Историю и философию фирмы Audio Research Corporation (ARC) мы подробно обрисовали, тестируя полупроводниковый усилитель DSi200 (см. No5, 2014), однако нелишне будет напомнить, что Уильям Зейн Джонсон, отец-основатель ARC, всегда отдавал предпочтение ламповой аппаратуре и едва ли не единолично добился у себя на родине, в США, возрождения ее производства.
Между тем ни для кого не секрет, что ресурс электронной лампы составляет порядка 2000 ч (менее 3 месяцев непрерывной работы). В связи с этим вопросами послегарантийного обслуживания фирма занялась, как говорится, всерьез и надолго. В результате хозяин лампового изделия ARC может не опасаться за будущее своей аудиосистемы — специалисты сервисного центра фирмы способны восстановить голос практически любому аппарату, выпущенному ARC за ее почти 45-летнюю историю.
Хотя известно, что VSi75 моложе своего собрата VSi60 буквально на год, кажется, будто их разделяют лет 20, если не 30. Нарочито ностальгический дизайн отставлен, что отразилось на облике новинки самым благоприятным образом. Передняя панель обрела благородный серебристый оттенок, а многочисленные светодиоды заменил LCD-дисплей. На нем отображаются все необходимые параметры вплоть до тока смещения ламп. Доступ к входам, режимам Mute и Mono, а так-
же к регулятору громкости осуществляется, как и у VSi60, посредством кнопок, но более изящных. Они как бы врезаны в узкую декоративную канавку, придающую законченность всему фасаду. Раскладку верхней панели следует считать классической для лампового усилителя: шестерка электронных ламп, а за ними, под кожухом, установлены выходные трансформаторы плюс элементы блока питания — транс и конденсаторы. Дополнительный кожух для ламп можно приобрести за отдельную плату.
На задней панели остались пять несимметричных входов и винтовые клеммы для АС импедансом 8 или 4 Ом. Рядом появился нерегулируемый выход на запись, однако исчез порт для подключения активного сабвуфера. Возможность оцифровать сигнал с CD или LP, пропущенный через ламповый тракт, многим сегодня кажется заманчивой, поэтому данное решение представляется вполне закономерным. Другой вопрос, стоило ли ради него жертвовать сабвуферным выходом? Впрочем, высококлассный басовик можно подключить и к акустическим клеммам (многие производители сабов рекомендуют именно такой вариант).
По схемотехнике VSi75 на первый взгляд не отличается от VSi60. Усилительный тракт попрежнему двухкаскадный. На выходе установлены пентоды KT120, по два на канал, работающие в пушпульном режиме (от английского pushpull; буквальный перевод этого термина раскрывает тайну происхождения имени Тянитолкай из «Доктора Айболита»). Иными словами, одна лампа усиливает положительную полуволну сигнала, другая — отрицательную (да-да, вы правы, полупроводниковым аналогом такой схемы является комплементарная пара транзисторов). Драйвером для KT120 служит двойной триод 6H30 производства российско-американской компании Sovtek (лампы изготовляются в Саратове). Все как у «60-го», скажете вы? Не совсем. Шасси «75-го» в значительной степени модернизировано, а специально для выходных ламп разработан новый питающий трансформатор. Выходные трансформаторы тоже изменились — это узлы с расширенным диапазоном рабочих частот, позаимствованные у знаменитого усилителя мощности Reference 75. С этой же модели на VSi75 перекочевали некоторые ключевые комплектующие, в том числе разделительные конденсаторы. Кроме того, в два раза увеличена суммарная емкость накопительных конденсаторов блока питания. В результате выходная мощность возросла до 75 Вт/кан., что для ламповой схемы — весьма внушительный показатель. Усилитель по-прежнему собирается вручную и перед отправкой дилеру проходит процедуру тщательного контроля качества.
Как известно, для правильной работы выходных ламп на их сетки необходимо подавать т.н. ток смещения, причем строго определенной величины. Некоторые усилители даже имеют соответствующие автоматические схемы слежения.
Инженеры Audio Research придерживаются иной стратегии. По их мнению, усилительный тракт VSi75 имеет настолько стабильные параметры, что владельцу достаточно задать ток смещения лишь однажды — при первоначальной установке ламп. Алгоритм предельно прост. Нажимаем на фасаде или ПДУ клавишу Bias (на дисплее высветится номер регулируемой лампы и фактическая величина тока смещения), затем при помощи специальной пластиковой отвертки (есть в комплекте) поворачиваем регулятор в отверстии Bias на верхней панели перед соответствующей лампой и доводим ток смещения до 65 мА. Повторяем процедуру для остальных ламп.
Первые 40 с после включения усилитель пребывает в режиме Mute (приглушение звука —на дисплее индицируется соответствующая надпись). Это время необходимо для выхода схемы на рабочий режим, т.е. завершения переходных процессов. Впрочем, разработчики оговариваются, что оптимальные характеристики достигаются лишь через 5—10 мин. Тем не менее держать усилитель постоянно включенным нам не советуют. Причина очевидна — через 3 месяца такой эксплуатации лампы просто выгорят. Если же необходимо перейти на другой вход, усилитель можно не выключать (дело в том, что до повторного включения должно пройти не меньше 5 мин). Целесообразно лишь сначала приглушить звук посредством кнопки Mute, дабы избежать случайной перегрузки как усилителя, так и акустических систем.
Большое значение придается также правильному заземлению, причем не только усилителя, но и других компонентов. В частности, разработчики считают, что наименьший уровень наводок по сети получается тогда, когда заземленным оказывается лишь предусилитель.
Следуя всем этим рекомендациям, мы приступили к прослушиванию — разумеется, только после прогрева, длившегося значительно дольше пресловутых 5—10 мин. Поскольку коэффициент демпфирования VSi75 едва превышает 12 единиц (для лампового усилителя это вполне естественно), тестовой акустикой служили напольники довольно высокой чувствительности (порядка 89 дБ).
Для описания работы получившегося тандема позаимствуем несколько терминов у наших коллег из журнала Foto&Video. Во-первых, отметим высокую разрешающую способность: звуковая сцена полнилась множеством деталей, а их масштаб передавался с поразительной точностью. Во-вторых, упомянем отсутствие аберраций, как хроматических (тональный баланс исходного сигнала соблюдался на любом уровне громкости), так и дифракционных (локализация образов не оставляла желать лучшего). Если в манере воспроизведения VSi60 наш эксперт находил «намек на упрощение деталей в сложных фрагментах», то при прослушивании VSi75 мы ничего подобного не заметили. Иными словами, фирма Audio Research идет нетореными тропами: после успешной пробы сил в создании полупроводниковой техники специалисты поставили (и решили!) не менее сложную задачу — выявить неиспользованные резервы в устоявшейся как будто конструкции лампового усилителя. Такое возвращение к истокам можно только приветствовать.
Результаты измерений и технические характеристики лампового усилителя Audio Research VSi75
Измеренная выходная мощность почти точно соответствует заявленной, но КНИ при этом в три раза выше указанного в паспорте. Впрочем, на «половинной» мощности уровень нелинейных искажений вполне приемлемый для лампового усилителя. Диапазон рабочих частот даже превосходит указанный в инструкции, так что потенциал записей высокого разрешения этот аппарат раскроет.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Июнь, 2014.
Рвых (КНИ 3%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 73,6/74,2/71,3 Вт
Коэффициент демпфирования: 12
КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,35/0,19/0,49%
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>80/>95 кГц
Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц: 0,5 дБ
Уровень АЧХ на 10/95 кГц: –0,2/–5,4 дБ
Дисбаланс каналов: 0,16 дБ
Взаимопроникновение (L-R/R-L): 41,2/41,8 дБ
Паспортные данные
Выходная мощность (20—20 000 Гц, 1% КНИ): 75 Вт
Диапазон рабочих частот (–3 дБ): 12—70 000 Гц
Входной импеданс: 52,5 кОм
Входная чувствительность: 0,55 В
Линейные входы/выходы: 5хRCA/1xRCA
Крепление акустики: винт.
Лампы: 2х6Н30+4хКТ120
Масса: 16,5 кг
Габариты: 368х235х413 мм
Потребляемая мощность: 600 Вт