Мне уже приходилось писать статьи о больших инсталляциях в кинозалах вроде этой: «Домашние проекты: кинотеатр в отдельном здании с хорошей звукоизоляцией». Однако на этот раз я расскажу о домашнем кинотеатре таких масштабов, что даже некоторые коммерческие залы могут позавидовать (и поучиться). Говоря о масштабности, я имею виду не только размеры помещения и количество посадочных мест (15 кресел), но и AV-оборудование, а также, что не менее важно, сам подход к инсталляции: здесь продумано все, клиент однозначно понимал, что он хочет.

Заказчик этого проекта Роб Хан (Rob Hahn) — бывший профессиональный кинооператор, который работал над фильмами «Медвежатник» с Робертом Де Ниро, «Стэпфордские жены» с Николь Кидман, «Срочно требуется звезда» с Майклом Дж. Фоксом, а также над другими картинами. В съемках блокбастеров Роб Хан тоже принимал участие, но уже неофициально и не в роли главного оператора.

Короче говоря, владелец этого ДК — человек с большим опытом и понимаем тонкостей индустрии. «Я устал смотреть фильмы не в фокусе c тусклыми проекционным лампами и до боли в ушах громким звуком. — рассказывает Роб о своих походах по кинотеатрам. — Это стало мотивацией построить свой кинотеатр, в котором точно можно посмотреть фильм таким, каким он задумывался».

Вставлю свои пять копеек: Роб Хан абсолютно прав, ведь очень часто впечатления от просмотра фильма в кино портят некачественная блеклая картинка и совершенно безумный гулкий звук. Просто громко — это не рецепт хорошего кинотеатрального звука. К сожалению, во многих кинотеатрах этого, похоже, не знают.

Помещение кинозала сконструировали над гаражом, но качественная звукоизоляция полностью исключает возможность услышать какой-либо шум в кинотеатре

Интересно, что Роб начал готовиться к созданию собственного ДК задолго до непосредственного начала работ: он, будучи увлеченным профессионалом, ездил по разным городам США и смотрел, как устроены кинозалы в домах его знакомых и коллег. Таким образом, Хан использовал не только свои знания, но и опыт других владельцев домашних кинотеатров.

Инсталляторы сделали конструкцию по принципу «комната в комнате»

Над проектом Роба Хана работало несколько компаний. Все работы по установке колонок и акустическому оформлению выполняла фирма Keith Yates Design (KYD), а The Projection Room занималась видео и автоматизацией (экран, проектор, проводка, настройка, интеграция системы управления Crestron). Как и полагается, с заказчиком согласовывали каждый шаг, а конечным этапом подготовки (занявшей целый год!), стала подробная 3D-модель кинозала. Однако кое-какие изменения в дизайн вносились уже во время строительно-монтажных работ.

К интерьеру и оформлению кинозала Роба Хана я еще вернусь, а пока расскажу об использованном оборудовании. Список устройств, задействованных в инсталляции также внушителен, как и сам кинозал. Обо всем по порядку. Начну с акустических систем. За экраном установили три LCR-колонки JBL M2 и шесть инфразвуковых заказных сабвуферов UberSub от KYD с двумя 24-дюймовыми излучателями в каждом (всего 12 драйверов). Тесты показали, что система способна создавать басы ниже 5 Гц с давлением 120-130 дБ.

В передней части зала на левой и правой стенах висят по 2 колонки JBL AC28/26, которые дополняют фронтальную акустику. За ними следуют четыре JBL 8340A (по две АС слева и справа), которые выполняют роль боковых окружающих каналов. В качестве тыловых колонок задействованы тоже две JBL 8340A.

На потолке расположили целых 10 колонок JBL SCS 8. Помимо этого, в задней и боковых стенах установили низкочастотную акустику KYD/JL Audio SHOC-24 (всего 8 колонок).

Сделанные на заказ компанией KYD инфразвуковые излучатели UberSub

Но и это еще не все: под центральными креслами второго и третьего ряда стоят еще по одному инфразвуковому сабвуферу. Итак, в итоге кинозал оснащен 13.16.10-канальной аудиосистемой, рассчитанной на звук формата Dolby Amtos. Впечатляет даже на словах!

Специально изготовленные усиленные корпусы для сабвуферных динамиков диаметром 24 дюйма

За декодирование аудио в системе отвечает AV-процессор Trinnov Altitude32, которому по силам справится с такой конфигурацией акустики. Помимо него задействованы процессоры Lumagen Radiance Pro, Lab.Gruppen/Lake LM 26 и Lab.Gruppen/Lake LM 44.

Что касается усиления, то на колонки работают несколько усилителей: Mark Levinson 533H (для ВЧ-динамиков JBL M2), три моноблока Mark Levinson 531H (для НЧ-динамиков JBL M2s), три 8-канальных усилителя JBL Synthesis SDA-8300 (боковая, тыловая и потолочная акустика), 4-канальный JBL Synthesis SDA-4600 (четыре колонки JBL AC28/26), четыре усилителя KYD UA-12K (для инфразвуковых сабвуферов). Системы сложнее, безусловно, бывают, но если говорить о домашнем кинотеатре, то подобное встретишь не часто!

За экраном установили три LCR-колонки JBL M2 и шесть инфразвуковых сабвуферов UberSub

Картинку на акустически прозрачном экране с микроперфорацией Stewart SnoMatte 100 создает 4K-проектор премиального класса Sony VPL-VW5000ES. Отмечу, что экран оснащен системой маскирования по всем четырем сторонам, что, по мнению Роба, очень важно для хорошего ДК.

Если говорить об источниках, то их здесь тоже несколько: медиацентр Kaleidescape Strato, два сервера Kaleidescape 3U для хранения фильмов, UHD-Blu-ray-плеер Samsung UBD-K8500, ресивер TiVo Bolt и целых девять хранилищ Blu-ray/DVD-дисков Kaleidescape DV700 (в одно такое устройство вмещается 320 дисков, в девять влезет 2880 дисков).

Управляется этот кинозал-монстр через систему Crestron. Инсталляторы предусмотрели все: пользователь может контролировать все системы через интерфейс, нажимая нужную кнопку. Особенно хорошо специалисты потрудились над освещением, но все самые интересные идеи по освещению пришли в голову самому заказчику.

Роб Хан попросил инсталляторов установить подсветку в стенах и потолке за акустически прозрачной тканью, которой обтянуто все помещение. Получилось так, что при выключении основного освещения включаются лампы внутри стен и за экраном. Эти лампы подсвечивают акустические системы, спрятанные за тканью. Если судить по фотографиям, то выглядит это все очень классно! Думаю, вживую все смотрится еще лучше.

В зале установлено 15 мягких кресел с откидывающимися спинками Palliser Vox
За счет подсветки сквозь тканевые панели видны акустические системы

Как и обещал, возвращаюсь к интерьеру и акустическому оформлению зала. Не сложно догадаться, что в этом ДК с акустическим оформлением все в полном порядке. Инсталляторы сделали конструкцию по принципу «комната в комнате». Внутренняя сторона каркаса закрыта панелями с натянутой на них тканью. Все панели легко снимаются, что дает простой доступ к спрятанному оборудованию, включая акустику и проводку. Это, по мнению Хана, большой плюс. Уровень шума зала ниже, чем в профессиональной студии звукозаписи (NCB -1). Добиться таких результатов удалось не только за счет звукоизоляции, но и за счет специально разработанной системы кондиционирования и вентиляции, которая практически не издает ни звука при функционировании.

Общая площадь помещения составляет 290 квадратных метров

Наконец, немного об интерьере. Сразу скажу, мне нравится здесь абсолютно все, даже и покритиковать нечего. Роб Хан посчитал, что полностью темное помещение будет некомфортным, «гнетущим», поэтому зал разделили на две части. Ту, что ближе к экрану сделали максимально темной, а дальнюю (по отношению к экрану) часть кинотеатра сделали светлее. Особенно мне понравилась идея использовать в интерьере дерево и классические бра на стенах. Все это придало залу камерности и той самой «магической» атмосферы кинотеатра, которой, кстати, большинство современных кинозалов лишены.

Общая стоимость этого кинозала, разумеется, очень высока. Точными подсчетами я не стал заниматься, так как расценки на услуги инсталляторов и других специалистов в данном случае угадать невозможно. Однако по приблизительным прикидкам стоимость оборудования составляет около 1 000 000 долларов, возможно и больше. Можно ли повторить такой проект у нас? Было бы интересно это увидеть.

Информация о проекте взята на AVforum: Home Theater of the Month: The Hahn Theater