Исходные данные этого теста весьма необычны. Кабели Living Athmos имеют российское происхождение, что само по себе обычно уже достаточное условие для шумных споров. Второй, наверное, еще более спорный момент — ценовой сегмент. Living Athmos — это совсем не дешево и ни разу не бюджетно даже по меркам взрослого High End.

Кабели Living Athmos я заприметил во время одной из прошедших московских выставок — при первом же знакомстве они показались мне интересными. А это уже кое-что, потому что из большинства российских кабельных разработок мне хоть как-то понравились буквально несколько «начинаний»: Валерия Гилева и Arkana Physical Research. Остальное же вызывало недоумение как звуком, так и напористостью тех, кто эти кабели представлял.

Вообще тест Living Athmos запланировали очень давно. Чаще всего от производителя удается заполучить лишь несколько экземпляров, тут же мне привезли целый ряд внушительных по размерам чемоданов, набитых кабелями. И никаких ограничений по времени — в запасе было несколько месяцев. Пожалуй, идеальные условия для тестирования.

Кабельный раскол

Для начала уместно сказать пару слов о том, как обстоят дела в кабельной теме в принципе. Да, рынок перегрет, однако аудиофилы продолжают искать новое, или, вернее сказать, то, что подойдет конкретному слушателю в связке с его системой и его компонентами (зачастую, впрочем, этот поиск хаотичен и не имеет системной основы).

По моим ощущениям, рост количества мелких производителей связан не только с востребованностью продукта, но и с тем, как повлиял на рынок поток китайских подделок. Приобретать что-то на вторичном рынке сейчас часто оказывается неразумным и рискованным решением, особенно если речь идет о ведущих производителях.

Standart Line Power Cable

Хотя разочарования, никак не связанные с подделками, тоже случаются. Например, потому что производители, желая насытить рынок, порой выпускают невнятную, ничем не выделяющуюся линейку и ставят ее дороже прежней. Или начинают вдруг делать дополнительную номенклатуру, на деле же проваливая качество по ряду типов кабелей. Ведь не всё и не у всех получается одинаково хорошо.

Самих производителей я делю на условных «технарей» и «эзотериков». Чтобы понять, как это выглядит, достаточно с одной стороны «разложить» в техническом и содержательном смысле кабели Acrolink или Atlas с их понятным производством, материалами и технологиями, а с другой — представить, например, NBS или Skogrand.

Впрочем, большинство находится где-то между этими условными полюсами. А что еще важнее — на деле, и то и другое может отлично работать. Или не работать. Или работать странно. Нельзя однозначно сказать, что собственное высокотехнологичное производство — это 100-процентная гарантия.

Так же и полукустарная свивка из непонятно чего может себя проявить неожиданно хорошо. Бывает и такое, что производители «эзотерики» не особо скрывают, что там внутри и из чего это сделано. Можно найти информацию, взять какой-нибудь известный исходный Belden и попробовать повторить. И на выходе получится (при всей кажущейся простоте и очевидности) нечто, совсем не похожее на оригинал.

Standart Line Interconnect Analog Cable RCA

Лично мне ближе подход «технарей», пусть даже у ряда подобных производителей ценник весьма и весьма высок. Хотя на деле в моей системе есть и те, и другие кабели. Технологичный Acrolink легко уживается с XLO и «эзотеричными» Heavens Gate. Окончательный выбор и подгонка комплекта под систему — исключительно результат экспериментов.

Впрочем, любые эксперименты я тщательно планирую. И тут, опять же, чаще выбираю предсказуемых «технарей» — особенно потому, что я сильно не люблю кабели, которые явно вмешиваются в звук тракта. Их задача (в идеале) — ничему не мешать и ни в коем случае не работать эквалайзером.

Править кривое кривым — не мой метод, а в подходах к построению системы я предпочитаю отталкиваться от свойств и качеств компонентов, а не от желания отслушать несколько десятков кабельных сетов и надеяться, что один из них вдруг даст какой-то чудесный результат. Нет, не даст и не должен, ведь это всего лишь последний штрих к картине, завершающее и необходимое дополнение, но никак не основа звука.

Цена кабеля

Цена в кабельной теме — наверное, самый спорный вопрос. Да, я буду настаивать, что это так. Почему? Потому что если бы кабельные ценники ограничивались скромными цифрами, то у большинства тех, кто в штыки принимает кабельную тему вообще, не было бы почти никаких эмоций — ну просто качественный проводник, разъемы и все тут. И именно ценники, а не споры о теории и практике, больше всего разогревают тему во всем, начиная от споров и заканчивая рынком подделок.

Хотя ценники тоже живут не в вакууме, они создаются рынком и спросом, с поправкой на стоимость производства и, особенно, — стоимость разработки. И если рассматривать старший кабельный сегмент, я не знаю ни одного человека среди своих знакомых, кто приобрел бы дорогостоящий кабель без его детального изучения.

Standart Line Speaker Cable

Существует много заблуждений о том, как же именно такие кабели продаются. Понятно, что бывают случаи, когда нечто дорогое пристраивается инсталляторами, а покупатель с этим соглашается. Но это происходит реже, чем вы думаете. В аудиофильском сообществе чаще всего основой выбора бывает или тщательное прослушивание образца, взятого у знакомого, или же кабель берется под залог или по договоренности предоставляется продавцом.

Главное — что это почти всегда осмысленное приобретение по результатам прослушивания. В итоге на одной чаше весов — изменения в звуке, а на другой — цена кабеля. И каждый сам решает, нормальная для него эта цифра или абсурдная. Или же изменения в принципе совсем не те, которые хочешь, и тогда цифры уже не имеют значения.

Особенности и нюансы

В моем личном классификаторе кабелей Living Athmos мне виделся ближе к «эзотерике». Однако это условно, а, может быть, это и вовсе первое впечатление. Впрочем, есть и технический подтекст — заявлено математическое моделирование и многократные эксперименты в процессе разработки.

Кабели Living Athmos изготавливаются вручную, не нарезкой из бухты и распайкой, а сборкой сложносоставной конструкции из проводников, диэлектриков и экранов. Идеология производителя не выглядит эзотерикой: стремление к максимально точному и честному звучанию, эффективное экранирование, фильтрация УВЧ.

Разве что утверждение о положительном психоакустическом и эмоциональном воздействии на слушателя может показаться необычным. Впрочем, это последнее — как раз то, о чем многие кабельщики говорят, но редко пишут на сайтах и в буклетах.

Reference Line Speaker Cable

Из конструктивных особенностей Living Athmos отмечу следующие три.

Во-первых, все проводники сделаны из меди высокой очистки, притом меди российского происхождения. Какой именно и откуда — этого ни один производитель не расскажет. Но факт остается фактом. Сечение сигнальных проводников в кабелях в зависимости от типа и линейки может доходить до 34 кв.мм. Весьма много.

Второе — основным диэлектриком является «специальная бумага», слои которой наматываются вручную, а далее уже идет полимерная изоляция. Кабели экранированные, экраны — из медной ленты, в разных моделях идет от двух до четырех экранов. По словам разработчиков изготовление кабелей может занимать несколько месяцев.

И третье — кабели имеют составную конструкцию. Внешне видно, как толстая основная часть переходит в более тонкие и гибкие вводы и выводы. Как объясняется, основная часть конструкции и вводы-выводы — это изначально раздельные элементы кабеля, которые собираются вместе в процессе изготовления. Судить по внешним признакам о внутренней конструкции не представляется возможным.

Если снять алюминиевую деталь (деталь эта напомнила мне кабели Kimber, хотя в подобном набалдашнике ничего особенного нет), закрывающую переход толстой части кабеля в кабельные выводы, то можно увидеть только заливку места стыка черной полимерной массой. Разобрав разъемы, я увидел сами кабельные выводы — на вид это просто проводники в изоляции, ничего конкретного тут не определить. Пайка, винтовые зажимы у сетевиков — все достаточно аккуратное, но мало проясняет детали. Кстати, по поводу сетевиков, я уточнял, пройдут ли они полагающуюся сертификацию. Получил ответ, что пройдут.

Reference Line Interconnect Analog Cable XLR

Кроме того заинтересовал меня один момент в описании: кабели могут быть снабжены разъемами любых производителей. И как раз этот момент мне видится спорным, ведь все разъемы имеют разную конструкцию. Мне кажется, только сам производитель кабеля должен решать, что именно нужно устанавливать, а покупатель — максимум, иметь выбор на уровне бананы/лопатки.

Впрочем, тут у разработчиков Living Athmos имеются свои предпочтения. RCA производства WBT, XLR производства Neutrik, акустические разъемы — массивные медные лопатки, ну а сетевые, как можно увидеть на фото, — различные для разных линеек. Хотя надо сделать одну поправку — набор, который привезли мне на тест, составлен из демо-кабелей. Как раз из тех, которые возят к потенциальным заказчикам и на выставки.

Ну и для довершения картины, та самая цена. Здесь мое мнение таково — если Siltech, MIT, Tara Labs и некоторые другие преспокойно делают акустические кабели с ценником по 50 000$ за комплект, то почему бы кому-то не попробовать взять планку в 10 000$? Ведь все производители в этом сегменте с чего-то начинали, некоторые — с гаражной мастерской, а кто-то так и продолжает в ней работать. И пусть уж все это регулируют рынок и покупатель — нужно оно, или нет, каждый решает сам для себя в меру потребностей и возможностей.

Reference Line Power Cable

В каталоге Living Athmos 3 линейки кабелей: Standart Line, Reference Line и Ultimate Line. Разница — в конструкциях, сечении проводников, количестве экранов, иногда в разъемах. Я не буду приводить здесь полное описание линеек от производителя, а условно обозначу их как младшую, среднюю и старшую. Скажу больше: конструкцию, цены — все это вообще лучше на время теста отбросить, обозначить кабели условно как A, B, C и беспристрастно изучить их свойства.

Описательную характеристику я буду давать скорее линейкам, чем конкретным экземплярам. Да, еще я оставляю за рамками теста фонокабели и цифровые кабели различных типов, имеющиеся в каталоге производителя. Вероятно, они заслуживают отдельного разговора, но в рамках первого знакомства я остановился только на акустических, аналоговых межблочных и сетевых кабелях.

Младшая линейка Standart Line

Основные впечатления о Standart Line — не жесткий, но и не подчеркнуто-смягченный звук, неторопливо-обстоятельный, с очень приличной, но неброской детальностью. Тональный баланс чуть-чуть смещен в средне-верхний диапазон, хотя выражено это очень слабо, и назвать звук акцентированным я не могу. Бас быстрый, точный, округло-наполненный, в его характере ощущается некая нижняя планка, основание, задающее устойчивость звуку, но он совершенно не пытается доминировать или притягивать к себе излишнее внимание.

Какой-либо явной окраски я не заметил, максимум — легчайшую смягченность и как будто бы теплоту. Интересный эффект — если не вслушиваться, то звук просто есть. Если обратить внимание, то замечаешь, что деталей слышно очень много, но вот ощущения вывернутой наружу детальности нет совершенно. Однако эффект заметен, особенно при замене кабелей Living Athmos на другие и обратно. Комфортный и удобный звук — это совершенно точно, но в сон от него не клонит.

Reference Line Interconnect Analog Cable RCA

Масштаб в нескольких вариантах прослушивания получился скорее тяготеющий к камерному. Склонности раздувать или перенасыщать сцену не заметно вообще. В основных чертах подача получается ровной и аккуратной, если разобрать ее по формальным признакам, но вот ощущения мониторности прослушивания не возникает.

Подумалось, что в этой серии Living Athmos ощущается некий референс хороших медных кабелей, только с крошечной прибавкой породистого винтажного звучания. Не того полудохлого винтажа, которого на любой барахолке — вагон, и не лампового окраса, а как будто вместо очень приличного транзисторного предварительного усилителя я бы поставил в систему какой-нибудь старый культовый Audio Research. Настрой примерно такой, разве что склонность к камерности несколько выпадает из общей картины.

Какой-либо жанровости за кабелями я не заметил — результат предсказуемый и всегда узнаваемый. То есть характер все равно прослеживается, но заставить этот характер перекосить звук по какому-либо из формальных критериев у меня не получилось.

А еще понравился один эффект — без выраженной окраски хорошо читаются эмоции музыки, мажорное и минорное, радостное, грустное, трагическое — все хорошо считывается, но именно из музыки, из того, что заложено композитором и исполнителями, а не за счет окраски звука системой. Это отчетливо прослеживается на хороших записях классической музыки.

Средняя линейка Reference Line

Следующее обобщенное впечатление — о линейке Reference Line. Да, тут уже можно говорить и о пользовательской специфике самих кабелей. Если Standart Line просто чуть толще среднестатистических и обладают средней жесткостью, то кабели в линейке Reference уже жесткие и толстые безо всяких оговорок. Не настолько, чтобы стать существенной проблемой, но коммутацию в стойке, вплотную придвинутой к стене, мне представить сложно.

Ultimate Line Interconnect Analog Cable RCA

Про характер влияния на звук я бы сказал, что он узнаваемый в ряде черт: не жесткий и не мягкий, не светлый и не темный, не яркий и не тусклый — все где-то посередине, без перекосов. Первое различие, которое заметно по сравнению с младшей линейкой — звук как будто бы больше, масштабнее.

Камерности уже нет, сцена раскрывается в полный рост, с хорошей шириной и глубиной. Хорошо разделяются планы, образы аккуратно очерчены, без подчеркнутой резкости, воздух и объем вместе с нюансировкой можно расслышать так, что легко представить и различить зал или студию. Конечно, если сама запись все это позволяет.

Кроме того, отслеживается хорошая динамика, детальность, которую в данном случае уже можно назвать действительно высокой, и естественная тембральная подача. Однако есть и черты, замеченные у младшей линейки и явно получившие здесь развитие. На примере той же детальности — слышно очень многое, но нет вытягивания каждой детальки и каждого послезвучия на первый план, музыка остается цельной. Этот эффект мне очень понравился при прослушивании симфонической и хоровой музыки.

Ultimate Line Speaker Cable

Еще можно отметить иную подачу баса в этой линейке. Если со Standart Line возникало ощущение некой очерченной основы, то тут эта граница как будто стирается, хотя формально бас не становится глубже — его столько, сколько выдает конкретная акустика в конкретном помещении и в связке с конкретным усилителем. Но разница все равно заметна. И в таком варианте весь частотный диапазон ощущается более цельным и слитным.

Остальной диапазон тоже слитный, каких-то акцентов я не заметил. Как раз-таки напротив: все не остро, аккуратно, с явной заявкой на честность и нейтральность.

Эффект вовлечения здесь тоже присутствует, но в еще более спокойно-деликатном виде. Я так и не смог сформулировать, из каких же формальных признаков этот эффект складывался, но во время тестов я замечал много раз, что вот уже пора давно было сменить обвязку, а я от этого отвлекся и просто слушаю музыку и обдумываю что-то совсем к кабелям и тестам отношения не имеющее.

Старшая линейка Ultimate Line

Осталось рассказать про Ultimate Line. Эти кабели совсем толстые и жесткие, и даже при достаточно вольной расстановке компонентов коммутация сильно сложнее обычной. Возможно, тут даже просится раскладка системы не на стойке, а на некоем подиуме. Ну и легкие компоненты такой обвязкой соединить будет затруднительно. Правда, сложно вообразить, что кто-нибудь подключит маленькую коробочку ЦАПа или фонокорректора таким кабелем. Хотя, подвернувшийся под руку Nagra VPS на такой обвязке почти висел в воздухе.

Ultimate Line Power Cable

Чего-то конкретного от Ultimate Line я не ждал — в процессе теста предугадывать не полагается, но общий характер кабелей Living Athmos уже так или иначе сложился в голове, поэтому сравнительное прослушивание несколько удивило. Почерк у этой линейки другой. Все вальяжнее, чуть теплее, более бархатно-фактурно, даже хочется сказать, что мягко, но только с поправкой на хорошую детальность и очевидно не заглаженную динамику. Не то чтобы вдруг нашлась выраженная окраска, но почерк все равно другой, в нем как будто больше ламповости и ощущения, что музыка вся будто бы под увеличительным стеклом.

Бас мягче и фактурнее, то же можно сказать и о серединке, и о верхних частотах — как будто везде чуть-чуть прибавили красок и эмоций. Этот эффект показался мне редким и непривычным. Сцена тоже побольше, повоздушнее, хотя проработка составляющих сцены правильная и честная. В плане динамики и детальности — все примерно так же хорошо, как у Reference Line, то есть просто хорошо, но сами эти признаки немного меньше обращают на себя внимания за счет остального характера звука. Жанровости здесь тоже нет, но вот характер в целом отличается заметно.

Выводы

Есть производители, у которых полная обвязка обычно создает слишком заметный характер, бывает эффект пересыщения. Или же есть производители, у которых, например, акустические кабели намного «полезнее», а вот сетевики лучше выбрать чьи-нибудь еще.

Living Athmos более дружелюбны в этом смысле, как по отношению друг к другу, так и по отношению к сторонней продукции. Но из этого качества вытекает другая особенность — поправить кривой звук при помощи Living Athmos может и не получиться. Точнее это возможно, если компоненты хорошо складываются в систему, а ошибка в кабельной обвязке. Но если вопрос в самой системе, а я это проверил, пару раз смешав «не смешиваемые» компоненты, то кабельная обвязка не только не поможет, а наглядно этот разлад продемонстрирует.

Кабели младшей и средней линейки прекрасно смешиваются в системе и совершенно никак не конфликтуют. В зависимости от условий можно без особого труда подобрать оптимальное сочетание, сколько комбинаций я ни пробовал, ни разу не удалось получить какой-то непредсказуемый перекос или неожиданный странный результат.

Линейка Ultimate Line, как мне показалось все же имеет ряд значимых отличий, но вот при смешивании кабелей из нее с кабелями других линеек тоже никаких противоречий по характеру не обнаруживалось, и искусственно создать «узкое» место не получилось.

Хотя тут нужно понимать следующую логику. Поставить сетевики из младшей линейки на часть компонентов и старший акустический кабель можно, не возбраняется и ни к чему страшному это не приведет. А вот обвязать систему старшими межблоками и дополнить младшим акустическим — уже не то, хотя такую обвязку в реальной жизни мне и вообразить сложно, потому что практически каждый, кто возится с этой тонкой материей представляет, в какой иерархии кабели живут именно в его системе.

Так что по сумме впечатлений Living Athmos мне понравились. Абсолютно уникальными я их не назову, но вот так сходу найти совсем похожие аналоги — сложно. Да и уникальность в кабельной теме чаще указывает не на положительные свойства, а на вычурные и, зачастую, отрицательные. Здесь же явно отрицательного не нашлось.

Расстраиваться можно из-за ценников, все-таки они существенны, а от пары сетевиков Reference Line я бы и сам не отказался. Еще можно немножко пожаловаться на то, что нет возможности разобрать кабель целиком и удовлетворить свое любопытство полностью. Впрочем, достаточно и того, что кабели очень неплохо работают, — это важнее.

А проекту как таковому остается пожелать удачи, развития и, что отдельно хотелось бы, — появления более доступных линеек с близкими свойствами и качествами.

Living Athmos

Standart Line

Акустические 1,8м. — 3 350 долларов

Межблочные небалансные 1,2м. — 3 500 долларов

Межблочные балансные 1,2 м. — 3 800 долларов

Сетевой 1,8 м. —1 650 долларов

Reference Line

Акустические 1,8м. — 8 000 долларов

Межблочные небалансные 1,2м. — 5 900 долларов

Межблочные балансные 1,2 м. — 6 400 долларов

Сетевой аппаратный 1,8 м. — 3 750 долларов

Сетевой на общий источник питания или разветвитель 1,8 м. — 3 550 долларов

Ultimate Line

Акустические 1,8м. — 12 800 долларов

Межблочные небалансные 1,2м. — 9 300 долларов

Межблочные балансные 1,2 м. — 10 100 долларов

Сетевой 1,8 м. — 6 250 долларов