Хмурыми летними днями, когда дождь без остановки барабанит по крышам, хочется хоть как-то изменить ритм, и настроиться на позитив. А джаз — он, как и другие жанры, легко ранжируется по временам года. Вот этот, например, холодный такой, почти ледяной — будем слушать его зимой. Другой вдохновляет, пробуждает и окрыляет — в самый раз для весны. Осенью можно найти более спокойный, но эмоциональный джаз, с нотками трагедии и ностальгии.
В общем, занятие это довольно интересное, но есть основания полагать, что от случая к случаю такая сортировка будет очень и очень отличаться. Тем не менее, перед вами первая попытка выделить летний джаз, причем не заглядывая при этом в закрома медиатеки, а взяв самые свежие сливки из новых релизов.
Конечно, все это вкусовщина: для кого-то «летним» будет сольный рояль, который размеренно выводит аккорды «Summertime». В другом случае тяжесть и чилл темной джазовой стороны также может ассоциироваться с летним зноем и жаркими ночами. Но подойдем к вопросу ситуативно, экспромтом: в этом году в столице лета меньше, чем хотелось бы. А эта подборка — о именно о том, чего не хватает.
John Carroll Kirby — «Blowout»
По профессии и, похоже, что и по призванию Джон — клавишник. По совместительству — звукозаписывающий продюсер. Но собственному творчеству всегда уделяет больше внимания, хоть и не торопится: «Blowout» стал его восьмым сольным альбомом. Выходец из фортепианного джаза, Джон сделал успешную карьеру и даже Грэмми успел заполучить. Но та музыка, которую он пишет сейчас, уже вполне в духе времени, когда балансирование на стыке жанров привлекает внимания не меньше, чем их классические редакции.
«Blowout» был написан под впечатлениями от путешествия по жаркой Коста-Рике, что уже намекает нам на его вполне подходящую консистенцию — b прямо с первого трека понятно, что это именно та смесь, которую мы искали. Композиции получились озорные и теплые, с солирующей флейтой в средиземноморском стиле, с ощущением беззаботности белоснежных пляжей, с темно-синей кромкой океана, которая видна за открытым окном с неспокойной от бриза занавеской.
Латинской Америкой тоже веет: в некоторых треках прослеживается характерное построение линии ударных с использованием соответствующих инструментов. Но по большей части этот альбом хочется назвать фанковым, так как в этот раз клавишник Джон решил использовать в роли аккомпанирующего инструмента совсем не рояль. Сэмплы стройными рядами окружают слушателя, но лишь для того, чтобы умело расположить в его воображении всю Коста-Рику. Ну или хотя бы ее часть — такое нас тоже устраивает.
Caity Gyorgy, Mark Limacher — «You're Alike, You Two»
Чуть дальше от морской темы, но все так же рядом с летним стилем, Кейти Джорджи под аккомпанемент рояля Марка Лимахера проведет нас по теплым летним тропинкам — среди уютного сада и пения птиц. Конечно, птицы здесь упомянуты так, для антуража. Но спелый, сочный голос Кейти вполне способен доставить не меньше удовольствия.
Ее голосу в этом альбоме уделяется первая, ведущая роль. Хотя он больше известен в Канаде и за ее пределами как ведущий в свинговых композициях, в этом альбоме Кейти с головой решила окунуться в джаз — и не промахнулась! Тембры вполне подходящие, техника — на высоте, практики тоже достаточно. Почему же не раньше, Кейти?
Видимо, очень занята была: кроме исполнительского искусства, она является автором и композитором песен, и даже призы разные на фестивалях за это получала. Да и путешествия по миру с гастролями тоже немало времени отнимают. Но есть в ее биографии и еще одна подходящая для нашей подборки строка: Кейти работает преподавателем джазового вокала в летнем музыкальном лагере. Возможно, оттуда она черпает такие летние, ненавязчивые мотивы, свежесть и легкость, которые наполняют каждый трек.
Альбом исполнен в строгих рамках классического дуэта рояля с вокалом, здесь нет ничего лишнего и все приятно, начиная от качества записи и заканчивая мастерством обоих участников дуэта.
Mod Cons — «Mod Cons»
Некоторые стриминговые сервисы определили этот альбом в жанр «рок-н-ролл». В других он лежит в подборке джаза, а в третьих — этого уже вполне достаточно, чтобы перестать фантазировать на тему определения жанра и приступить к сути.
Mod Cons — попробуйте поискать что-то в сети об этой группе. Или даже не стоит пробовать, потому что затея эта ничем не закончится. Поэтому пришлось включить определенную сноровку, чтобы разгадать тайну «модифицированных минусов». Хотя и с переводом тоже не все так просто: дословно получаются как раз несуразные «модифицированные минусы». А если учитывать идиомы английского, то получится что-то похожее на «все удобства». В общем, оставим игру слов на потеху лингвистам, а сами перейдем к одноименному альбому.
Если вы знаете популярных джазовых музыкантов в лицо, то обложка альбома сразу раскроет все карты: с гитарой — Чарли Хантер, за барабанами — Джордж Слуппик, с саксофоном в руках — Петр Канкура. По итогу получаем абсолютно свежее трио с громкими джазовыми именами, пиар компанией которого занялся, пожалуй, самый популярный из состава — Чарли Хантер. «Звук "BIG BEAT”, которого вы так долго ждали!» — гласит афиша. Что же, значит, дождались.
В принципе, музыка получилась разнообразная, почти всесезонная. Но если взглянуть в треклист — восьмым номером там выступает композиция «Моторная лодка»: слушаем, подключаем фантазию — получаем желаемое настроение. Да и с остальными треками этот же трюк получается тоже весьма неплохо, записаны и сыграны они манерно, с уклоном то в джаз, то в блюз. И если солнечного света за окном вам недостаточно, они им вполне по силам приподнять даже самое хмурое настроение.
Terrace Martin — «Fine Tune»
«Тонкая настройка» от музыкального вундеркинда — такого у нас еще не было. Конечно, такая настройка потребует небольшого смещения ракурса относительно предыдущих альбомов. Но все же, все задачи специальной музыкальной подборки будут выполнены. Даже если один из претендентов на летний вайб слегка отличается от предшественников.
Мартин Террас — тот самый вундеркинд, который взялся за тонкую настройку. Надо сказать, что настраивать он умеет не только свою музыку и альбомы, но и творчество других известных исполнителей (удивительно, но даже Snoop Dogg есть в этом списке). При этом, судя из биографических очерков, Мартин даже школу толком закончить не успел: стоило только в его жизни появиться первому музыкальному инструменту — и все, дальнейший вектор развития ребенка никто не смог изменить.
В более подробном описании альбома мы обнаружим, что Мартин далеко не в одиночку занимался этими треками — наберется как минимум еще с десяток имен. Таков, наверное, удел вундеркинда: сначала он всем помогал, а теперь все помогают ему. Хорошо, что эту помощь удалось систематизировать и привести к единому фанково-нью-джазовому знаменателю, который, в свою очередь, привел этот альбом в нашу подборку.
К летнему его можно причислить, даже не задумываясь. Большинство композиций легкие, встречаются вокал и разнообразный подход к ритмике. Несколько треков откровенно уводят нас в хип-хоп с грувом, но мотивация на хорошее, солнечное лето и здесь не теряется. Чего в нем нет — так это однообразия, от которого рука потянется к пульту в поисках чего-то более интересного. Капелька ностальгии, щепотка синти-поп, мажорный лад и девичьи распевы — пусть лучше лето будет вот таким.