RP10 — новый флагман модельного ряда Rega. В нашем тесте он укомплектован старшей MC-головкой Apheta. Проигрыватель сильно отличается и от предыдущей в модельном ряду вертушки Rega RP8, и от давно снятого с производства флагмана Rega P9. И это заметно с первого взгляда. Стоимость RP10 и RP8 различается почти в два раза, и даже с поправкой на английскую разработку и ручную сборку такой ценник обязан быть обоснован. По моим наблюдениям, именно по старшим моделям легче всего понять, какова идеология звука в компании, разобраться, насколько соблюдается преемственность. А уж чем-чем, а преемственностью и единообразием «звуковой школы», а также старанием разработчиков делать компоненты для монобрендовых систем, Rega хорошо известна.
Самодостаточная конструкция
При детальном изучении проигрыватель производит впечатление цельной и самодостаточной конструкции. Я не скажу, что конструкция однозначно правильная, тут одного-единственного подхода не существует, но в рамках того, как мне представляется концепция Rega, аппарат именно цельный.
Стол, или шасси, уже знакомы по модели RP8 — очень легкая конструкция, изготовленная из вспененного пластика полиолефина, сверху и снизу проклеенного двумя слоями тонкого жесткого пластика. Знаком и принцип построения стола — фирменный «скелет» и внешняя оболочка, впервые использованные в модели RP8.
Внешняя оболочка, по сути, сделана только для того, чтобы удерживать крышку проигрывателя. И ножки, на которые эта оболочка устанавливается, тоже скорее декоративные — с конструкцией стола они практически никак не связаны, а лишь центруются при помощи тонких резинок, натянутых треугольником внутри полой конструкции. Таким образом, всю эту внешнюю часть можно при желании снять и вообще убрать в коробку.
Пылезащитная крышка, кстати, в точности такая же, как и у всех прочих проигрывателей Rega, с такими же пластиковыми петлями. Видимо, эта часть конструкции разработчиками расценена как далеко не самая значимая, что, впрочем, логично.
Движимые части
Внутренний «скелет» проигрывателя несет на себе все основные узлы и детали — стакан подшипника, мотор, базу для тонарма. Конструкция сделана так, чтобы размеры и вес самого основного стола были минимальными. И применена уже знакомая технология Double Brace — увеличение жесткости стола за счет двух металлических пластин, соединяющих стакан подшипника и основание тонарма.
Подшипник — классической конструкции, с бронзовым стаканом и не очень толстым стальным шкивом, переходящим в металлический субдиск. Субдиск изготовлен таким образом, что основной диск опирается не на всю его поверхность, а только на внешнюю выступающую кромку, что дает очень маленькую общую площадь соприкосновения.
Но есть здесь и любопытная особенность — керамический основной диск. У прежней старшей модели Rega P9 также стоял диск из керамики. А вообще, если вспомнить проигрыватели и современные, и прежних лет, то использование керамики для основного диска — крайне редкое явление.
Второй заслуживающий внимания элемент — мотор и блок управления. Сам мотор — 24-В, отобранный и отстроенный, по утверждению производителя, индивидуально для каждого аппарата. Вращение же со шкива на субдиск передается при помощи двух круглых пассиков.
Блок питания и управления мотором — это внушительных размеров и веса конструкция со сложной схемой с кварцевым генератором и DSP-обработкой сигнала. По сложности конструкции и по реализации даже у более дорогих проигрывателей ничего подобного практически не встретишь. Забегая вперед, скажу, что именно по ощущениям стабильности скорости и минимальной слышимости огрех, свойственных пассиковому приводу, этот проигрыватель очень сильно отличается от всех прочих моделей Rega.
Блок питания имеет выключатель и кнопки переключения скоростей вращения между 33,3 и 45 об/мин. Мотор в целом не очень быстро раскручивает диск, но и подталкивать его вручную необходимости не возникает. В теории блок управления позволяет подстраивать скорости вращения, но по заверениям производителя все настроено на заводе, и трогать эти настройки без специального оборудования вообще не нужно. И по сути все так, никаких отклонений по скорости я не заметил, все стабильно.
Тонарм и головка
Тонарм Rega RB 2000, идущий в комплекте с проигрывателем, тоже новая разработка, но внешне и по конструкции он похож и на прежнюю старшую модель, и на все тонармы Rega в целом — принцип и конструкция схожи. Однако в реализации есть существенные отличия. Во-первых, тонарм имеет полностью металлическое основание, без каких-либо пластиковых деталей. А это существенно влияет на звук. Вторая особенность — тонарм с металлической трубкой, но трубка не имеет покраски или любого другого покрытия. И это тоже влияет на звук. В остальном все в стиле Rega — нерегулируемые высота и азимут, несъемный шелл и несъемный кабель. И привычно простые настройки. МС-головка Rega Apheta предустановлена на заводе, и настраивать нужно только прижимную силу и антискейтинг, но делается это предельно просто.
Если обобщить все увиденное в деталях, то получится вот что: уже знакомое и неординарное шасси, существенно другой тонарм, внушительная реализация привода и питания с управлением, керамический диск — в целом есть на что посмотреть. И что хорошо, головка Rega Apheta у меня была в тесте с проигрывателем Rega RP8, тот тест, как и все прочие, я хорошо помню, а значит, неизвестных в уравнении меньше и можно лучше понять, что и как в данном конкретном случае влияет на звук.
Прослушивание: эмоции и динамика
Экспериментов этот аппарат как таковых не особенно допускает, поэтому все, что нужно сделать, это дать головке и проводке приработаться. Здесь нет ничего необычного, через 30—40 часов и все встает на свои места.
Прослушивание я начал с пластинки «Interplay Now» — очень забавный и хорошо записанный, да и отлично сыгранный джаз, с хорошо прописанными партиями всех инструментов, включая контрабас и ударные. Звук, который я услышал, в первую очередь можно охарактеризовать как вполне разборчивый, цельный и чуть светлый. Детальность высокая, точно выше, чем я ожидал. Да и динамика на уровне. С одной стороны, нет подчеркивания основных тонов, но нет и ощущения смазанности — все в целом ровно и уверенно. Также, что сразу заметно — звук скорее изящный, нежели грубоватый или нахрапистый, как это бывает в случае с младшими проигрывателями Rega. Хотя в нюансах получается так, что какая-то небольшая доля послезвучий чуть-чуть упрощается. Они не теряются в прямом смысле, но слегка маскируются. Такой подход и в таком качестве вполне имеет право на существование, так как количественная выраженность уже не позволяет говорить об этом как о недостатке.
Если посмотреть на весь частотный диапазон, то каких-то заметных провалов или перекосов нет, все вполне ровно, бас только что не самый-самый глубокий, но хорошо наполненный, объемный и пропрциональный. Серединка богатая, фактурная, светлая, но без выраженной окраски, просто как бы чуть приподнятая и жизнерадостная. Верхние частоты хорошо слышны и заметны, может, чуть подчеркнуты, но при этом вполне разборчивы и многогранны, а если и можно заметить на них легкий акцент, то все равно звук в целом совершенно не воспринимается как диспропорциональный. Сцена скорее тяготеет к камерной, в остальном же вполне правильная и все образы и планы хорошо читаются. Я прослушал всю пластинку целиком и, замечу, не без удовольствия.
Следующая пластинка Jean Michel Jarre «Oxygene». И тоже очень неплохо. Я побаивался, что получится слишком резко, но нет, ничего подобного. Звук подробный, прозрачный, разве что ощущения воздуха почему-то немного не хватило – объем как таковой есть, и не так чтобы уж совсем камерный (о сцене в отношении этого альбома говорить некорректно), но именно воздушность как-то не ощущалась в должной мере. С эмоциями и динамикой все в полном порядке в рамках «фирменного» звука — слушая эту пластинку на своем тракте, я привых к более аналитично-стройной, может быть даже строгой подаче, здесь же трактовка звучания совершенно точно тяготеет к музыке и эмоциям.
Пришла очередь диска Murkof «The Versailles Sessions». Вот здесь эмоциональная, но при этом прозрачная подача оказалась весьма кстати. С одной стороны, запись очень минималистична, и можно разобрать каждый звук и призвук, с другой — не возникло ощущения разбирания музыки на отдельные звуки. Резкие фрагменты звучали резко, мягкие — мягко, внимание к тихим звукам — на уровне. И ощущение воздуха получилось уже немного другим, более отчетливым.
Следующий диск David Gilmour «On An Island». В моем понимании эта запись как-то близко совпала по настроению с трактом. С диапазоном звуков и призвуков тракт справился, эмоции — на отлично, без перебора или перекосов. Детальности вполне достаточно для восприятия картины и музыки в целом. Конечно, на мой вкус и слух, детальности много не бывает, но не все разделяют такой подход. Впрочем, о смазанности или замыленности здесь речь ни в коем случае не идет. А вот с объемом и воздухом опять немного не задалось. Вроде бы все хорошо, а воздух какой-то неподвижный, непривычный. Зато с прорисовкой сцены и пространства получилось интересно. Я это заметил и на предыдущих записях, просто не сразу понял, в чем именно дело, тракт рисует звук так, что края звукового поля, сцены очень аккуратно растворяются в пространстве, переход плавный и многоплановый. Без излишней размытости, но и без чрезмерной резкости и однозначной формализации.
Еще пластинка, теперь это Fleetwood Mac «Then Play On». Мой экземпляр весьма потрепанный, его я держу скорее для тестов. Так вот, с потрепанной пластинкой тракт справился не очень уверенно. Даже умеренный «песочек» был слышен и слышен навязчиво. В остальном неплохо выраженный ритм, наполненность звука, приличная раскладка инструментальных и вокальных партий, картинка в целом сбалансированная, без перекосов или заметной окраски.
Прослушивание: хоровое испытание
Теперь, вероятно, самое сложное испытание для тракта в целом — запись исполнения Faure — Requiem, op. 50. Хоровые произведения вообще одни из самых сложных, и если проигрыватель уверенно играет такие записи, то с большой долей вероятности можно сказать, что и со всем прочим результат будет неплохой. На этой записи хорошо слышны тихие звуки, призвуки на записи, воздух зала. Все вполне подробно, хотя и не сверхдетально. Хор слышен неплохо, в одноголосое существо он совершенно точно не превращается, но нюансировка чуть-чуть меньше, чем хотелось бы. Что приятно — на сложных фрагментах записи не заметно ухудшения звучания, в кучу ничего не сваливается.
И последняя пластинка — Stravinsky «Die 3 Grossen Ballette», я прослушал все три диска из издания и не могу сказать, что как-то устал от звука. Скорее чуть-чуть от музыки, все-таки произведение само по себе не для каждодневного прослушивания. Но в плане звука ничего, кроме иногда возникающей неуверенности в нюансах, я не заметил. Подача в целом та же, что и была на предыдущих пластинках, без сюрпризов. Уверенный результат в сочетании с хорошо отстроенным собственным почерком и пониманием звука.
Резюме: личные музыкальные предпочтения
Что сказать, это фактически первый проигрыватель Rega, который мне действительно понравился. Да, он существует совершено точно в рамках звуковой концепции разработчиков компании, но соотношение качеств и составляющих звука здесь совсем другое, нежели в средних моделях. И со сложными записями аппарат справляется, и к конструкции (опять же с поправкой на фирменный подход) придираться не очень хочется. И собственная трактовка музыкальности имеется. В ряд совершенно нейтральных аналитичных аппаратов этот проигрыватель ставить не стоит, но и не для того он задумывался. А вот играть музыку по-своему у него получается очень и очень неплохо.
В плане жанров я бы не стал давать каких-то рекомендаций, но в плане системы — выбор здесь должен быть осознанным, в любую систему этот проигрыватель точно не впишется. И уровень, и общий звуковой почерк, и свои личные музыкальные предпочтения здесь нужно учесть особо внимательно. Также немного расстрою владельцев систем, состоящих целиком из компонентов Rega, единственный фонокорректор, который будет под стать проигрывателю — Ios Reference или что-то похожего уровня, но уже других производителей. А вот с головками все вполне ясно, я бы скорее оставил все как есть и использовал цельную систему в сочетании с Apheta.
Музыкальный материал
David Gilmour — On An Island / EMI 3556951 / Stereo
Faure — Requiem, op. 50 — Daniel Barenboim, Orchestre de Paris, Edinburgh Fectival Chorus — EMI EAC-55052 / Stereo
Fleetwood Mac — Then Play On / Reprise RS 6368 / Stereo
Jean Michel Jarre – Oxygene – Polydor MPF 1098 / Stereo
Murkof – The Versailles Sessions - The Leaf Label - BAY 67V / Stereo
Stravinsky — Die 3 Grossen Ballette — London Philharmonic Orchestra, Bernard Haitink — Philips 6747 094 / Stereo
T. Mizuhashi, M. Imada, T. Yamamoto — Interplay Now — RVC RJL-8007 / Stereo
Проигрыватель Rega RP10
Привод: пассиковый
Мотор: переменного тока
Блок управления: выносной, RP10-PSU
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин
Опорный диск: стеклянный, двухслойный
Размеры (ШхВхГ): 440х100х360 мм
Rega RB 2000
Тип: поворотный
Регулировки: прижимная сила, антискейтинг, геометрия головки
Эффективная длинна: 237 мм
Заход: 15 мм
Установочное расстояние: 222 мм
Головка звукоснимателя Rega Apheta
Тип: МС
Выходное напряжение: 0,5 мВ
Импеданс: 15 Ом
Прижимная сила: 1,75 г