Наш герой попросил представить его просто: священник Олег Криволап, город Краснодар. Сам себя он с улыбкой именует «батюшка-аудиофил», и мы не могли не поговорить с ним не только о музыке и технике, но и о том, насколько богоугодно наше с вами любимое увлечение.
— Как священник увлекся аудиотехникой?
— Начать придется издалека. Вообще, как вы понимаете, жизнь у меня делится на два периода — до того, как я стал верующим, и после. А случилось это на четвертом курсе юридического факультета, то есть уже в довольно зрелом возрасте, и до этого момента я имел самые обычные и предсказуемые музыкальные пристрастия. В школе слушал я и панк, в том числе «Гражданскую оборону». Мы в какой-то момент жили в Германии, в расположении Западной группы советских войск, и там у меня был доступ к большому количеству музыки западной, популярной, вот все это я и слушал, как и всякий нормальный человек.
А потом я стал верующим и, должен признаться, про музыку на какое-то время забыл. На первых порах я всего себя посвятил учебе в семинарии, были душевные искания и испытания, через это нужно было пройти. А потом, когда нашел себя и стал священником, я снова вернулся к музыке. Я понял, что хорошая музыка позволяет по-настоящему отдохнуть.
Началось все с малого. Сначала я купил себе портативный плеер. Машины у меня нет, я езжу на трамвае и троллейбусе и, чтобы не слушать шум и пустые разговоры, слушаю музыку. И вот слушал-слушал и как-то так пришел к тому, что хочется, чтобы и дома было что-то приличное. Должен сказать, что техникой меня заставил заинтересоваться именно журнал Stereo&Video, я помню — прочитал обзор о кабелях, где было написано, что у каждого есть свой почерк, и крайне удивился, да как такое может быть? А потом оказалось, что разница в самом деле есть.
— Но провода-то уже вы слушали на более серьезной технике, чем портативный плеер?
Да, конечно, колонки себе я выбрал тоже по обзору из журнала, и должен сказать — до сих пор не пожалел, очень они мне нравятся. Это то, что называется «сверхбюджетная» акустика JBL Studio 130, но пока я их с удовольствием слушаю и все время модернизирую, читаю форумы, провожу эксперименты. Сначала поставил их на шипы, потом попробовал на мрамор, но мрамор у меня музыку убил. Я его убрал и поставил их на сосновые брусья, и вот тогда музыка ожила. А мрамором я «обложил» DVD-проигрыватель — сделал такой сэндвич, мрамор/сд/мрамор/ресивер.
К сожалению, я пока не могу использовать специализированный источник для проигрывания CD, потому что комнатушечка у меня только одна, а хочется и 5-канальный звук иметь, поэтому я купил с рук пару Marantz 4500-й серии — ресивер и DVD-проигрыватель. И, кстати, с мрамором они стали звучать заметно точнее, видимо, уменьшились вибрации.
— Чувствуете необходимость в дальнейших апгрейдах?
— Ну конечно, да. Хотя я вот на выставке сейчас послушал, как звучат более дорогие аппараты, конечно, они звучат более солидно, но сказать, что моя система звучит по сравнению с ними ужасно, я не могу. Есть недостатки, но по-своему система играет очень неплохо, а заниматься настройкой всегда интересно и занимательно. Вот купил сейчас новые хорошие акустические кабели с лопаточками и бананами, буду подключать, слушать.
— То есть процесс твика и настроек — это тоже элемент отдыха?
— Аудио и музыка — это хобби, которое позволяет мне отдыхать. Когда служишь в церкви, на душе непросто, встречаешься с людскими грехами, проблемами, а чтобы переключиться, музыка мне очень помогает, она очень важна. Я и сейчас с собой всегда ношу плеер — купил fiio x3, как только он появился на рынке, и хорошие наушники к нему — победители теста в 2013 году, модель от Beyerdynamic.
Забавно, но каждый раз я слушаю свою систему и думаю: ну разве может быть лучше? А потом что-то добавляешь, становится лучше, и это поразительно. Это очень интересный процесс. Когда включаешь музыку — она радует, и это удивительный факт, а чем качественнее и естественнее она звучит, тем это лучше.
— Что за музыку слушаете?
— Я люблю слушать «Радио джаз», там много разного, но особенно люблю современный джазовый вокал — средние по тональности голоса, то, что называется contemporary vocal. Если выбрать самое-самое, то очень люблю певицу Адель, особенно ее концерт в Альберт-холле — просто отличная, потрясающая запись. А еще Эва Кэссиди, Алисия Краун, японская джазовая певица Нун... Я сформулирую так: фокусом моих музыкальных пристрастий на данный момент является издание The Best Audiophile Voices — есть такой сборник, и практически все, что там есть, мне очень нравится. Из мужчин-вокалистов — Джейми Каллум, пожалуй, из певиц еще, конечно, Элла Фицджеральд. Вот как раз купил многодисковое издание ее записей.
— CD у вас в системе все еще основной источник?
— Да, я, конечно, слушаю музыку и с компьютера, и в плеере, но в качестве эталона звучания я всегда ищу компакт-диск, он лучше всего у меня звучит. Компьютер тоже подключен к ресиверу, но там качество несравнимо, это скорее для прослушивания в деморежиме. Конечно, мечтаю чтобы и комната была побольше, и напольные колонки поставить, может быть, заменить в перспективе электронику на что-то посерьезнее. Так что буду продолжать настолько, насколько позволят возможности.
— А менялись ли ваши музыкальные вкусы с развитием аудиосистемы?
— Звук, конечно, диктует определенные жанры. Не думаю, что я увлекусь роком, хотя когда-то я слушал Blind Guardian, например, c их безумной музыкой. Но сейчас определенно я настроен на что-то спокойное и умиротворенное, это прежде всего джазовый вокал. А если появятся колонки, способные предать что-то более серьезное... Я, конечно, люблю классику, но будем говорить честно, мои колонки не очень «тянут» симфонические записи. Когда есть только вокал и скромная аранжировка, они справляются, и мне нравится, как звучит система, искренне — я уже почти все сделал, что надо. Даже поставил за колонками звукопоглощающие панельки.
— Помогло?
— Да, изменился звук, я вообще заметил, что все аспекты воспроизведения зависят от нюансов настройки. И я не считаю вымыслом ни влияние проводов, ни другие возможности менять звук. Например, я долго выслушивал и экспериментировал, чтобы понять, ставить ли под шипы колонок металлические подставки, в результате задние шипы на подставках, а передние нет — это получилось лучшее сочетание.
А когда поставил колонки на шипы, абсолютно случайно попросил у друга, который делал ремонт, куски бруса, и, когда заменил ими мрамор, поймал себя на том, что начал притопывать под музыку, появилась эмоциональность, радость на душе, и я в тот же день переслушал несколько дисков подряд.
Кто-то, услышав об этом, покрутит пальцем у виска, но, видимо, так устроил господь Бог мир, что все связано между собой. Все это работает. Вот теперь посмотрим, как новые кабели повлияют. Надеюсь, что в лучшую сторону.
— Какие планы по дальнейшим апгрейдам?
— Конечно, выше головы не прыгнешь, но мне кажется, что после моих манипуляций качество звука в системе выросло в два раза, а то и в три. И сцена расширилась, и звук вышел за пределы колонок, чего поначалу не было. Они перестали быть заметны — до того было слышно, что вот одна, вот другая, а между ними стереоэффект соединяется, а тут они исчезли. Из ближайших экспериментов — еще немного работы с виброразвязкой. Сейчас я нашел немного другой мрамор, вернусь домой, попробую, как он повлияет. На это хобби, конечно, не всегда есть время, но отвлекаться на него очень приятно.
— А как это сочетается с верой?
— Прекрасно сочетается. Ведь гармония звуков, как мы верим, создана Богом. Есть история про Романа Сладкопевца, боюсь сейчас ошибиться в точности рассказа, но суть его в том, что он плохо пел и как-то на богослужении его вытолкнули вперед, чтобы он опозорился. Господь ему за его смирение дал голос такой красоты, что все были потрясены.
Да и богослужение ведь большей частью состоит именно из пения. В семинарии все занимаются музыкой, нам ставят голоса, это важная и неотъемлемая часть нашей жизни. Хорошая музыка и хорошее исполнение — это прекрасно, что тут может быть плохого?