О компании Schiit Audio, равно как о скандинавской мифологии, давшей имена фирменной продукции, на страницах Stereo.ru, кажется, рассказали уже все. Более того, устройства, описанные в данном материале, упоминались в несколько иных ипостасях. Поэтому сегодня речь пойдет исключительно об аудиофильском «железе», влиянии на качество звучания USB подключения и прочих странных для неподготовленного человека вещах. Одним словом, сегодня мы погружаемся в мир Schiit Audio максимально глубоко.

Предусилитель и друзья

Связка Jotunheim и Wyrd — это на сегодняшний момент наиболее необычное и интересное сочетание компонентов из всего, что мне приходилось тестировать. Jotunheim — балансный предварительный усилитель со встроенным усилителем для наушников и возможностью установки фонокорректора или балансного USB-ЦАПа. Wyrd — это активный USB-фильтр. Как вы понимаете, из двух возможных модулей в Jotunheim был установлен USB-ЦАП, и именно его конструкция сделала возможным этот тест.

Компоненты Schiit Audio теперь доступны и в черном цвете. Наконец-то!

Итак, о Jotunheim вкратце. Это среднеформатный по меркам Schiit Audio компонент. Меньше него — «карманные» ЦАП Fulla и мини-компоненты типа Modi, Magni или того же Wyrd. Следующие по размеру устройства Schiit Audio типа Mjolnir или Yggdrasil имеют уже стандартный форм-фактор с шириной фасада порядка 40 см. При этом в отличие от малышей Jotunheim имеет встроенный блок питания с возможностью использовать любой аудиофильский сетевой кабель с типовым IEC-разъемом, а также выполнен в полностью балансной схемотехнике, как и старшие компоненты. Даже усилитель для наушников у него балансный, что не может не радовать.

Стандартный миникорпус и два светодиода. Вот вам и весь Wyrd!

В принципе Jotunheim можно использовать как предусилитель в стационарной Hi-Fi системе, в паре с одним (но лучше двумя) усилителями мощности Vidar и любым стандартным источником, вплоть до проигрывателя винила. Но куда более уместным выглядит использование Jotunheim с установленным модулем USB-ЦАПа в роли настольного Hi-Fi, работающего с компьютером. Хочешь — наушники к нему подключай, хочешь — акустику активную. Мне почему-то сразу представилась связка Jotunheim в серебристом корпусе с аналогичными по расцветке мониторами Genelec и каким-нибудь MacBook-ом, хотя теперь у Schiit Audio и черные корпуса доступны, так что можно Dynaudio или Adam вписать в столь же гармоничную с визуальной точки зрения связку. Впрочем, это все лирика. Правда жизни состоит в том, что с внешним ЦАПом более высокого класса качества Jotunheim звучит лучше, чем со встроенным, и это наводит на определенные мысли.

Нужен Wyrd!

Плата USB-ЦАПа у Jotunheim собрана на качественных компонентах: цифровом приемнике CM6631A и двух микросхемах АК4490. Таким же набором, но с одним чипом АК4490 в небалансном включении оснащается фирменный ЦАП Bifrost. Отличие состоит в том, что у Bifrost питание ЦАПа осуществляется от мощного стабилизированного блока питания, встроенного в устройство, а в случае с Jotunheim плата USB-ЦАПа получает питание от компьютера, по USB-кабелю.

В наименовании платы ЦАПа ключевое слово «passive» — оно говорит о том, что питания от Jotunheim он не получает

Таким образом, вместе с полезным сигналом в ЦАП поступают шумы от материнской платы компьютера и весьма нестабильное, загрязненное питание от USB-шины, сгенерированное импульсным БП. При всех талантах чипа от Cmedia полностью компенсировать проблемы стандартного USB-подключения без посторонней помощи невозможно.

Постороннюю помощь за весьма умеренную плату готов оказать Wyrd. В стандартном мини корпусе инженеры Schiit Audio собрали стабилизированный линейный блок питания на 5 В, который заменяет собой замусоренное питание, идущее от USB-порта компьютера. Кроме того, цифровой сигнал проходит через чип микроконтроллера, работающего в связке с прецизионным тактовым генератором.

На виде сверху плата Wyrd — стабилизированный блок питания, но снизу есть микросхемы контроллера USB

В итоге все, что поступает от компьютера, приводится в более приличный вид: получается чистое стабильное питание достаточной мощности и снижается уровень джиттера цифрового аудиопотока. Подход в целом верный и внушает доверие. Единственным недостатком подобной схемы можно назвать лишь сам факт наличия дополнительного устройства с внешним блоком питания и необходимость использовать два USB-кабеля вместо одного.

Эксперименты

Сравнительное прослушивание я проводил двумя способами: используя наушники Oppo PM-2, подключенные балансным кабелем и систему, состоящую из двух усилителей мощности Vidar и акустики Sonus Faber Olympica III. Коммутация исследуемой части системы проводилась фирменными USB-кабелями Schiit Audio PYST, производимыми по заказу компании на фабрике Straight Wire. Видимых отличий, как и отличий в описании конструкции от обычного USB-Link, продаваемого под брендом Straight Wire, я не нашел. Даже логотипы Straight Wire на разъемах присутствовали. Одним словом, уже знакомый качественный кабель с более чем демократичным ценником.

Компоненты тестировались как с наушниками, так и в системе с акустикой

Первое и главное, что было необходимо проверить, это сам факт наличия какого-либо слышимого эффекта от использования Wyrd. Надо сразу сказать, что вне зависимости от того, как именно проходило прослушивания, напрягаться и выискивать отличия в звуке особенно не пришлось. На Hi-Res записи Leonard Cohen «Slow» прямое подключение Jotunheim давало полноценное звучание, но стоило включить в цепь Wyrd, как звук ЦАПа без него уже казался более темным, приглушенным, смягченным с ощущением небольшой расфокусированности звуковых образов. Благодаря Wyrd четче стали очерчены вокал и клавишные. Существенно прозрачнее заиграли высокие частоты, что хорошо слышно на женском бэк-вокале. Сами бэк-вокалистки запели как будто громче, чище и увереннее, а запись в целом воспринималась светлее, прозрачнее и атмосфернее.

На следующей композиции «Almost Like The Blues» басовая партия стала заметно более управляемой, четкой и при этом подвижной. Без Wyrd бас теперь казался несколько монотонным.

Wyrd оказался идеальным посредником между компьютером и USB-ЦАПом

При переходе к более сложной музыке разница в качестве звучания еще очевиднее. Например, на треке Alex Clare «Up All Night» без Wyrd был слышен акцент на темном, густом звучании гитар, заполняющем всю центральную часть звуковой сцены. С использованием Wyrd гитары внезапно оказались разнесены шире, освободив центральную часть сцены для вокала. Звуковая картина стала глубже, с легко понятной структурой. Легче получалось прочувствовать фактуру гитарных рифов и отследить басовую партию. При этом цельности композиция не утратила, а скорее приобрела, да и в плане энергетики существенно прибавила.

Jotunheim — это не только усилитель для наушников, но еще и хороший балансный предусилитель

На еще более тяжелом контенте типа System of a Down «Jet Pilot» результат был аналогичный. Без Wyrd звучит энергично, мощно, но более кучно, вся музыка воспринимается неким единым неделимым потоком. С Wyrd звучание гитар становилось сфокусированнее и разборчивее, барабаны звучали хлестко; вокал тоже был явно четче и понятнее.

Для большей контрастности впечатлений на смену металлу пришли «Времена года» Антонио Вивальди. На «форте» разница была однозначно заметна только в плане прозрачности верхних и ширины сцены, а вот на самых тихих и вкрадчивых моментах Wyrd вытаскивал довольно много информации, которая ускользала от внимания в стандартном подключении Jotunheim. Похожая ситуация была даже с прослушиванием старых записей джаза, имеющих не столь высокое разрешение, малую ширину частотного диапазона и скромную динамику.

Вход и выход, «вкл» и «выкл» — все на задней панели

И все же самые большие надежды на то, что присутствие Wyrd окажется незамеченным, я возлагал на танцевальную электронную музыку. Но не тут-то было! Swanky Tunes «Full House» — эффект в целом тот же, что и с другими музыкальными жанрами: еще более чистый и сфокусированный звук, более подробная передача вокала и верхних частот. Но главное, ритм и басовая партия «до» и «после» — это совершенно разные звуки. Удары «бочки» стали четкими, точными, упругими. Ритмичность и танцевальность композиции явно возросли.

Из невошедшего

В качестве дополнения отмечу несколько совершенно различных наблюдений, плюсов и минусов, с которыми столкнулся в процессе прослушивания. В первую очередь выделю тот факт, что в роли предварительного усилителя Jotunheim исключительно хорош и свою цену отрабатывает с приличным бонусом. В линейке Schiit он полностью соответствует тому месту, которое назначено ему разработчиками, но вне ее может конкурировать и с более дорогими устройствами. Это нейтральный и честный предусилитель в самом правильном понимании этих слов. Звук не окрашивает, динамику не урезает, разрешение обеспечивает высокое.

На фасаде все необходимые органы управления, а выключателем питания производитель предлагает не пользоваться. Включил и забыл

Претензии возникли не к звуку, а к эргономике управления, которая у Schiit Audio, по-моему мнению, где-то на отметке около нуля. Выключатель питания у обоих устройств расположен на задней панели, что приемлемо, только если вы используете компоненты в качестве настольных, рядом с компьютером, но никак не в стойке с Hi-Fi-аппаратурой.

Вторая типичная «фишка» станет главным сюрпризом для тех, кто проникся идеей использовать Jotunheim на рабочем столе с компьютером в качестве источника. При подключении к предусилителю наушников, подключенная к нему постоянно активная акустика не отключится автоматически и продолжит звучать. Причем в ручном режиме ненужные выходы вы не сможете выключить, такой возможности просто нет! Самое интересное, что на более дорогих полноразмерных компонентах Schiit Audio эта функция тоже отсутствует. Ни специальной кнопочки, ни автоматического отключения при втыкании «джека» наушников. И не спрашивайте меня, почему разработчики так не любят людей. Мне самому это очень интересно. В остальном-то они вроде нормальные парни. Может, это отголоски их чувства юмора?

С Wyrd сложно решить только один вопрос — то ли ставить его на полку рядом с компонентами, то ли бросить куда-нибудь подальше за стойку

Третье наблюдение касается USB-кабелей, а точнее — их поведения в системе. Без Wyrd качество и характер звучания USB-кабелей заметно влияли на звук. Имея возможность сравнить кабели PYST/StraightWire с обычным noname «от принтера» и более дорогим QED, я получил три разных характера звучания. С Wyrd ситуация изменилась. Кабель, включенный между компьютером и USB-фильтром, было сложно распознать на слух, да и тот, что был после, уже не оказывал столь заметного влияния. Результат в целом предсказуемый, но как всякая теория он требовал проверки практикой.

Выводы

Общее ощущение от прослушивания — Wyrd поднимает класс качества звучания встроенного ЦАПа примерно на одну ступень, уравнивая его тем самым с классом аналоговой части предусилителя Jotunheim. Благодаря этому вырисовывается весьма любопытная картина: чтобы максимально раскрыть потенциал этого устройства, нужно либо использовать более качественный внешний USB-ЦАП, что стоит немалых денег, либо сделать двойной апгрейд: установить дополнительную плату ЦАПа внутрь и за ту же сумму докупить Wyrd. Одним словом, поводов для размышлений набралось достаточно. Будем думать.

Возможность собрать компактную настольную систему без внешнего ЦАПа, хорошее соотношение цена/качество

Неудобно располагаются выключатели питания, неотключаемые выходы предварительного усилителя

Schiit Audio Wyrd, Schiit Audio Jotunheim

Schiit Audio Wyrd — 10 990 рублей, Schiit Audio Jotunheim — 47 990 рублей (с балансным ЦАП)

Schiit Audio Jotunheim

Диапазон частот: 20-20000 Гц (-0,1 дБ), 2-700000 Гц (-3 дБ)

КНИ: менее 0,001% (в диапазоне 20-20000 Гц)

Соотношение сигнал/шум: более 109 дБ

Разделение каналов: более 70 дБ (в диапазоне 20-20000 Гц)

Полное выходное сопротивление: менее 0,1 Ом

Мощность усилителя для наушников: 7,5 Вт на 16 Ом 0,5 Вт на 600 Ом (балансное подключение); 2,5 Вт на 16 Ом, 0,175 Вт на 600 Ом (небалансное подключение)

Микросхемы ЦАП: 2х АК4490 (балансное включение)

USB-приемник: CM6631A

Входы: балансный XLR, небалансный RCA, USB тип В

Выходы: балансный XLR, небалансный RCA, небалансный для наушников Jack 6,3 мм, балансный для наушников 4-контактный XLR

Габариты: 229х152х51 мм

Масса: 2,7 кг

Schiit Audio Wyrd

Стандарт USB: 2.0

Вход: USB тип В

Выход: USB тип А

Питание: внешний линейный БП 6В, 9 ВА

Габариты: 127х89х32 мм

Масса: 0,45 кг