У виниловой пластинки есть объективные недостатки, связанные с возможными повреждениями. Конечно, при правильном хранении и бережном обращении она может десятилетиями пребывать в очень хорошем состоянии, но часто приходится иметь дело с пластинками уже поврежденными...

Дефектный винил — нередкая проблема для виниловода, но проблема не всегда неразрешимая. Что делать с искривленными пластинками? В идеале — не покупать и не иметь в фонотеке. Но это идеал, а на практике остается или давить их клемпами, которые не всегда помогают и не всегда хорошо влияют на звук, или пытаться распрямлять. Существуют специальные термопрессы для этих целей, но позволить себе такое приобретение в силу цены может далеко не каждый, да и выпрямить таким способом можно не все пластинки. Впрочем, идеальных способов нет, и некоторым пластинкам уже ничем не помочь. Можно лишь попробовать. Способ, которым пользуюсь я, относительно прост — нужно хорошо отмыть пластинку, поместить ее в совершенно чистый новый конверт (конверт нужно заклеить, полностью исключив попадание пыли) и отправить под груз. Для этого подойдет, например, пара стекол сантиметровой толщины. Главное, чтобы поверхности были идеально ровными, пластинка чистой, а нагрузку нужно добавлять постепенно — в моем случае по паре томов БСЭ в неделю, так недели три, дальше догрузить еще несколько килограммов и подождать — от месяца до трех. При умеренных деформациях этот способ работает нередко даже в отношении тяжелого винила.

Если пластинка заедает на одной дорожке, тоже иногда поправимо. Нужно понять, в чем дело, вооружившись хорошей лупой, найти ту самую дорожку и тот самый дефект. Нередко это оказывается просто какая-то особо упрямая грязь, не смывшаяся при чистке и не убирающаяся при помощи щетки. В таком случае ее, скорее всего, можно отмочить раствором изопропилового спирта и отмыть, используя мягкую щетку. Иногда может потребоваться и какой-то моющий состав, в данном случае это не страшно, так как потом всю пластинку необходимо хорошо помыть. Но бывают и такие случаи, когда причина в царапине или каком-то еще дефекте самой пластинки. Это тоже можно поправить, но технически лечение намного сложнее — для этого я использую гибрид «ужа с ежом», а именно — вертушку с установленным на ней переделанным микроскопом. Идея была заимствована из процесса изготовления самого винила, но тут сходство только внешнее, а процесс починки ручной — при помощи микрохирургического инструмента. Конечно, я не думаю, что такой максимализм нужен всем и каждому, но когда ищешь редкую пластинку пару лет, платишь за нее чувствительную сумму, а потом обнаруживаешь дефект, очень хочется попробовать что-то сделать. Исправить получается не всегда, но в ряде случаев, при удачном стечении обстоятельств вместо заедания остается небольшой щелчок и все. Хотя если дело в сильном повреждении дорожек или каких-то сильных дефектах, редкую пластинку лучше оставить в качестве донора конверта, а потом, найдя заведомо играющий вариант, распорядиться вариантом дефектным по своему разумению — хоть выбросить, хоть в рамку на стену поместить (если пластинке не суждено звучать, это не значит, что из нее нельзя сделать какой-то арт-объект).

Еще бывают пластинки со смещенным центром, что иногда случается в результате ошибок в производственном процессе. Если только «яблоко» приклеено криво, не беда, скорее эстетическое недоразумение. А вот если смещено отверстие и тонарм болтает вправо-влево, это явный недостаток. Но тоже лечится. Можно аккуратно рассверлить отверстие, отцентровать пластинку на диске (конечно, не на основном проигрывателе, а на «ремонтном»). Заранее из тонкой, но плотной бумаги сделать кружок с отверстием точно в диаметр шкива, подложить под центруемую пластинку, аккуратно подклеить края и все отверстие залить быстротвердеющей смолой. Только шкив проигрывателя должен быть смазан, например, силиконовым маслом, чтобы не допустить приклеивания. После застывания подравнять, даже бумагу можно подкрасить. И слушать. Точность не всегда будет идеальной, но из непригодной для прослушивания пластинки можно сделать пластинку вполне рабочую.