Что не надо будить спящего медведя, знают все обитатели леса и охотники. А что не надо будить Николаса Кейджа, должны были бы уже выучить все киношные бандиты и убийцы, и инфернальные твари тоже. Пусть лучше спит себе зубами к стенке! Но нет ведь, с завидным постоянством находятся балбесы, которые это правило пытаются нарушить…
На сей раз Николасу предстояло воплотиться в образ профессионального лесоруба по имени Рэд.
Работал Рэд лесорубом
В целом получилось у него неплохо, хотя и нельзя не заметить, что мешает этому прошлый образ Кейджа, примелькавшийся в боевиках и семейных фильмах. Достаточно непросто привыкнуть к тому, что теперь это медлительный и немногословный здоровяк, а не любящий поболтать худощавый мужчина из боевиков или семьянин, опять же без умолку что-то говорящий. Проступает на лице, как на проявляющейся фотографии, знакомое амплуа. Но нет, здесь герою Николаса уготовано иное.
Режиссер Панос Косматос решил показать нам боевик с элементами ужасов, снятый в декорациях бульварного фэнтези. К слову, Панос — сын режиссера Джорджа Пана Косматоса, знакомого многим по картинам «Кобра», «Рэмбо: Первая кровь 2», «Левиафан», «Тумбстоун: Легенды дикого запада». Ну и решил, как говорится, продолжить отцовскую традицию. Весь сыр-бор в фильме разгорается из-за жены Рэда Мэнди (Андреа Райсборо).
Мэнди — женщина необычная
Эксцентричная дама до сих пор не может отойти от имиджа подростка и любит почитать книжки жанра фэнтези.
Кроме того, она сама неплохо рисует в том же жанре.
Но ведет себя Мэнди немного необычно и рассказывает странные вещи. Короче, нестандартная во всем. С этой ролью Андреа справляется хорошо, но, к сожалению, ее возможности проявить свой актерский талант достаточно ограничены. По фильму Рэд очень привязан к жене, потому что за грубой с виду натурой скрывается нежное и любящее сердце.
И угораздило же Мэнди попасться на глаза наполовину сумасшедшему главарю секты Джеремии Сэнду, которого играет Лайнас Роуч ...
На самом деле сюжет фильма очень простой, прямолинейный и, разумеется, предсказуемый. Мы все такое видели и не раз. В злодеях на поверку тоже ничего особо мистического нет. Но Панос решил представить простое с виду действие как эпическое сражение сил добра и зла. Ну как же, книжки фэнтези разве не об этом? Поэтому большая часть кадров в фильме окрашена в необычные цвета, так что привычные пейзажи часто на глазах превращаются в картины из другого фантастического мира. Все действие развивается медленно, тягуче; с определенного момента даже создается мнимое ощущение, как будто зритель сам находится под действием наркотика. Этим подходом лично мне «Мэнди» отдаленно напомнил знаменитый фильм «Мертвец». Но за медлительностью скрывается растущая сила, и ближе к развязке зрелище уже напоминает сражение фантастического героя с настоящим порождением Ада. Как главе потусторонних сил Джеремии тут дана возможность высказаться от имени всех инфернальных злодеев.
Мэнди не может в одиночку этому воспротивиться: враг схватил ее и держит, и поэтому борьба идет на ментальном уровне. Джеремия ее проигрывает, что предопределяет ход дальнейших событий. Он вымещает на Мэнди свою злобу и горечь от психологического поражения, поэтому Рэду ничего не остается, как в одиночку вступить в схватку с достаточно опасным противником. Как и принято в жанре фэнтези, у главного героя есть свой оружейник (Билл Дьюк), а по пути встречается и маг, указывающий дорогу, которого сыграл Ричард Брейк.
И если Николас с трудом вжился в образ отчаянного лесоруба, то игра Лайнаса в роли психически нездорового новоявленного мессии вопросов не вызывает. Впрочем, как и его окружение — опьяненная слепой верой группа фанатиков. За это жирный плюс.
А уж напряжения в схватке одинокого героя с этим воплощением потустороннего зла хватает с избытком. Иногда кажется, что у него почти нет шансов. Что человек, даже такой внешне несокрушимый, как Рэд, беспомощен в подобной ситуации.
Но унывать долго он не умеет и врагу спуску не даст. Кстати, в ход пойдут и топор, и бензопила, и даже арбалет. Ну и руками, само собой, неплохо получается, если до этого дело доходит.
В фильме можно заметить аллюзии к тарантиновскому «От заката до рассвета» и даже к оскароносному «Выжившему», но прямых заимствований чужих идей нет. И, разумеется, эта атмосфера! Ее Паносу удалось создать на все сто.
Понятно, что замок главного злодея находится в ущелье среди скал, и попасть в него сможет не каждый. Герою придется пройти и пустоши, и мрачные катакомбы, и сразиться со злодеями.
При этом самые обычные места и вещи на глазах превращаются в настоящую арену фантастической битвы.
Не обещаю, что этот фильм обязательно понравится всем. Кому-то он может показаться затянутым и даже скучным, лишенным привычного драйва. И главного — постоянной болтовни главных героев по делу и без. Но одно точно — это не заурядное кинособытие, а довольно неординарное зрелище, и, как мне кажется, на него определенно стоит потратить время.