Плееры FiiO, которые мне довелось послушать раньше, отличались нейтральным, может, даже немного отстраненным звуковым почерком. Они брали и воспроизводили музыку — чисто, подробно, разнообразно, но особо в процесс не вовлекаясь. И, казалось бы, от устройства с приставкой «Pro» в названии следует ожидать максимальной нейтральности и индифферентности — но нет. Все совсем наоборот.
Компания перезагрузила линейку своих плееров — начала вместо серии X выпускать серию M и постепенно переходит от простеньких устройств к более навороченным. На данный момент M11 Pro — второй по старшинству плеер после топового M15.
Модель M11, на базе которой построен M11 Pro, уже сама по себе продуманная: у нее балансный ЦАП на базе чипов AKM, аж два балансных выхода (под наушники со штекерами 2,5 и 4,4 мм), огромный дисплей и прочие плюшки. В версии Pro изменили несколько очень важных именно с точки зрения звука моментов — в первую очередь, усиление и ЦАП.
Богатый внутренний мир
В этом кирпичике вместо операционников OPA926 усилением сигнала занимаются два чипа THX AAA-78. Технология под названием Achromatic Audio Amplifier была разработана THX специально для портативной аудиотехники и автозвука. Ее создатели утверждают, что им удалось серьезно снизить уровни интермодуляционных, переходных и гармонических искажений и добиться нехилой мощности при относительно малом энергопотреблении.
Чип версии AAA-78 поставляется без собственного блока питания, его реализация — это уже задача производителей самой техники, здесь он независимый и четырехканальный. Чип отличается максимальной мощностью среди усилителей от THX, доступных для мобильных устройств: на 32 Ом выдает 350 мВт на канал, на 300 Ом — 47 мВт. В самом плеере, правда, значения мощности поменьше: более 200 мВт на 32 Ом на небалансном выходе и более 550 мВт на 32 Ом на балансных. Короче, в версии Pro по идее должно быть больше дури, да и в целом характер звучания из-за другого усилителя наверняка поменяется.
Вместо пары чипов AK4493EQ в M11 Pro стоят AK4497EQ — более современные, с лучшим соотношением сигнал/шум и оптимизированным энергопотреблением. ЦАП сам по себе воспринимает PCM до 384 кГц и DSD256, и в настройках есть функция «Все в DSD», которая, как ясно из названия, сначала конвертирует все треки в DSD и только потом их воспроизводит. Есть и декодер MQA. Регулятор громкости теперь независимый, четырехканальный NJW1195A, работающий по принципу резисторной лестницы. Добавили еще и отдельный двойной тактовый генератор от японской River Eletec.
В общем, M11 в версии Pro сделали действительно более аудиофильским, внедрив целую кучу элементов, отвечающих за что-то одно, а не за несколько функций сразу. Эта доработка потребовала более серьезной батареи: при увеличившемся объеме до 4 370 мАч жить плеер на одном заряде стал меньше — 9,5 часов при работе с небалансным выходом против 13.
У меня, например, при громкости в 70-80 пунктов из 120 и с высоким коэффициентом усиления за 4 часа он разрядился на 40% — так что цифры правдивые. Подросшая батарея и в целом измененная начинка совсем немного сказались на габаритах плеера: он стал на целый миллиметр потолще и аж на 10 граммов тяжелее. А, еще пришлось избавиться от второго слота под карточки, но зато разработчики поставили более крупный модуль встроенной памяти: теперь внутри 64 Гб вместо 32 Гб.
Практически любые наушники можно подключить
Дизайн лаконичный: это черный кирпичик с рублеными гранями, срезанными под 30 градусов, с золотистым регулятором громкости, который утоплен в небольшую выемку в левом боку. Там же находятся кнопки управления воспроизведением: над колесиком громкости установлена кнопка паузы, а под ним — вперед-назад. Клавиша включения и блокировки экрана — сверху, слот для карточек — справа, а все четыре разъема (выходы на наушники и на коаксиал плюс USB-C) — снизу. Ровная спинка, как и фронтальная панель, прикрыта стеклом Gorilla Glass, а под ним виднеется карбоновый рисунок и золотятся аж два логотипа Hi-Res Audio: помимо обычного еще и Hi-Res Audio Wireless.
Беспроводному функционалу уделили немало внимания: по традиции плеер готов не только отправлять сигнал по Bluetooth на наушники, но и принимать его от других источников и выступать в роли портативного беспроводного усилителя. Еще можно использовать его с домашней аудиосистемой, к которой плеер подключается по DLNA, AirPlay или собственному протоколу FiiO Link. Да и стримить можно напрямую: плеер работает под управлением Android 7.0 и на него можно установить приложения стриминговых сервисов, а на борту есть двухдиапазонный Wi-Fi. Кроме стриминга можно поставить и другие программные плееры (даже те, которые требуют root-доступа) с широчайшими настройками. А еще плеер, как и большинство устройств FiiO, можно использовать в качестве USB-ЦАПа или, наоборот, источника, подключенного по коаксиалу.
Для аудиопуристов кроме оболочки с Android предусмотрен режим «Только музыка», который переносит слушателя в интерфейс плеера и отключает все, что с воспроизведением музыки не связано. Я словила забавный баг: если слушать музыку в этом режиме, выключить плеер, а потом включить его заново, то загрузится плеер в режиме Android, однако в шторке уведомлений будет показывать режим «Только музыка». Лечится это просто — нужно дважды тапнуть на выборе режима и все. Больше никаких глюков у меня во время теста не было.
В этой же шторке сразу можно отрегулировать два аудиопараметра: коэффициент усиления и низкочастотный фильтр. Коэффициентов усиления два — высокий и низкий. Низкий подходит для высокочувствительных ушек с небольшим импедансом, высокий, соответственно, для огромных лопухов. Если взять лопухи с классическим импедансом в 32 Ом, то с высоким уровнем усиления комфортной будет громкость в 70-75 пунктов, а с низким — 80-85. На низком уровне усиления в наушниках FiiO FA7 — достаточно чувствительных арматурах — при неиграющей музыке шороха и свиста не слышно.
Режимов работы низкочастотного фильтра шесть — быстрый спад, медленный спад, быстрый спад с короткой задержкой, медленный спад с короткой задержкой, сверхмедленный спад и медленный спад с низкой дисперсией. Разница между ними улавливается с трудом. Мне в итоге больше всего по душе пришелся быстрый спад.
Вы шильдик не перепутали?
С любым фильтром бас в этом плеере... такого баса в FiiO на моей памяти раньше не было. Его много — действительно много, но не до передоза и лайфстайловости, он плотный, мясной, в правильных треках шустрый и резкий, в других — в нужной мере тягучий и густой, и практически всегда идет с небольшими хвостиками послезвучий, добавляющими дополнительного объема. Плеер отлично отрабатывает и агрессивную бочку с инфернальным дж-дж-дж в саундтреке «DOOM», и контрабасную нуарность джаз-хопа и трип-хопа, и шустрые ритмы психоделичной электроники, подавая бас именно в нужном виде, лишь чуть выводя мидбасовую составляющую поближе, придавая выпуклости. Границы битов чувствуются хорошо, хлесткость есть, если так задуман трек — и есть осязаемые затухания, если они запланированы.
С таким басом ретровейв обрел дополнительную киберпанковую темноту, на пухлой, граненой и при этом ритмичной низкочастотной подложке ясно выделяются и кричащие на грани дискомфорта, замученные эффектом дисторшена сэмплы, и еле булькающие где-то на периферии — и последние чуть выходят из тени, приобретают больше глубины и массы.
По звуку это самый живой и эмоциональный FiiO из всех, что мне попадались, наиболее вовлеченный в то, чтобы сделать звук как можно более захватывающим. Середина яркая, подробная, очень детальная и многоярусная, без каких-либо лишних акцентов. Каши нет — на виртуальной сцене, широкой, но не очень глубокой, каждый инструмент находится на своем месте. Сцена, скорее, представляет собой сферу, нежели шар. С качественными треками плеер чувствует себя хорошо, расставляя детали мелодии на прозрачном фоне, а вот не очень хорошие записи хоть и пытается выпутать из месива, но далеко не всегда достигает успеха, оставляя бэкграунд из шуршания и хруста. Ну, он хотя бы старался. Но MP3 на нем слушать немножко грустно.
С таким почерком плеер нельзя назвать универсальным, потому что он явно не нейтральный, но та музыка, которую слушаю я, в этот почерк вписалась хорошо. Плееру хватило динамики и энергии на шуструю электронщину и на зубодробительный джент, но и в спокойных жанрах он не торопился, не подстегивал расслабленное и ленивое звучание, а давал ему течь со своей скоростью. Женский вокал выпуклый, округлый, приятно-переливчатый, в низких мужских голосах чувствуется массивность и раскатистость. Кори Тейлор и в Slipknot, и в Stone Sour звучал правильно, в первом случае — с нужной долей агрессии и отчаяния, во втором — с верными нотками лиричности и меланхолии.
Функция перевода всех треков в DSD, кажется, добавляет композициям объема и трехмерности, но будто бы несколько сужает ту сферу, на которой расположены инструменты, и делает фон менее прозрачным. В чем-то звук начинает напоминать виниловый сетап, хоть это и странно — становится теплее, ближе, мягче. Но японскому джазу в исполнении Тошинори Кондо, Такуи Куроды и Йоко Канно такая приправа отлично подошла. Еще один немного виниловый момент: в левом нижнем углу экрана в интерфейсе библиотеки во время воспроизведения крутится обрезанная в кружок обложка проигрываемого альбома, чем-то напоминая яблоко пластинки.
Верха бывает многовато. Что в арматурных FA7, что в больших лопухах некоторые мелодии из саундтрека «Furi» и задорный нейрофанк играли слишком ярко и светло, едва ли не скатываясь в свист и треск. Искажения в начале «Default This» от 65daysofstatic на фоне лаконичного перелива пианино и протяжных струнных излишне агрессивно и скрипуче вбуравливались в мозг. В «Title Theme/Saria's Song» от BadBadNotGood на второй минуте потрескивания в правом канале были слышны слишком явно — чаще всего аудиотехника их неплохо маскирует. Так что, думаю, наушники с менее ярким верхом с таким плеером будут играть уместнее.
Со стримингом в моих условиях он дружил не очень хорошо: Wi-Fi периодически отваливался и в целом работал с не очень высокой скоростью. Например, треки в Deezer Hi-Fi регулярно подгружались по паре минут. Но тут может быть виноват мой роутер.
Привет, друг!
Если плееры FiiO, которые мне попадались раньше, были этакими бессловными поставщиками музыкального контента в наушники и потом в уши, то M11 Pro — он будто бы друг, который разделяет с тобой все прелести композиций и подначивает в стиле: «Слышишь, слышишь? Как он там смачно по струнам зарядил! А вот здесь? Будто стекло рассыпали». Очень странное ощущение. Нефиошное.
Дружелюбности добавляет и то, что интерфейс получился достаточно удобным — и размер экрана позволяет с комфортом в иконки тыкать, и багов в общем-то нет, то есть с точки зрения юзабилити плеер проблем не доставляет.
Со звуком плюсом к эмоциональности идет и качество — информации вагон, деталей масса, бас завозят товарняками, но разгружают дозировано и с нужной скоростью. Сцена могла бы быть пообъемнее, инструментам не тесно, но иногда хочется между ними побольше пространства, особенно в глубину. Бывает, что плеер перебарщивает с верхом, но зато в высокочастотном диапазоне воздуха как раз хватает.
Если бы я была маркетологом FiiO, я бы этот плеер назвала не Pro, а THX — потому что звук далек от аудиофильско-профессиональной нейтральности. Он живой, искристый, фонтанирующий эмоциями — он скорее близок к чему-то на границе меломанства и аудиофилии, отлично сплетая друг с другом и подробность с честностью, и задор.
Неожиданно эмоциональный, открытый, задорный звук с контролируемым пухловатым басом, отзывчивый интерфейс, возможность установки сторонних приложений плееров и стриминговых сервисов на Android.
Может посвистывать на высоких, периодически теряет Wi-Fi.
57 890 рублей
Процессор: Exynos 7872
Экран: 5,15 дюйма, сенсорный IPS, 18:9, 1440х720
ЦАП: AK4497EQ х 2
Усиление: THX AAA-78 х 2
Выходная мощность: балансные выходы — ≥460 мВт на 16 Ом, ≥550 мВт на 32 Ом, ≥88,5 мВт на 300 Ом; небалансный выход — ≥294 мВт на 16 Ом, ≥200 мВт на 32 Ом, ≥22 мВт на 300 Ом
Уровень выходного сигнала: балансные выходы — 4,2 В на 32 Ом, 5,15 В без нагрузки; небалансный выход — 2,5 В на 32 Ом, 2,62 В без нагрузки
Коэффициент гармонических искажений: балансные выходы — 0,00108% (1 кГц/32 Ом); небалансный выход — 0,00084% (1 кГц/32 Ом)
Разделение каналов: балансные выходы — >108 дБ, 115 дБ без нагрузки; небалансный выход — > 72 дБ, 113 дБ без нагрузки
Выходное сопротивление: балансные выходы — ≤ 2,4 Ом; небалансный выход — ≤1,1 Ом
Соотношение сигнал/шум: балансные выходы — ≥119 дБ; небалансный выход — ≥118 дБ
Память: 64 Гб встроенной, один слот под карты MicroSD до 2 Тб
Регулятор громкости: независимый IC NJW119, 120 пунктов
Тактовый генератор: два низкошумных River Eletec
Поддержка форматов: PCM 32 бит/384 кГц, DSD 256
Выходы: балансные 2,5 мм и 4,4 мм, небалансный 3,5 мм, совмещенный с коаксиальным (переходник в комплекте)
USB-ЦАП: USB-C, поддерживает PCM 32 бит/384 кГц, DSD 128
Bluetooth: поддержка кодеков aptX, aptX HD, LDAC, функция беспроводного усилителя/ЦАПа
Wi-Fi: 2,4/5 ГГц, AirPlay, DLNA, FiiO Link
Аккумулятор: 4 370 мАч, 9,5 часов работы на одном заряде при подключении к небалансному выходу, время подзарядки — около двух часов, поддерживаются системы быстрой зарядки QC2.0/MTK PE и PD2.0
Габариты: 70,5 х 130 х 16,5 мм
Масса: 232 г