Наше начало выставки вы уже видели: мелкие шаги меж коробок, робкие взгляды на лица тружеников звука, которые до утра выводили АЧХ завидной ровности в своих комнатах для прослушивания. Позже — чудачества и веселье, потому что АЧХ в отеле — это как портвейн в портфеле: пригодится, но и без него в буфете есть чем заняться.

Но вот дан старт, и первые посетители с ухом навостро открывают двери ближайшей по ходу следования комнаты, чтобы утолить жажду из великолепной аудиофильской чаши, у которой нет дна, а верх запаян. Потому что однажды испив, насытиться не получится никогда. Обещать регулярную справедливость этого утверждения не будем, но и полностью смириться с настойчивыми оппозиционными мнениями не можем. Истина — она как всегда, где-то посередине.

Начинать путешествие в поисках истины можно с любой точки и двигаться в любых направлениях. Мы пошли снизу вверх.

В комнате 501 разместился Inforcom и традиционно представил железо Rega и Bryston, акустику Apertura, а отдельно — большой стенд кабелей Neotech. Именно кабелям посвящена приличная часть экспозиции. Бренд на нашем рынке так-то знакомый, но вот прямо лицом, в доступной для изучения форме его еще не показывали. Но и не только показывают, в общем-то: все кабельные обвязки у всего, что играет — Neotech.

В комнате 502 на момент посещения компания CTC Capital показывала великолепные вершины японского мастерства от компании TAD. Британские компоненты Musical Fidelity и старый рок подтвержденной достоверности транслировали всю сумятицу во время записи треков, прям как на ладони. Тракт для истинных ценителей: прислушайтесь, и глубина записи любого качества раскроется, а ВЧ щепетильной детальности улетят куда-то за грани слышимого. Ну и красивое — интегральник Musical Fidelity А1 в классе А. Характеристики можно не читать, тут с первого взгляда понятно, что штука неповторимая.

В комнате 503, организованной Галереей «Назаров», все достаточно грандиозно — сияющие лаком Marten либо внушительные Tidal Audio играют вместе с электроникой Vitus Audio. Играют приятно: звук упругий, глубокий, с приятными послезвучиями струнных, с высокой детальностью, но вот Tidal в таком помещении развернуться явно сложнее, чем Marten.

В комнате 504 у Armada Sound — покой и умиротворение: у кого дома колонки в оформлении открытый щит, тот уже никуда не торопится. Тем более, если это колонки от компании Thorens (да-да, колонки Thorens!) Одноименный винил сверху, компоненты Audio Research утилитарно мигают лампами и матричными дисплеями на экранах снимающих их смартфонов. Капелька YBA тоже никогда не повредит. Ностальгический взгляд, вокальный шарм — можно надолго остаться, чтобы отслеживать, из какого именно динамика этих колонок сейчас идет звук.

В комнате 505 та же Armada Sound демонстрировала совершенно другую идеологию звучания: там главенствовала умная активная акустика Cabasse. Причем колонки не просто поштучно красиво стояли, а из них фактически выстроили целую экосистему, которая и выглядит, и звучит узнаваемо. Да и эффектно тоже.

Истина комнаты 506 — это невесть какая компоновка телевизора с неясно чем. Сначала это выглядит как единая композиция дела рук мастеров из Armada Sound, которые с Loewe давно «на ты». Но оказалось, что хитрая компания Canvas придумала подставку-саундбар для телевизора почти любой диагонали.

Тонко смотрится, по-стильному сделано и выглядит так, будто «начальник, никакого тюнинга». А звучит знаете как? Так, что впечатленные трейлерами из кино аудиофилы начали требовать референсный «Money» — и что вы думаете? Включили. Попросите и вы что-то, когда насмотритесь — приятно удивитесь дважды. 

Компания Aurasonic в комнате 507 показывает новые активные мониторы Pulse 5 с ленточными твитерами. В этой реализации — с DSP и пополосным усилением в классе D, плюс с множеством вариантов подключения. Остальные модели тоже можно послушать, в том числе и полностью аналоговую модель активных мониторов. Модели побольше, поменьше, модели в связке с активным сабвуфером и без. Хорошие впечатления и от реализации, и от звука, да и от цен.

В комнате 508 Homesound предсказуемо собрал систему из Epos, T+A и Acoustic Energy — компания много лет представляет этих производителей на нашем рынке, и успешно. Убедительные новинки — что от T+A, что от Acoustic Energy.

Но вот кто удивил, так это электроника Trilogy — ее у нас успели позабыть. Послушать можно разные модели, вплоть до моноблоков в связке с родным предом. И послушать определенно стоит.

Мониторный рай в комнате 509 организовала Okno-Audio, собрав столько разных моделей Genelec в одном помещении, сколько ни одна студия не видела. И новинки, и проверенные модели, и не только маленькие мониторы, но весь спектр — от компактных до крупных. Да, акустика, конечно, профессиональная, но практика показывает, что и в домашних условиях ее можно применить. И к свежевышедшим наушникам это тоже относится: они даже не наушники в привычном понимании, а часть цифровой экосистемы Genelec, которая объединяет разные устройства.

Истинно-первородная красота всегда в почете, и даже в будний день с аншлагом. В комнате 510 компания «Урал звук» совместно с ARIS показывали красивое. Усилители ARIS можно уже считать отечественной классикой. Развились, конечно, показали, а заодно и продемонстрировали, что делать стимпанк со стрелочками — это не только задорно, но и востребовано.

Ну а «Береза-007» — общепризнанная связь высокого качества звука с естественной средой обитания аудиофилов. Заодно смотрели на кабели, автомобильные динамики, наушники, ну и на лица зрителей, в которых периодически мелькала тень истины.

Первое знакомство с выставочным домашним кинотеатром для тех, кто пойдет снизу вверх, произойдет в комнате 511 — там Espace Bureau собрали систему формата 7.1 на активной беспроводной акустике Canton. Экшен смотреть приятно — задержек не чувствуется, удары Шварцнеггера четкие, сочные, выстрелы попадают в цель вовремя, Хищник скрежещет где-то там. Наглядная демонстрация того, что не нужно тянуть десятки метров кабелей в стенах для того, чтобы получить многоканальный звук. Тем, кому вдруг захотелось ДК, но сдирать обои со стен и штробить как-то не хочется, идея пригодится.

Соседняя комната, 512, посвящена эстетике звука и дизайну. Здесь разместились компоненты Bang & Olufsen и Architettura Sonora, которые совмещают в своей основе бытие как арт-объектом и предметом интерьера, так и источником звучания. Различные камни из микробетона со спрятанными внизу акустическими линзами выглядят особенно инетересно. Казалось бы, максимально простые формы, максимально родные текстуры — но есть в них что-то. Бетонный шар почему-то особенно привлекателен.

За новинками стоит зайти в комнату 513 — там есть отличная стойка, полная Cyrus. Ей дело не ограничивается: по краям стоят обновленные напольники Canton из линейки Reference, играющие мягенько, обнимающе, но при этом без каши, с нужной степенью детальности, и старшие полочники Focal, сочетающие аккуратность со звонкостю. Электронику меняют с глянцевых узеньких Cyrus на сияющие чернотой и хромом AVM, и тут впечатление уже слегка меняется.

В комнату 514 зайдите обязательно. Потому что где еще вы увидите квадратный четырехполосный коаксиал? Да нигде. Уникальные, но наши разработки от компании AllB Music и AMCABLES с утра до поздней ночи стоят на страже аудиофильского равновесия родной планеты — естественнее и круче звука, чем здесь, нет просто нигде. По крайней мере, со слов Игоря Анатольевича.

В комнате 516, где разместились Torridus, стоят российская рупорная акустика, ранее на этой выставке не представленная, и внушительное ламповое усиление (пожалуй, самая «крупная» лампа на выставке — в прямом смысле).

Сделано интересно и достаточно аккуратно, но акустике очень тесно в комнате, сложно слушать, потому что скорее слышишь отдельные полосы, чем общую картину, а чтобы ее услышать, нужно отсесть настолько далеко, насколько не позволяет помещение.

Неподалеку, в комнате 518, показана совсем другая идея — монобрендовая система из компонентов Linn. Активная изобарическая акустика, свои цифровые источники. Можно просто послушать как концепцию и оценить — это интересно, поскольку Linn уже давным-давно предпочла перейти в цифровой мир. Знаменитых проигрывателей винила от Linn нет, но в такой концепции, может быть, даже и хорошо, что обошлись только цифрой.

Целую стену звука собрала компания Skaytron Electronics в комнате 532. Добро пожаловать на пир аудиофилии, чистокровной, с надписями на понятном языке и кнопочками, которые нужно жать до упора.

Развлечения были такие: есть уйма разноплановых, но непременно достойных колонок; есть комплект усилителей и — внимание! — селектор, на котором все это можно коммутировать в произвольном порядке одним нажатием кнопки. Клац, и ты повелитель всей этой массы компонентов, забвенно нажимаешь и фиксируешь, фиксируешь и нажимаешь. Прикрываем глаза от удовольствия, но все же идем дальше.

В комнате 533 можно посмотреть и купить всякие CD и старый-добрый винил. Но есть там и вообще не старые, а записанные в стороне от канонов пластинки, с которых сразу хочется сорвать беззащитную пленку и на ближайшей вертушке оценить, что же оно такое — технология Ultra Disk One Step Pressing. Говорят, что это лучше, чем живое индивидуальное выступление артиста в безэховой камере Страшно? Ага, так это вы еще не слышали, как оно звучит. И мы тоже, кстати, не слышали. Если получится освоить аудиофильский бюджет и купить экземпляр — ждем как минимум отзыв в блоге.

В комнате 534 Forgotten Sound ожидаемо поставили несколько моделей весьма крупной акустики, но вот что стало неожиданностью, так это то, что звуку было не так уж тесно. Это даже удивило, особенно с поправкой на глубокий бас. В качестве усиления — тоже российская разработка: и свой усилитель, и уже знакомый усилитель Tierra. Безусловно интересный усилитель, да и как систему то, что представлено, стоит послушать. «Angel» от Massive Attack играет достаточно завораживающе.

Еще одни новые участники выставки открывают шестой этаж: в комнате 601 разместились «Столяров. Звук жизни». Акустика — не очень крупные напольники, сделанные, похоже, частично из массива и работающие в паре с усилением Tierra. Надо сказать, неплохо — легкий, быстрый звук. Дизайн корпусов, может, не всем понравится, но отталкивающим его точно назвать нельзя. Он смотрится необычно, и на первый взгляд не сразу ясно, почему. Возможно, звучат колонки чуть полегче, чем выглядят.

В комнате 602 с электроникой NAD из недорогих линеек играют несколько моделей акустики Indiana line. Кстати, тоже весьма бюджетные решения. Вроде бы просто некрупные напольники, несложные, но звук масштабный и эмоциональный — больше ожидаемого, если можно так сказать. Так что получить много звука за не так много денег все-таки можно.

В комнату 603 стоит зайти для близкого знакомства с активной акустикой Meridian. Ее много лет выпускает компания, ставшая фактически одной из первых, кто предложил не просто активную акустику, а акустику, несущую в себе и цифровой источник, и систему коммутации. Стоят одни полочники и одни новые напольники. Звук фирменный, но несколько ярче, чем можно было ждать, тем более что эти напольники в других условиях точно могут вести себя мягче.

Любителям домашних кинотеатров тоже есть, что посмотреть на выставке. В комнате 605 расположилась, пожалуй, самая серьезная система с многоканальным звуком и проекцией. Звуковое окружение в ней создает Atmos-процессор Trinnov Altitude 16, усиление возложено на усилитель JBL Synthesis, а, собственно, акустику в зале создают системы MK Sound.

Но главная изюминка комнаты в другом: в возможности посмотреть и нынешний флагманский 8K-проектор JVC DLA-NZ900, и новый аппарат условно начального уровня от этой компании — JVC DLA-NZ500, построенный на совершенно другой платформе с другим корпусом, оптикой и даже системой охлаждения. Японцы не зря для своих относительно недорогих проекторов выбрали совершенно другую компоновку с фронтальным забором воздуха и делают на нее большие ставки, поэтому на DLA-NZ500 однозначно стоит обратить свое внимание — очень вероятно, что и более дорогие модели будут в будущем делать на этой новой платформе.

Рядом, в комнате 604, расположена совсем другая система с проектором. Аудиочасть, то есть все акустические системы — фронты, центр и тылы, а также усиление — сделаны на компонентах нового бренда Phaze Audio, компактных и почти что незаметных.

А проектор с экраном заслуживают отдельного упоминания — это комплект Hisense 110L9QD, он состоит из ультракороткофокусного лазерного проектора и ALR-экрана с диагональю 110 дюймов. Это совсем новая модель: впервые показана на выставке IFA в Берлине в сентябре этого года и прибыла в Россию буквально пару дней назад. Главная ее особенность — она намного ярче предыдущих моделей, 5 000 лм вместо 3 500. Конструкция та же: схема с одним DMD-чипом, создающим 4К-изображение, три лазера без цветового колеса. Но оптика более продвинутая: проектор не только сам выравнивает трапецеидальные искажения, но и сам настраивает фокус — раньше для этого надо было менять его положение относительно экрана.

Процессор у модели, естественно, новый и более мощный, есть поддержка всех форматов звука и видео, включая Dolby Vision, чего нет ни у одного проектора других фирм. Есть доступ ко всем популярным стриминговым сервисам, а встроенная аудиосистема разработана совместно с компанией Devialet. Очень интересный аппарат. Кстати, похожий комплект есть и в другой комнате под номером 1110, с чуть большим экраном, но там гвоздь программы другой. О нем мы расскажем чуть позже.

В комнате 606 Slonov Sound Design построил биампинговую систему на своих моноблоках в паре с топовыми уже почти винтажными ProAc. Здесь же можно кроме цифры послушать ленту. Хорошая система, почти мониторная, но не скучная. Ну и четыре усилителя полностью контролируют весьма непростые колонки. Но да: стрелочки на усилителе должны быть покрупнее, иначе зачем это все.

В комнате 607 есть несколько готовых решений. Первое — проигрыватель винила со встроенной аудиосистемой от Phaze Audio. И главный вопрос: чем он отличается от аудиочемоданов, на которые мы обычно скептически смотрим? Ответ простой: сам проигрыватель находится на неком субшасси, которое виброразвязывает его от корпуса, в котором находится аудиосистема. Приятно видеть, что кто-то об этом позаботился.

А еще привезли напольники Phaze Audio с ну очень знакомыми динамиками и показали комбайн все-в-одном от Ruark, к которому стоит только добавить акустику. Да, класс D, но кому это когда мешало?

За четким, мощным и правильным немецким звуком, просчитанным с неимоверной точностью, стоит идти в комнату 608 — там стоят Gauder Akustik в связке с Transrotor и старшими компонентами Moon by Simaudio. Играют так, что не каждый выдержит их подбора к методичному раскладыванию музыки на элементы. Но опыт определенно интересный.

В комнате 609 стоят новые Quad и Wharfedale. Какие-то Quad были настолько новыми, что о них даже говорить пока нельзя, но зато о тех, о которых можно, скажем: электростаты поражают басом и красиво светятся. Играют с Moon by Siamoudio, и играют убедительно.

А рядышком притаились напольники Wharfedale из линейки EVO: не просто стали больше, но и с кроссовером там подшаманили, и с размерами динамиков, и еще по мелочам. Но главное — матовый графитовый цвет им невероятно идет. Особенно рядом с ретро-брутальным комплектом от Quad или парой девайсов от Cambridge Audioю

Ленточное царство — в комнате 610. Здесь, в сущности, уникальная подборка: новый серийно выпускающийся магнитофон Revox и полностью восстановленный магнитофон Ampex. И ладно бы они сами по себе там стояли, но они находятся в системе с ламповым усилением и акустикой Kondo. И подборка отменных лент, в том числе и очень редких. То есть все по отдельности редкое или очень редкое, а вместе же, наверное, никто в мире никогда не состыковывал эти компоненты. Слушать однозначно. Для расширения кругозора как минимум.

В комнате 611 компания «Апелиотис» с одноименными компонентами предлагает доверься звуку. Что ж, предложение принято: доверяемся, располагаемся в плюшевом кресле и удивляемся, как блестящий в полосочку усилитель феерично управляет акустикой Klipsch Forte.

Временами даже казалось, что рука мастера внесла долю «Апелиотиса» и в колонки тоже — характер американского рупора моментами заставлял то бровью повести, то плечами вздернуть. Ну и этот оранжевый свет — атмосфера, конечно, такая, что хочется запрокинуть апероль и взглянуть в окно на спокойный, в лучах солнца океан.

Не истиной единой разили наповал колонки Operly в комнате 612. Хотелось добавить что-то еще, но потом вспомнилось, что синонимов в русском языке не имеется. Operly — и этим все сказано. Иногда даже завидуешь неискушенному слушателю, впервые побывавшему здесь. Впечатления если не надолго, то на всю жизнь. Как минимум от того, какая борьба идет за то, чтобы просто попасть в комнату.

В 613 комнате представлено все разнообразие техники FiiO, и если раньше они славились исключительно портативной электроникой, то сейчас активно захватывают рабочие столы.

Да, есть невероятно уютные наушники FJ3 — открытые, с мягчайшими амбушюрами и чарующей подачей вокала. Есть самый настоящий кассетник в тяжелом, прохладном алюминиевом корпусе. Но есть и вертушка с подсветкой в стиле геймерских ноутбуков, и неплохие шустрые мониторчики, и полноразмерные стримеры.

В соседней комнате 614 продолжают исследовать главенство портатива и компактных десктопных систем. Почти что контрабандный топовый плеер Astell&Kern SP4000 можно не только потрогать, но и послушать вместе с любыми представленными наушниками от Dunu, Moondrop и Campfire Audio.

А тем, у кого душа к портативу не лежит, стоит присмотреться к обновленным активным колонкам Airpulse A200T в паре с небольшим стримером SMSL.

Еще один новый участник на выставке — «Лабиринты Звука» в комнате 701. Необычного вида акустика с интересной отделкой, да и конструктивно сложная. Сборная солянка по электронике. Но надо сказать, что звук получился совсем не вычурный и достаточно интересный. Да, внешний вид вызывает очень сложные чувства, а вот если слушать, то впечатления другие. Необычное сочетание.

В комнате 702 собрана несложная лаконичная система с Monitor Audio и Hegel, но главное, что здесь показывают — сетевые фильтры Powergrip, в том числе новую модульную систему Powergrip PowerRail, позволяющую набрать сетевой разветвитель из отдельных модулей.

Как это все работает, можно оценить на практических демонстрациях. Да и сама локация, как выяснилось позднее, такую возможность нам предоставит: внезапный блэкаут заставил экспонентов судорожно проверять, не они ли слишком сильно навалили мощи. Но все обошлось.

В 703 комнату стоит зайти для того, чтобы оценить искусство приготовления лампового усиления в руках Fezz Audio в паре с акустикой Pylon Audio. Стоят две модели — бюджетные (по классификации бренда, конечно) столбики и более увесистые ретро-стоечники.

Столбики, стоящие по краям, очень уютные что в плане звука, что в плане отделки, да и в своей внешности стоимости никак не выдают. Играют душевно, с хорошей скоростью. А вот Jade 10th уже имеют совсем другой характер, и два ламповых моноблока ему подходят очень даже точно.

В комнате 704 стоит корпусная акустика MartinLogan с компонентами b.Audio. Полочники и напольники играют неожиданно ярко, но обладают хорошей скоростью, плотным басом и в целом ведут себя достаточно весело. Предыдущее поколение все же казалось более зажатым.

А следом, в 705 комнате, показывают уже электростаты MartinLogan. Не самые крупные, но все равно достаточные для того, чтобы оценить идею и подход компании к звуку. Если учесть, что за счет использования ленточного твитера разработчики хотят приблизить звучание корпусной акустики к электростатической, то многое становится понятно.

В комнате 706 стоит система из акустики Monitor Audio и электроники Hegel с цифровым источником Matrix. Но вот что здесь интересно, так это новый сабвуфер REL, неожиданно сконструированный с усилением в классе AB, а не в D, как остальные модели. Предназначение саба — работа именно в музыкальных, а не кинотеатральных системах. И в эту музыкальную систему он интегрировался как родной.

Верны традициям, но комнаты из года в год меняют: «Абсолютное Аудио» в номере 707 демонстрируют незыблемый аудиофильский постулат в виде связки Anthem и Paradigm. Бас, как говорится, басит, средние частоты ровно посередине, а ВЧ достаточно высокие.

Если вы кое-что понимаете в звуке, то уже нашли ошибку и поспешили в эту комнату за опровержениями. Да и в самом деле, кто ходит в подобные комнаты за шаблонным описанием звука, тот ни разу не получал удовольствие от музыки. Ну а так — былое величие связки в этом году раскрыто с новой силой, с новой эстетикой, но по-прежнему в духе tech-минимализма. И пусть этот союз нигде не благословляли — эмоций этот звук дарите не меньше, чем фуршет после известной церемонии благословения.

В комнате 708 достоверно кажется, что истина где-то совсем близко. Нет ни одного свободного места, но полная тишина; в воздухе веет глубоким эгоизмом и высокими технологиями, и все это сходится в обнаруженной некогда инженерами точке баланса — наушниках Audeze. Aurender, Ferrum, Fezz и бананы в ящике тому свидетели. Берем аналоговое лукошко и смело делаем шаг в плодоносную рощу Digital Fruits.

В комнате 709 Barnsly взяли немного другие переменные: все еще Hegel и Matrix Audio в качестве электроники, все еще новенький сабвуфер REL с AB-усилителем (а сбоку, кстати, стоят его версии в ярких расцветках), но вот акустика — Wilson Audio. Неожиданно и по составу системы, и по звуку. Интересно слушать и вслушиваться, сочетание детальности и музыкальной пластики привлекают. Никогда не встречалось именно такое сочетание техники, но надо сказать, что это весьма неплохо! И, пожалуй, это один из самых недорогих способов разыграть Wilson Audio с неплохим результатом.

В следующей комнате, 710, продолжили показывать Monitor Audio — бюджетную линейку Bronze и встраиваемые решения. Инсталляционная техника — решение нишевое, но иметь такое в портфолио важно, да и видеть полезно.

В 711 комнате ADK.Audio и «Стереоправда» поставили систему из уже знакомой многим акустики Morel и лампы Manley. Но к ним внезапно добавили железо Gato Audio. В результате звук получился более слитным, чем ожидалось — да, похожие связки уже показывали другие участники, но именно что похожие. А разница в деталях явно есть.

В комнату 712 можно было бы поместить еще больше колонок. Но больше уже не помещалось. Хотя, конечно, можно было бы, но уже некуда, если честно. Источник не показной щедрости — компания MMS с компонентами линейки Premiera Pro: они взяли и сделали домашний кинотеатр от и до, от стойки с многоканальными компонентами до акустического массива, от которого можно легко испытать импульс первобытного страха. Система с максимальной плотностью звука на квадратный метр. Ну и «комнату в комнате» оцените: идеальное решение для тех, кто не готов начинать проект с акустически инертного фундамента.

Во-первых, это красиво: когда взгляд встречают плотные ряды домашней, в одном стиле хайфайной аппаратуры - невольно радуешься как дитя, что есть все-таки, смогли, достигли и наполнили стойку до отказа. Это компания MMS чествовала трехлетний юбилей бренда Premiera в комнате 713.

По просьбам эстетов добавилось еще больше серебристых корпусов и приятных впечатлений от взглядов на них. Малыши Studio 3 не раз вызывали (да и вызовут еще не раз) удивление, а новинка — стерео бар с обновленным логотипом на русском языке вполне себе состоятельно. Studio 3, кстати, обязательны к прослушиванию, а то потом опять обзорам верить придется. И да: не стоит недооценивать их маленькость!

Особняком от собратьев, но далеко не на последнем месте в комнате 714 обнаружена и сразу же обнародована новинка — мощнейший, красивейший интегральный усилитель AXIOM. Как видно из названия, доказывать свое превосходство этот монстр никому не собирается. Но если вдруг — то наверняка сможет. Еще одна новинка — блестящий и весь из себя компактный CD-плеер C1, который сделан в пару к интегральнику D1S. Посмотреть есть на что, да и послушать тоже почти все довелось. Но про звук ни слова не скажем, это секрет. Дальше —  традиционно эталонные связки KEF и Primare: креме активных колонок KEF можно потрогать их же новенький саундбар XIO, который будет стоять то так, то эдак.

Завтра мы вернемся с новой порцией репортажа. А пока же насладитесь теми самыми пресловутыми стрелочками и счастливыми лицами посетителей.