К вечеру понедельника добрался наконец после выставки до дома.

Разбирали аппаратуру, упаковывали, таскали, возили, потом опять таскали, распаковывали, настраивали иголки, подключали фоники, преды, концы… Вроде Слава Богу, почти ничего не сломали. Не всегда так везет…

И вдохновившись примером моего доброго коллеги Игоря Анатольевича, вместо «чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться» - решил зарисовки с выставки набросать.

Ответы на вопросы публики

К сожалению, приходится констатировать, что из года в год содержание вопросов не сильно меняется. Расположу их по частоте задавания. Самый популярный:

- Здрасьте! Я тут на помойке Арктур 004 нашел. Как бы мне так сделать, чтобы он так хорошо заиграл – так живо, естественно, натурально… Вот что надо сделать?

- Я бы на вашем месте, ставил задачи поскромнее…

- Это какие?

- Нууу… Как бы он начал издавать хоть какие-нибудь звуки и при этом, не очень сильно портил пластинки.

- Хорошо! Будь по-вашему. Ну и как так сделать?

- Без понятия… Мы ремонтом антиквариата не занимаемся. Если вам надо дополнительный тонарм установить, базу под него изготовить – это к нам. А как вам сделать из гАвна конфетку – понятия не имею.

- А что же мне с этим Арктуром делать?

- Не знаю. Лучше всего – отнесите его обратно на помойку.

Следующий, по частоте задавания вопрос – мой любимый.

- А зачем нужны два тонарма?

- Чтобы иметь возможность установить два разных фонокартриджа.

- А зачем нужны два фонокартриджа?

- Дело в том, друг мой, что звук в виниле идет именно от иголки. Все остальное – тонарм, вертак, провода, фоник должны этой иголки, во-первых, не мешать, а во-вторых помочь ей раскрыть свой потенциал. Смекаешь?

- Ну вроде да…

- Получается, что если ты поставишь две иголки, а для этого тебе понадобится два тонарма, то ты с одного вертака будешь иметь два совершенно разных звука. Как, например, поступили мы поставив на один тонарм МС БэнсМикро заведя ее на транзисторный фоник; а на второй тонарм ММ Клир Аудио Маэстро, заведя ее на штатный ламповый фоник в преде «Пульс». Вертак один – а звука два – смекаешь?!!

Третий по частоте задавания вопрос о сравнении различных конструкций, причем как правило, не сопоставимых. Один эпизод, из этой серии, вот прям очень мне понравился. Два почтенных мужа долго и подробно разглядывали наш стенд, а потом вступили в диалог

- Здравствуйте! А вы не могли бы разрешить наши недоумения?

- Бонжур! Сделаю все, что в моих силах. Весь к вашим услугам.

- Мы вот с товарищем интересуемся винилом – ходим, сравниваем, слушаем… Недавно ходили в хороший салон и попросили провести прямой сравнительный тест нового Техникс за пол ляма и Трансротора – в ту же цену.

- Ну вот это вы вогнали меня в недоумение! А как вам в голову пришло их сравнивать? И каков же, любопытно, результат вашего теста?

- Вы знаете, как не странно, Трансротор отыграл намного лучше!

- А почему вам это странно? На мой взгляд – это очевидно.

- А вы не могли бы эту очевидность объяснить. Мы вот ее не понимаем. Техникс – такой хороший бренд. Почему он так плохо отыграл?

- Не вдаваясь в технические подробности и ни в коей мере, не посягая на авторитет Техникс, обращу ваше внимание на задачи, которые ставили перед собой производители.

Техникс – аппарат блочный, серийный, законченный. Никакого апгрейта и дополнительных тонармов не предусмотрено. Можно только поменять иголку. Причем целевая аудитория Техникс меняет иголку только тогда, когда она выйдет из строя. И Техникс не рассчитаны на дорогие, сложные, точные фонокартриджи. Для этого у него слишком короткий тонарм. Это рабочая лошадка, которая будет долгие годы крутить винилы, на какой-нибудь средней ценовой категории ММ, радуя своего хозяина вполне приличным звучанием. Добротный Хай-Фай заточенный на меломанов.

А вот Трансротор, как раз заточен именно на озвучивание дорогих, сложных и высокоточных иголок. И возможности апгрейта у него – безграничные. Хотите дополнительный тонарм – пожалуйста. Хотите привод поменять – пожалуйста. Хотите два двигателя поставить – пожалуйста… Это высокий Хай-Энд заточенный на Аудиофилов.

Далее начинаются вопросы по существу – замена привода и установка дополнительного тонарма. Но тут тоже – не все так просто.

- Здрасьте! Я смотрю у вас вертушки в основном на нитках – а почему?

- На наш вкус – на нитке лучше играет. На Блэк&Вайт черный пассик поставили из-за дизайна.

- А вот у меня Проджект с выносным двигателем. Можно там пассик на нитку поменять?

- Можно, но изменится скорость. Насколько мне известно, у Проджект скорость не регулируется.

- А я другой шкиф сточу под нитку.

- Другой шкиф? А как вы его будете рассчитывать?

- А его надо рассчитывать?...

На следующий день.

- Здрасьте! У меня Вега 102, я хочу проводку в тонарме поменять – что посоветуете?

- А вы когда-нибудь тонармы разбирали, проводку меняли?

- Неа.

- Тогда не советую.

- Почему?

- Потому что, после того как вы поменяется проводку, тонарм скорее всего, перестанет поворачиваться, и вы испортите и иголку, и пластинки.

Другой господин долго и подробно расспрашивал про тонарм, приценивался, а потом спрашивает

- А какая у него установочная длина?

- 304, эффективная 316,9. 12,5 дюймов.

- Погодите, погодите… А у меня на штатной базе установочная длина 245.

- Это у вас под 10-дюймовый. Меняйте базу на 12-дюймовый.

- Погодите, погодите… Меняйте базу, меняйте диск, меняйте вертак – я ничего менять не хочу!

- Да не волнуйтесь вы так, изготовим вам базу, установим на место штатный и будет вам счастье и… старая база.

- Нет, вы меня не поняли! Я не хочу менять базу. Я хочу как есть со штатной 10-дюймовой базой!!!

- Да, действительно – я вас не понял. Если вы хотите тонарм на свою 10-дюймовую базу – зачем вы прицениваетесь к 12-дюймовому?

- А вы сделайте 10-дюймовый.

- Мы не делаем короткие тонармы.

- Почему?

- Их и без нас делают предостаточно. Вот Рега, например, наоборот – 12-дюймовые не делают. Ну а мы вот, чтобы Регу уравновесить – коротких не делаем.

Ну и совсем уж редкие вопросы – по поводу компонентов NewArtVynil.

Стенд NewArtVynil

На этой выставке мы представили сразу несколько новинок. Ну, во-первых, проигрыватель Блэк&Вайт из серии «Кристалл» ранее анонсированный. Во-вторых, подготовленный к прошлогоднему, несостоявшемуся РосХайЭнду однотонармовый проигрыватель на пружинах с амортизаторами Блэк Айс. Вполне достойный проигрыватель и – недорогой; прайсом всего в 180 К. Мы его делали как раз по принципу Техникса. Никаких дополнительных тонармов, все просто и функционально. Хороший многослойный стол на вибро развязке; приличной толщины акриловый диск на прецизионном подшипнике; внешний регулируемый привод с синхронным двигателем и красной, пролетарской ниткой. И, учтя недостатки Техникс – укомплектовали его длинным, 12,5-дюймовым тонармом Черный Аист.

Третьей новинкой, представленной на 20-м РосХайЭнде стал новый референсный фонокорректор NewArtVynil Блэк Перл. Фоник ламповый, ММ-МС с огромным количеством регулировок по входному сопротивлению и усилению. Корпус неимоверного размера, внутри разбит на три части. По одной для левого и правого каналов и третья часть для двух кенотронных источников питания, каждый со своим тором. Звучание у него – фантастическое, причем с любых иголок – хоть с ММ, хоть с МС.

Ну и еще одна новинка – межблочные, фоно и акустические кабели из новых, юбилейных серий NewArtVynil «Купрум» и «Аргентум». Что-то мне подсказывает, что о них мы – еще услышим.

Так же на нашем стенде присутствовал проигрыватель «Баланс» на субшасси и скелет вертушки Литл Кристалл с двумя базами под 9- и 12-дюймовые тонармы, но без самих тонармов и без привода. Мы его иногда вручную раскручивали. Еще демонстрировали роликовый привод и отдельно в коробке тонарм Черный Аист новой модификации под 5 пин.

По иголкам – 3 МС и 1 ММ. На Блэк&Вайт Бэнс Микро Айс через транзисторный фоник Твин Дэк на ламповой пред Пульс. На Блэк Айс МС Шелтор 501, через фоник Блэк Перл – туда же. На Баланс поставили два тонарма. МС ЕМТ на транзисторный фоник Твин Дэк. ММ Клир Аудио Маэстро на штатный ламповый фоник предварительного усилителя Пульс. С преда вся эта красотень по оригинальным моно межблоком разливалась на ламповые моноблоки Пульс на КТ 150. И оттуда, по акустическим кабелям NewArtVynil Даб-16 на АС Дин Аудио и супертвиттеры NewArtVynil.

Интересные системы.

Конечно же рупора! Мимо них невозможно пройти. Они притягивают как магнит и не только колоритной внешностью, но и звуком. Довольно хорошо знаком с рупорной акустикой, с «Оперли» мы даже выставлялись на одном из Винил Джемов. Не являюсь поклонником рупора. По мне так они все пришептывают и очень уж въедливо звучат. Жанровая акустика. Мне один рупороман говорит

- У Пинк Флойда есть место где рубят дрова. Так на моих рупорах слышно, как щепочка отлетает и падает.

Это конечно все прекрасно – но мы же не щепочку слушаем, а музыку. Камерные составы, романсы, речевые пластинки. Тут рупора рулят. А вот все остальное – нет.

АС Shtoller&Karpenter поразили меня не только всежанровостью и масштабом, но и отсутствием этого пришептывания. Подхожу к парням, они кстати крымчане, говорю:

- Парни, вас на форумах урывают за дизайн. Некоторые Критики не слушая предлагают сжечь. Вам надо что-то с дизайном делать. И лучше всего – обратиться к дизайнеру.

Они стали щетиниться.

- Да мало ли кто чего пишет – они бы лучше приехали послушали.

- Согласен с вами лишь отчасти. Мнением публики можно и пренебречь. Но вот мнением Критика пренебрегать не стоит. Ну на фига вы его оклеили велюром, да еще такого цвета?

- Из-за демпферных свойств материала.

- А цвет?

- Ну что цвет – бабам нравится!

- Бабы аппаратуру не покупают.

- Откуда ты знаешь?

- А изнутри вы его не могли за демпфировать?

- Изнутри мы его тоже за демпфировали.

- Парни, вы конечно как хотите, но я предлагаю вам прислушаться к этой критике. В данном случае – она справедлива. Я конечно, как мог, заступился за вас на форуме, но с дизайном вам надо что-то делать.

- Мы разговаривали с дизайнером, и он посоветовал сделать на боках вставки из кожи.

- Вот отличный совет! Очень оживит композицию. А то у вас рупор отдельно, а корпус отдельно. Кожаные аппликации их свяжу воедино. Кстати о корпусе. Я так понял это не один ширик играет, вы его чем-то усилили?

- Да, в корпусе стоят еще два 10-дюймовых динамика и один 8-дюймовый. Причем включены они не параллельно, а последовательно.

- Да, по басам вопросов нет никаких совершенно. Впервые вижу рупора, обтянутые кожей. Обычно рупора полируют или красят под лак. Что так?

- Мы много экспериментировали с поверхностью рупора и пришли к выводу, что кожа – оптимальный вариант. Он несколько демпфирует рупор, лишая его присловутого пришептывания.

Пожелаем крымчанам творческих успехов.

Роман Вминялкин «Электротон»

Роман представлял на выставке усилитель для наушников, фонокорректор и гибридный интегральник мощностью 2 по 240 Вт на 4 Ом. Усилитель он до часу ночи пятницы паял, а в субботу, после демонстрации в зале прослушивания – продал. Отлично у Ромы всегда играет – бодро и весело.

Ну наконец то Казанцев выступил на РосХайЭнд во весь свой великолепный рост! Он в первый день притащил 2 бабинника, а во второй прикатил еще и третий – на станине с колесиками. А я вот так и знал, что он двумя мафонами не обойдется! Зазывал нас на выставки в Европу – прям за рукав тянул!

- Ребята вам давно пора – вы готовы! Вы переросли РосХайЭнд. Вон будет в Италии выставка – вообще не дорогая. Народу – море! Интерес к технике – неимоверный!

- Так-то оно так. Ты все правильно говоришь – реклама – двигатель торговли. Но у нас NewArtVynil – не единственный проект. Мы еще занимаемся ювелиркой, а помимо этого Валери преподает в Строгановке, а я занимаюсь СтереоМанКлубом. Так что выставки — это конечно хорошо, но – пока не в приоритете.

Георгий Крылов как, впрочем, и всегда – порадовал роскошной акустикой.

Ну и AllB Music. Когда многоуважаемый Игорь Анатольевич написал, что выставит на РосХайЭнд С90, я думал он пошутил. Оказывается, нет – не пошутил, выставил и играли они – почти также как здоровенные напольники рядом. Безусловно впечатлен и я бы даже сказал – поражен модефицированной версией С90 – браво Маэстро!!!

Насколько мне известно одну пару из своих АС они домой не повезли.

И еще раз выражу благодарность неутомимому Игорю Анатольевичу своей целеустремленностью и волей к победе, вдохновившей меня на создание данного опуса.

Много чего интересного было на 20 РосХайЭнде, но – нельзя объять необъятное. Секретарша ждет – пойду печатать. И друзья мои – не случилось под рукой фото – выставляйте пожалуйста кто чем богат. Всем спасибо, если что напутал в названиях – извините, спешил…