть ли ни единственным в мире ламповым усилителем на этой схеме, в выходных каскадах которого вместо привычных Ш-образных тоже используются тороидальные трансформаторы.

На верхней панели из-за этого вместо квадратных кожухов мы видим круглые. Здесь же светятся и виновники торжества — те самые лампы 300B, икона лампового аудиофильского искусства. Рядом находятся еще две лампы 6SN7, одна из которых работает с входящим сигналом, вторая служит драйвером для больших ламп.

В целом, такая схемотехника имеет целый ряд преимуществ, за что ее холят и лелеют уже почти век. Во-первых, это чистый класс А, который по сей день будоражит умы меломанов. Во-вторых, это предельно короткий путь сигнала, от входа до выхода, и отсутствие фазовых искажений. Ну а в-третьих, если вы любите графики, то вам будет приятно увидеть, что у таких усилителей вполне естественное соотношение четных и нечетных гармоник. Когда видишь это на графике, то слушать музыку становится еще приятнее.

Но не бывает так, что только достоинства, и вообще без недостатков. Хотя в этом случае нельзя сказать, что есть откровенный недостаток — просто особенность схемотехники: Fezz Audio Mira Ceti 300B Evo имеет выходную мощность 8 Вт на канал. Причем и на 4, и на 8 Ом — мощность не изменится.

Дополнительно, дабы заблаговременно отстоять честь и однотактных усилителей в целом, и Fezz Audio Mira Ceti 300B Evo в частности, хочется сказать, что именно с однотактников и пошли те самые истории про «ламповые ватты», которые при относительно небольших цифрах наносят непоправимый урон уже сложившейся в головах меломанов математике: хочешь хороший звук — надо много ватт.

В остальном же за особенности конструкции Mira Ceti 300B Evo хочется хвалить не меньше, чем за дизайн: хороший потенциометр с электроприводом и качественный пульт ДУ, три аналоговых входа на RCA дополнены еще одним отключаемым входом мимо преда для удобной интеграции, например, в киношную систему. Из выходов — только выход с преда на паре RCA (можно подключить пару сабвуферов) и шесть клемм для акустических кабелей, под разный импеданс акустики.

Как звучат каноны

Для того, чтобы понять, как же ведут себя пресловутые «ламповые ватты» в современных реалиях, мы собрали для Fezz Audio Mira Ceti 300B Evo кардинально современную систему. Источник — Aurender A200, и сразу пару напольных акустических систем: традиционного формата Martin Logan Motion F100 и электростатические Martin Logan ESL-X.

Получается, что каноничной по своей сути схеме усилителя придется столкнуться с кевларом и лентой с чувствительностью 92 дБ в первом случае и электростатической сеткой с активным басовиком общей чувствительностью 91 дБ во втором. На бумаге все выглядит вполне приемлемо, но фраза «8 Вт» неумолимо рвется на первый план. Что же получается?

А выходит так, что классическая однотактная схема в исполнении Fezz Audio получилась даже более универсальной, чем они сами того ожидали. И дело здесь совсем не во вкусах и нравах, а скорее во временах, которые техническим прогрессом внесли свои правки в конструкцию. Так, официальный сайт производителя нам заявляет: »Характерный тембр используемых ламп идеально подходит для воспроизведения блюза, джаза и классического рока».

Если речь только о самих лампах, то спорить нет смысла. Но ведь слушаем мы готовый продукт — Mira Ceti 300B Evo, конечная реализация которого дала повод округлить глаза от трека «Disposable Heroes» в исполнении Chimaria. Пытливый слушатель начнет искать в нем отсылки к классическому року — и будет прав, но не стоит терять из виду скоростные бласты, отрисовку бочки и многослойность трека.

Да, именно многослойность стала явной в первую очередь, несмотря на посредственное качество сведения. И среди слоев явно читается агрессия, которая наверняка была заложена исполнителем в трек. Хотите разобраться, каким способом?

Без проблем: можно выделить нюансы и повороты музыкального сюжета, но ламповая натура усилителя не акцентирует на этом внимание. Трек цельный, просторный, пространственный и злой — почти как на концерте с камерной сценой побывал.

Следующей пусть будет электронная музыка — попробуем еще разок пошатнуть каноны. Примитивная электробасовая тема на Aurender-е запускается — каноны шатаются.

Это явно легкий шаг в сторону от жира и вязкости, с которым все привыкли ассоциировать чистый ламповый класс А: ритмика образцовая, вуаль трека с намеком на современную Lo-Fi культуру зависает в воздухе — таким его сделал звукорежиссер, и это любопытно слышать.

И кажется, что скрывать нет смысла: подобные фокусы — это прерогатива исключительно High End класса. Такой подробный разбор трека, с сохранением его слитности, многослойности и живости доступен только там.

И польский High End нещадно занижает ценовую планку для конкурентов, предлагая звук, который по своим характеристикам сопоставим с более дорогими девайсами. Пусть фраза достаточно заезженная, но в данном случае полностью актуальная.

Не дает полностью рухнуть канонам способность Mira Ceti 300B Evo работать с джазом, классикой, легким и олдовым роком. Тут были Richter с интерпретациями Вивальди, Momo Wandel Soumah с чудным треком «Felenko Yefe», Pink Floyd с «Time» и много прочего добра. Канонично ли это звучало? Вне сомнений, да. Сколько ватт для этого понадобилось? Если судить по положению ручки потенциометра, то примерно 2-3.

Выводы

Кажется, что во время прослушивания Mira Ceti 300B Evo можно даже иногда забыть, что играет олдскульный однотактный ламповик. Но чтобы этого не произошло, польские инженеры оставили в звуковом почерке этого усилителя пасхалки-напоминалки.

Это несомненно лампа. Но это однотактник, который поверил в себя, потому что у него есть для этого все основания. Звучание Mira Ceti приветствует тебя на теплой стороне, путник, но жарко не будет: ветерок уверенности слегка охладит пыл и не даст соскучиться, какой бы трек ни звучал. 

динамика и контроль акустики, жанровая универсальность; способность выдать высококлассный многослойный звук; дизайн

небольшая выходная мощность - нуждается в подборе акустики

Fezz Audio Mira Ceti 300B Evo

Схемотехника усилителя: однотактный, класс А

Лампы: 300B x 2 (усиление мощности), 6SN7 x 2 (драйвер и предварительный каскад)

Настройка тока смещения: автоматическая

Максимальная выходная мощность: 2 х 8 Вт

Выходы для акустики: 4 и 8 Ом

Диапазон частот: 20 - 65000 Гц (-3 дБ)

Искажения: <0,4%

Входы: 3 x RCA линейные, 1 х RCA на усилитель мощности

Выходы: 1 х RCA с предусилителя

Габариты: 340 x 360 x 215 мм

Вес: 14 кг