Столько споров об аппаратуре и так мало информации о том, что мы все-таки слушаем? Мы решили провести эксперимент, чтобы узнать, насколько добросовестно относятся издатели музыки к своим слушателям. Первый альбом был выбран народным голосованием.

Итак, дебютный альбом “Murmur” американской группы R.E.M. Выпущенный в 1983 году, он захватил сразу несколько технических эпох. Сначала “Murmur” тиражировался лишь на кассетах и пластинках, CD появился только в следующем году.

Растущая популярность коллектива, разумеется, и запускала печатный станок переизданий, среди которых было и 24 бит /192 кГц. С него и начнем.

2012 — A&M Records / HD Tracks

ссылка



Ох, какой кошмар! Все пики этой интересной записи были обрезаны лимитером. Проверка утилитой Dynamic Range Meter подтверждает унылую картинку – по альбому крепко задрали громкость, точками клиппинга (0 дБ) забита практически вся фонограмма.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR8 -0.71 dB -9.62 dB 4:04 01-Radio Free Europe

DR5 -0.70 dB -8.77 dB 4:29 02-Pilgrimage

DR8 0.00 dB -9.50 dB 3:58 03-Laughing

DR9 0.00 dB -10.49 dB 3:23 04-Talk About The Passion

DR6 -0.50 dB -8.30 dB 3:31 05-Moral Kiosk

DR10 0.00 dB -12.98 dB 3:32 06-Perfect Circle

DR8 0.00 dB -8.86 dB 3:55 07-Catapult

DR9 0.00 dB -9.92 dB 3:18 08-Sitting Still

DR8 0.00 dB -9.10 dB 3:05 09-9-9

DR8 0.00 dB -9.36 dB 4:30 10-Shaking Through

DR9 0.00 dB -10.65 dB 3:01 11-We Walk

DR8 0.00 dB -9.42 dB 3:17 12-West Of The Fields

В спектрограмме можно увидеть, что трансфер производился с аналоговых источников, но в то же время в итоговом издании можно наблюдать плоды каких-то цифровых манипуляций. Посмотрите для примера 2-й трек. На исходной пленке самые тонкие обертона никогда не будут подниматься аж до 96 кГц. Это какие-то паразитные вещи цифровой математики.

Если не знать о других версиях, то звучит этот Murmur вполне съедобно, особенно на системах, которые лучше приспособлены под компрессированный саунд — раскатисто и с напором. Но все-таки плоско и одномерно, как на мой вкус. Посмотрим другие варианты.

2008 — Deluxe Edition, I.R.S. Records — B0012251-02

ссылка

Ремастер с бонусом-диском живого выступления группы 1983 года. Спектрограмму на компакт-диск смотреть нет смысла – там все ограничено форматом Red Book в 22 кГц, а вот динамическим диапазоном можно поинтересоваться. Клиппинга практически нет, но в целом по динамике — такое же варварство.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR8 -0.30 dB -9.59 dB 4:06 01-Radio Free Europe

DR6 0.00 dB -9.42 dB 4:29 02-Pilgrimage

DR8 -0.38 dB -9.77 dB 3:59 03-Laughing

DR7 -0.32 dB -9.86 dB 3:21 04-Talk About The Passion

DR6 -0.24 dB -8.62 dB 3:32 05-Moral Kiosk

DR9 -0.57 dB -12.26 dB 3:31 06-Perfect Circle

DR8 -0.38 dB -9.53 dB 3:56 07-Catapult

DR7 -0.27 dB -9.09 dB 3:19 08-Sitting Still

DR7 -0.50 dB -8.91 dB 3:03 09-9-9

DR7 -0.29 dB -9.20 dB 4:31 10-Shaking Through

DR8 -0.27 dB -10.87 dB 3:01 11-We Walk

DR8 -0.10 dB -9.34 dB 3:22 12-West Of The Fields

1984 I.R.S. Records CD-70014

ссылка

Может быть, первопресс CD исправит впечатление? Этот был сделан Matsushita в 1984 году в Японии для американского рынка.

О, совсем другое дело! И картинку волны совсем не узнать, правда? Но имейте ввиду, на дубовой технике тихие компакт-диски будут звучать совсем невыразительно.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR14 -0.98 dB -18.07 dB 4:05 01-Radio Free Europe

DR12 -2.42 dB -19.23 dB 4:30 02-Pilgrimage

DR14 -1.31 dB -19.00 dB 3:59 03-Laughing

DR15 -1.99 dB -19.30 dB 3:24 04-Talk About The Passion

DR14 -1.29 dB -18.01 dB 3:32 05-Moral Kiosk

DR15 -3.10 dB -21.72 dB 3:30 06-Perfect Circle

DR13 -1.91 dB -17.00 dB 3:56 07-Catapult

DR14 0.00 dB -16.90 dB 3:19 08-Sitting Still

DR12 -0.97 dB -15.92 dB 3:05 09-9-9

DR14 -1.44 dB -17.14 dB 4:30 10-Shaking Through

DR14 -1.84 dB -18.71 dB 3:01 11-We Walk

DR15 -1.89 dB -18.53 dB 3:17 12-West Of The Fields

Если смотреть последующие выпуски CD до ремастеров, то там пики сигнала могут немного отличаться на разных матрицах, но в целом динамика сигнала и характер звучания остается прежними и узнаваемыми. Тоже можно сказать и про тональный баланс LP-версии, на фоне которой, правда сказать, упомянутые компакт-диски звучат посуше. Причины тому могут быть разные: как и несовершенные AD-преобразователи начала 80-х, так и самодеятельность иглы и фонокорректора.

Однако фаворитом я бы хотел назвать издание 1995 года, выполненное силами Mobile Fidelity Sound Lab. К сожалению, пластинку послушать не удалось, а вот компакт-диск закрывает вопрос не только с неудачным HD, но и с первопрессами. Это полностью иная интерпретация: некоторые жалуются на обилие баса в версии MFSL, но именно в этом и состояла концепция Murmur. Группа сознательно отказалась от модных в ту пору клавишных и гитарных завывов, чтобы сделать звучание «вне времени». Барабаны записывались в отдельной кабине и поверьте — именно в варианте Mobile Fidelity появилось их физическое присутствие!

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR11 -0.26 dB -12.42 dB 4:05 01-Radio Free Europe

DR10 -0.42 dB -13.99 dB 4:30 02-Pilgrimage

DR12 -0.34 dB -12.92 dB 3:58 03-Laughing

DR12 -0.62 dB -14.57 dB 3:23 04-Talk About The Passion

DR9 -0.37 dB -11.95 dB 3:32 05-Moral Kiosk

DR13 -0.54 dB -17.65 dB 3:29 06-Perfect Circle

DR11 -0.29 dB -13.19 dB 3:56 07-Catapult

DR12 -0.13 dB -13.84 dB 3:18 08-Sitting Still

DR9 -0.63 dB -11.19 dB 3:05 09-9-9